Формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья школьников средствами физической культуры
Гридчин Антон Александрович,
учитель физической культуры МОБУСОШ № 38,
г. Таганрога Ростовской области
В формировании у обучающихся положительной мотивации для систематических занятий физкультурой и спортом немаловажную роль играют соревновательные и игровые технологии, используемые как на уроках, так и во внеурочной работе.
Большую популярность в последние годы приобрели фитнес-технологии: степ-аэробика, аква-аэробика, боевые искусства, японская шейпинг и другие. Из множества существующих здоровьесберегающих фитнес-технологий в школе внедрена технология, называемая фитболом.
Фитбол в переводе с английского означает "здоровый мяч". Это уникальный тренажер, представляющий собой гимнастический ортопедический мяч диаметром от 45 до 95 см в зависимости от роста. Мяч выдерживает статическую нагрузку до 300 кг, максимальный вес пользователя — 130 кг. Фитбол очень удачно вписывается в школьную программу по физическому воспитанию. Большие красочные мячи можно применять почти во всех видах и разделах школьной программы. Это:
беговая разминка с мячами;
круговая тренировка;
проведение полного урока с мячами или отдельной его части;
«школа» большого мяча;
танцевальные упражнения;
общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях;
развитие физических качеств.
игры и эстафеты;
Мяч мягко воздействует на организм, нагрузка во время занятий идет щадящая и поэтому фитбол подойдет и тем детям, которым противопоказаны интенсивные физические нагрузки.
Оздоравливающий эффект занятий фитболом:
Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника, одновременно уменьшая нагрузку на нижние конечности. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия.
Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Фитбол позволяет разнообразить всю воспитательно-образовательную, коррекционную, развивающую работу в образовательном учреждении.
Чтобы у детей появился интерес к занятиям физической культурой и спортом, в школе разработана система внеклассной деятельности с обучающимися. Организационная составляющая всей деятельности по данному направлению начинается с разработки совместно с органами детского самоуправления - с Советом Физкультуры и Службой Спорта - ежегодного Плана мероприятий, включаемых в «Колесо Здоровья», которое символизирует движение Человека к физическому совершенствованию, здоровью, долголетию, к полноценной и интересной жизни (уроки ФК, занятия в кружках и секциях, участие во внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивные перемены, физкультминутки, гимнастика до учебных занятий).
Начинается эта работа уже с младших классов, где в течение года проводится большая сюжетно-ролевая игра «Под парусом к заветной цели». Игровой сюжет – путешествие по Океании в поисках страны Спортландии (парусная регата). Каждый класс – это экипаж шхуны, которая имеет своё название, капитана, боцмана, штурмана со своими обязанностями. Во время путешествия экипажи проплывают и посещают различные острова: остров Игры, Эрудитов, Эстафетный пролив, бухту «Веселая переменка» и др.. Каждый причал соответствуют определенному мероприятию. Для проведения игры создается Совет Яхт-клуба «Олимпик», в который входят: представители Ученического Совета, учителя начальных классов, учитель физкультуры и капитаны экипажей. У Яхт-клуба свой девиз, свои заповеди и правила игры.
Для создания условий, способствующих оптимальному развитию детей, в школе создан и успешно функционирует Центр дополнительного образования «Прометей». В рамках которого работает Центр Спорта и Здоровья. Он объединяет кружки двигательной направленности: баскетбол, волейбол, мини-футбол, спортивный час, спортивные бальные танцы, фитбол.
В школе собрана достаточно большая база малых форм занятий, распределённых по возрасту обучающихся, учебным предметам, профилактике заболеваний, месту проведения. Это и гимнастика до учебных занятий, и физкультурные минутки, и динамические паузы, и подвижные перемены.
Традиционно проводятся спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия, такие как: спортивные «Родительские субботы»; праздник «Сильные, ловкие, смелые»; Президентские состязания и президентские спортивные игры; соревнования и матчевые встречи по баскетболу, волейболу, мини-футболу, настольному теннису; туристическая полоса выживания, военно-спортивные праздники «Служу Отечеству» и «Прадедов смена достойная», месячник «Мы за ЗОЖ»; дни спорта и здоровья.
Системное применение здоровьесберегающих технологий и яркая внеурочная деятельность положительно влияют на становление мотивационной сферы обучающихся. Благодаря используемым в системе здоровьесберегающим технологиям удается:
обеспечить высокий охват обучающихся регулярными занятиями ФК и спортом и рост мотивации к ЗОЖ;
увеличить объём двигательной активности обучающихся;
сформировать у детей и подростков устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья.
3