«Использование народных игр как средство повышения двигательной активности школьников»
«Использование народных игр как средство повышения двигательной активности школьников»
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является важной задачей образовательного процесса. Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с двигательной активностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование народных игр как средство повышения двигательной активности школьников»»
«Использование народных игр как средство повышения двигательной активности школьников» (из опыта работа)
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является важной задачей образовательного процесса. Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с двигательной активностью.
Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. В настоящее время наблюдается снижение двигательной активности обучающихся (гиподинамия). По данным гигиенических исследований в области охраны здоровья, «до - 85 % дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя)».
Негативные проявления гиподинамии состоят в задержке функционального развития детского организма, повышении частоты и продолжительности заболеваний учащихся. С каждым годом увеличивается процент детей с ослабленным физическим здоровьем. На уроках физической культуры наблюдается увеличение числа обучающихся освобожденных от практических занятий. Низкая двигательная активность приводит к снижению умственной и физической работоспособности детей.
Основную цель работы учителя физической культуры вижу в целенаправленном создании условий обучения, повышающих двигательную активность каждого ребенка, и формировании умения организовывать свою двигательную деятельность.
Для этого в процессе физического воспитания использую игровую технологию для повышения двигательной активности, состоящую из следующих организационно-педагогических блоков:
– учебно-практический блок – уроки физической культуры, внеурочная деятельность;
– спортивно-массовый блок – организация и проведение спортивных мероприятий во внеурочное время.
Учебно-практический блок включает реализацию образовательной программы по физической культуре и внеурочной деятельности. В тематическое планирование уроков физической культуры включается блок народные подвижные игры.
Наиболее эффективными средством считаю включение народных и подвижных игр по разделам программы, позволяющие вовлечь как можно больше обучающихся в одновременную работу и повышения моторной плотности уроков физической культуры. Дети, освобожденные от практических занятий физической культуры по состоянию здоровья, принимают участие в организации спортивных и подвижных игр в роле судей, помогают в расстановке и уборке спортивного инвентаря, в принятии контрольных нормативов в роли секретаря.
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей привел нас к широкому использованию народных игр и во внеурочное время. На протяжении многих лет для обучающихся 1-4-х классов ведется кружок - «Народные игры».
В условиях современного физического воспитания необходимость применения народных игр во внеурочной деятельности обосновывается факторами, складывающимися в школе и обществе целом.
Это, во-первых, усиление роста национального самосознания, возрождение народных традиций. Во-вторых, народная педагогика составляла и составляет общую основу формирования системы школьного образования. В-третьих, в организации игр с детьми создаются условия, обеспечивающие целенаправленное развитие физических качеств, которые необходимы обучающимся в их практической деятельности.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность наиболее важны - современным детям. Ведь игра – основной вид деятельности ребенка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений,удовлетворить естественную потребность в движении.
Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что игры наиболее доступны, понятны детям различного возраста.
Многие дети имеют серьезные речевые нарушения, затрудняются в общении. Поэтому стараемся включать в занятие как можно больше речитативов, зазывалок, считалок, потешек, имитации звуков характерных для насекомых, птиц, зверей.
Народные игры ценны в педагогическом отношении, они воспитывают характер, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой. С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности.
Эмоции, возникающие у ребят во время игр, зависят не только от подбора игры, обстановки, в которой она проводится, но и от роли, выполняемой ребенком, и успеха в ее реализации. Поэтому распределение ролей должно соответствовать принципу доступности, соответствия возможностям ребенка. Разнообразие игр, широкая возможность их варьирования создают прекрасные условия для целенаправленного формирования и тренировки двигательных навыков и качеств, а также для решения частных, специальных учебных задач. На занятиях с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры: «Стадо», «Гуси - лебеди», «Теремок». «Золотые ворота», «Змейка», «Салки», «Кошки-мышки», «Жмурки» и др.) На занятиях дети не просто играю в игры, а учатся организовывать игры: выбрать игру, разделиться на равные по силам команды, назначать судей, выбирать водящего.
– спортивно-массовый блок – организация и проведение спортивных мероприятий во внеурочное время.
Физкультурные праздники являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач.
Подвижные игры, эстафеты, составляющие основное содержание любого физкультурного досуга или спортивного праздника, в большей степени, чем другие формы организации двигательной деятельности адекватны потребностям ребенка в движении и способствуют его гармоническому физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-волевых качеств.
Праздники, способствующие хорошему настроению – это музыкально-спортивные и совместные с родителями праздники «Мама, папа и я – спортивная семья» «Веселые туристы», «Веселые старты», и т.д.
Воспитывающие стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям – «Путешествие в Спортландию», «Олимпийские игры».
Одной из инновационных форм организации двигательной активности является флешмоб с использованием элементов степ - аэробики и художественной гимнастики. Флешмоб проводится перед началом соревнований, спортивных праздников, в «День здоровья», в праздничном концерте, посвящённому «Дню России».
Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью народных игр, необходимо приобщать молодое поколение к национальной культуре, с помощью игр можно решить поставленные задачи в реализации повышения двигательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время, повысить динамику роста физической подготовленности обучающихся.