Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ »
Содержание
№ п/п
Перечень документов и материалов
Стр.
Содержание
1
I. Вводная часть
1.1.
Актуальность использования игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры.
2
1.2.
Цели и задачи использования игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры.
3
1.3.
Теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания.
3-4
1.4.
Ожидаемые результаты и возникающие противоречия в соревновательной технологии образования.
4-5
II. Основная часть
2.1.
Сущность соревновательно-игрового метода обучения
5-7
2.2.
Анализ физического развития и двигательной активности обучающихся, при использовании соревновательно-игрового метода.
7-8
2.3.
Формы контроля и оценка качества усвоения учебной программы при использовании соревновательного и игрового методов обучения.
9-10
III. Заключение
3.1.
Выводы
10-11
4.
Список литературы
12
1.1. Актуальность использования игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры.
Сегодня основным звеном системы физического воспитания в нашей стране является базовая физическая культура, а важнейшей ее формой - школьная, представляющая собой реализацию в образовательном процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий.
Уроки физической культуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной учебной программой. Но за последние годы урок претерпел значительные изменения (как и всё образование в целом). Изменения эти связаны с целым рядом причин, но основная из них — ухудшение здоровья детей. Увеличилось число учащихся со слабым и средним физическим развитием, отнесённых по медицинским показаниям к подготовительной или специальной группам. Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные комплексной программой по физическому воспитанию, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, а многие вообще предпочитают по тем или иным причинам пропускать уроки физической культуры.
Старая «программа» строго регламентирует все виды, средства и методы физического воспитания, что противоречит естественным потребностям обучающихся, не учитывая состояние их здоровья и приходящую в негодность материально-техническую базу большинства школ. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.
Изучая педагогическую литературу (Лях В.И., Погадаев Г.И. и др.), можно прийти к выводу, что особое внимание ученых и специалистов привлекают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях в соответствии с современными требованиями и более активное использование потенциала спортивных игр.
1.2. Цели и задачи использования игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры.
Обозначенная проблема изучается в нашей школе, мной, более пяти лет и для себя, негласно, я подразделяю обучающихся на несколько групп:
1. Группа - учащиеся с удовольствием посещают уроки физкультуры, усваивают программу, стремятся к совершенству приобретаемых навыков и умений или как минимум испытывают необходимость (желание) в двигательной активности;
2. Группа - учащиеся посещают уроки физкультуры, с трудом усваивают программу, но лишь для получения положительной оценки, не проявляя интереса к предмету, не стремятся к совершенству;
3. Группа - ученики посещают уроки физкультуры с большим нежеланием, или впоследствии вовсе систематически отсутствуют на уроке.
Исходя из вышесказанного, основными целями игровых и соревновательных технологий, применительно именно к нашей школе, считаю:
1. Улучшение физического развития детей и поддержания их здоровья (в том числе учащихся, отнесённых к группам здоровья отличных от основной );
2. Улучшение качества освоения учебной программы;
3. Снижение процента пропуска уроков по неуважительной причине.
Кроме этого, применяемые методы помогают решить целый ряд задач, которые ставятся современным обществом перед школой:
- научить обучающихся ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- научить детей самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения;
- оказать ученикам помощь в чётком осознании, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;
- привить обучающимся способность генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- научить грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- развить коммуникабельность, научить контактировать в различных социальных группах, работе сообща в различных областях , предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- научить самостоятельно работать над развитием интеллекта, физического и культурного уровня.
Игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Вспомните, как играющие дети бывают счастливы, изобретательны, неутомимы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. В этой связи становится очевидным, что цель предпринятого исследования направлено на определение путей более эффективного использования игры как наиболее действенного метода физического воспитания.
1.3. Теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания.
В развитие теории и практики использования игр в народном образовании внесли крупный вклад такие выдающиеся деятели, как Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев. Они высоко ценили народные игры и видели в них мощное средство нравственного воспитания личности. Этой же точки зрения придерживался и виднейший русский педагог К. Д. Ушинский. Он подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой. Эту мысль в дальнейшем развил и оформил в научно обоснованную систему виднейший ученый П. Ф. Лесгафт. Одним из первых он дал теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания. Игру он считал упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. П. Ф. Лесгафт подчеркивал качественные особенности игры, требующей от играющих осознанных действий и умения управлять своими движениями. Требования к играющим формируют характер. Все это, по мнению П. Ф. Лесгафта, способствует воспитанию гармонически развитой, творчески мыслящей личности. П. Ф. Лесгафт собрал, систематизировал и классифицировал огромное количество игр. Он создал оригинальную методику их преподавания, в основу которой была положена активность и самостоятельность играющих. Будучи убежден, что игры воспитывают не сами по себе, Лесгафт исключительно большую роль отводил руководителю-педагогу: «Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения».
1.4. Ожидаемые результаты и возникающие противоречия в соревновательном методе образования.
Игра — это многогранное и во многом еще до конца не познанное явление, относящееся к сфере интеллектуальной, духовной жизни человека. Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.
Но на фоне этого, беря во внимание традиционную модель организации спортивных соревнований детей и молодежи, основанная на жесткой конкуренции участников, поощрении небольшой группы победителей и т.д., возникает ряд противоречий , вызванные желанием победить любой ценой (даже за счет здоровья, односторонности развития, нарушения нравственных принципов), продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, награды, получить другие связанные с победой материальные блага, добиться славы и т.д. Эти противоречия традиционной модели побуждают специалистов к поиску и практическому применению в работе таких новых моделей организации и проведения соревнований, которые обладают более высоким гуманистическим, культурным потенциалом.
