Использование игровых технологий на уроках физической культуры
Использование игровых технологий на уроках физической культуры
Игра -основной вид деятельности школьника. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным, уникальным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Незлобной»
Методическая разработка по теме:
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры»
Выполнила:
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 13
ст. Незлобной Георгиевского городского округа
Ставропольского края
Мартиросян Нунэ Сергеевна
ст. Незлобная 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………..…………………………………………………….…………….1-2
Основная часть ………………………………………..…………….………….…...3-9
Заключение…………………………………………………………………………….10
Список используемой литературы……………………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов»
К.Д.Ушинский
Общеизвестно, что основным видом деятельности школьника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников необходимо как можно шире применять подвижные игры.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.
Подвижно - развивающие игры относятся к основным и распространенным формам детской игры. Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, дети естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в командных состязаниях, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития. Игра необходима детям для развития личности, т. к. ребенок учится познавать себя, окружающий его мир и свое место в нем. Развиваются интеллектуальные качества: наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, память. Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, ловкость, сила, выносливость, гибкость и другие. По своей природе игра ненавязчиво побуждает её участников глубже использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность.
Главная задача учителя - включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом, поэтому для увеличения двигательной активности обучающихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий с использованием игровых технологий.
В связи с этим подбираемые к урокам физической культуры и специально адаптированные к ним подвижные игры должны увлекательно помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков, а также способствовать и укреплению костно – мышечной системы и формированию правильной осанки занимающихся.
Играя в подобранные преподавателем игры, ученики овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно – рекреационной направленностью учебного предмета.
При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно – гигиеническими условиями проводимых занятий: за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или облеваться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Основная часть
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности обучающихся происходит в условно-игровом плане
Ребята действуют по игровым правилам(так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане- как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.
Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.
Применение игровых технологий на уроках физической культурыв начальной школе.
Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развития творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижению этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их содержанию.
Игра наряду с трудом и учением, одна из основных видов деятельности человека и удивительный феномен нашего существования. Игровой метод может быть применён к любым физическим упражнениям.
При планировании полезной для конкретного занятия подвижной игры учитывается общая нагрузка урока и определяется её место среди других упражнений и учебных заданий.
Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаются игры и упражнения, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним — перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание, и т. д., различными двигательными операциями с доступными отягощениями — бег, прыжки, метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам по команде и т. п. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом.
Для развития быстроты подбираются игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие расстояния в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на осознанное и целеустремленное опережение соперника. Такие игры как: «Воробьи – вороны, Займи кружок, День и ночь».
Для развития ловкости используются игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой и тактической изворотливостью, умения своевременно и результативно использовать те редкие благоприятные моменты и ситуации, которые непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.
Для развития выносливости применяются игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
При организации игр необходимо придерживаться следующих принципов:
o принцип развития игровой динамики;
o принцип поддержания игровой атмосферы;
o принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
o принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:
1. Простота и доступность правил.
2. Каждый ребенок должен быть активным участником игры.
3. Исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей.
4. Безопасность используемого инвентаря.
5. Игра не должна унижать достоинства играющих.
6. При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного к легкому, от сложного, к простому.
На уроках, играя в подвижные игры, дети счастливы, изобретательны, неутомимы, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.
Игры на уроке физической культуры в средних и старших классах.
Подвижные игры на уроках физической культуры являются одним из наиболее универсальных средств для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Они проводятся с определенными педагогическими целями и могут быть включены в любую часть урока: подготовительную, основную и заключительную, каждая из которых имеет свое обоснование в решении задач урока.
В подготовительной части урока применяются такие игры, как: «Запрещенное движение», «Делай как я», «Класс». Эти игры решают организационную задачу, активизируют внимание обучающихся.
В основной части применяются игры: «Баскетбол», «Мини футбол», «Пионербол», «Волейбол», «Гонка мячей». Эти игры решают самые различные педагогические задачи, в том числе и на совершенствование двигательных умений и навыков в беге, прыжках, метаниях, а также на развитие физических способностей.
В заключительной части урока применяются игры целью которых является восстановление функциональной активности занимающихся и обеспечение перехода их от возбужденного состояния в относительно спокойное («Совушка», «Быстро по местам», «Угадай кто»).
Баскетбол одна из распространённых видов спорта в 21 веке. Занятия баскетболом способствуют значительному расширению границ периферического зрения, что оказывает положительное влияние на быстроту и точность зрительного восприятия. Доказано, что при постоянных занятиях баскетболом чувствительность зрительного анализатора к восприятию световых импульсов сразу после матча увеличивается в среднем на 40%.
Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физической культуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Обучающихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные приёмы игры, наиболее выгодные тактические действия. В ходе игры надо разъяснять учащимся её значение в укреплении здоровья, в овладении учебным материалом по физической культуре.
Заключение.
Важное место в занятиях физической подготовки занимает игровой метод, который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие. Задача состоит в том, чтобы из множества подвижных игр, соответствующим образом подобрать именно те игры, которые помогли в кратчайший срок повысить технику.
Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами.
На этапе совершенствования двигательных действий их неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у обучающихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Использование обучающимися подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития обучающихся.
Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Результатом применения игровых технологий на моих уроках стало изменение отношения к предмету.
Литература:
1. «Мой друг – физкультура», В.И. Лях, М., «Просвещение», 2005 г.
2. «Подвижные игры», Л.В. Былеева, И.М. Коротков, М, «Физкультура и спорт», 1982 год.
3. «Спортивный инвентарь», наглядно-дидактическое пособие, М., «Мозаика—синтез», 2008.
4. «Физкультурно– оздоровительная работа в школе», Шлемин А.М., «Просвещение» 1988
5. Яковлев В. Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 197с
6. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. – Мн.: Народная асвета, 1980. – 128 с.
7. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. асвета, 1978. – 88 с.: ил.