2.1. Сущность соревновательно-игрового метода обучения
Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать.
Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Учителям физической культуры предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют выполнять большинство физически трудных упражнений, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Именно поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю соревновательно-игровой метод. Особое внимание я уделяю при использовании игрового метода в среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. При организации занятий с помощью игровой технологии придерживаюсь следующих принципов:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечение детей в игру
- принцип развития игровой динамики;
- принцип поддержания игровой атмосферы
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Соревновательно-игровой метод многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях). Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Например играть и соревноваться в гимнастике можно так же успешно, как и в других видах физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения как отдельных учащихся, так и команд. При выполнении комплексов акробатических упражнений соревнование проводится как по качеству выполнения, так и по синхронности. К судейству привлекаются сами учащиеся. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются не только в исполнении самих упражнений, но также оценивается подход к снаряду и отход от него. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими, являются ведущими в физическом воспитании. Однако легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, они состоят из монотонных движений, в результате чего притупляется интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, цель которого – повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной. На уроке с учащимся проводятся разнообразные эстафеты. При тестировании ученики соревнуются в том, кто покажет лучший результат. После тестирования обязательно результаты обрабатываются и выявляются победители по каждому тесту отдельно.
Говоря о содействии умственному развитию, следует отметить, что соревновательно-игровой метод вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходиться выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.
2.2. Анализ физического развития и двигательной активности обучающихся, при использовании соревновательно-игрового метода.
Исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умений ориентироваться в окружающей действительности.
Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами, способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие облегчают освоение программного материала. Использование соревновательно-игрового метода позволяет мне, как преподавателю, успешно развивать не только общефизическую, но и специальную подготовку учащихся. Он помогает оживить уроки, а самое главное – решить основную проблему двигательной активности учащихся любого возраста и пола.
По средствам наблюдения и анализа, после применения рассматриваемого метода я обнаружил следующие изменения:
- на протяжении всего урока царит более доброжелательная атмосфера (улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу );
- повысилась активность и увеличилась мера уверенности в себе (отсутствие страха и неуверенности перед выполнением различных действий);
- повысилась мотивация предлагаемых действий и эмоциональное состояние (элемент соревнований всегда создает приподнятое настроение, воспитываются стремление к победе и коллективизм);
- появилась потребность в педагогической поддержке в процессе выполнения работы (связь учитель-ученик).
Постоянен интерес человека к игровой деятельности. Этот вид физической активности восстанавливает физические и духовные силы. Дух соревнования - непременный спутник игры. Взаимодействие, желание помериться силами, сопереживание рождают азарт и увлеченность. Положительное отношение школьников к уроку физической культуры невозможно без радостных переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся - один из критериев успешного урока. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к ученью, к школе, к труду.
2.3. Формы контроля и оценка качества усвоения учебной программы при использовании соревновательного и игрового методов обучения.
Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Соревновательно – игровой метод можно применять в каждой части урока. В подготовительной части урока дети соревнуются на выполнение большего количества общеукрепляющих упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку, общую или индивидуальную. Строевые упражнения и команды. Класс делится на отдельные команды, которые соревнуются на лучшее выполнение упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга. Соревнование проводится в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, или без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования. В основной части урока идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися подводим итоги игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие. В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, дети могут соревноваться в теоретических знаниях.
Анализируя качество усвоения учебной программы и уровень физического развития, наблюдается положительная динамика. Кроме этого несколько вырос процент посещаемости уроков физкультуры. Поставленные цели достигаются, задачи выполняются - всё это говорит об эффективности применяемого метода.
На фоне полученных положительных результатов от использования рассматриваемых технологий, выделяются отрицательные факторы, негативно сказывающиеся на качестве применяемых методик и на получаемом результате в целом:
- состояние материально-технической базы и отсутствие должного спортивного инвентаря (единственный спортивный зал в школе не отвечает элементарным требованиям и рекомендациям: маленькая площадь и низкие потолки не позволяют в полной мере использовать игровые технологии, далеко не комфортная температура в зимний период, из-за старых окон, ещё более «сковывает» существующие возможности. Перечень имеющегося спортивного инвентаря, не позволяет качественно выполнять требования учебной программы, даже не смотря на ее адаптацию к существующим условиям. Отсутствует ряд элементов МТБ для занятий лёгкой атлетикой (беговые дорожки, яма с песком и т.д.));
- отсутствует возможность для организации групп обучающихся с ОВЗ и СМГ;
- недостаточное количество специалистов дополнительного образования;
- недостаточное участие и заинтересованность администрации школы в организации спортивно-массовых мероприятий.
3. Выводы
В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д.
За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся.
Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами.
Важное место в занятиях физической подготовки занимают соревновательный и игровой методы, который позволяют отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие.
На этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся, значительно повышающим темп и уровень их развития.
4. Список литературы
1. Назаркина Н. И., Николаичева И. М. Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС второго поколения и 3 часа физической культуры. ТВТ Дивизион. 2011
2. Погадаев Г. И., Мишин Б. И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы. Дрофа. 2006