Оздоровление подрастающего поколения одна из приоритетных задач современного образования. Основной задачей которого является повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности педагога путём использования здоровьесберегающих технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование ЗОЖ у детей и его укрепление"»
Мастер-класс
по теме «Формирование ЗОЖ у детей и его укрепление»
Подготовила:
Николаева Ирина Александровна,
инструктор физической культуры
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Инжавинский д/с «Берёзка»
Цель: обобщение и представление опыта работы формированию ЗОЖ у детей и его укрепление.
Задачи:
показать необходимость обучения школьников бережному отношению к своему здоровью;
познакомить с формами и методами проведения занятий;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся
Оборудование: презентация
Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, практическая часть
Ход мастер-класса
Вступление
Слайд 1.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Поговорим о разном и о том, что хорошо всем известно.
Для начала попрошу вас продолжить следующую фразу: чтобы быть здоровым, я буду…
Слайд 2.
(Вопрос адресован ко всем слушателям. Педагоги дают по очереди по одному ответу)
Примерные ответы слушателей:
Чтобы быть здоровым, я буду:
- мыть руки и содержать свое тело в чистоте;
-соблюдать режим дня;
-делать зарядку;
-заниматься физкультурой и спортом;
-чистить зубы;
-следить за своей осанкой;
-есть полезную для здоровья пищу, соблюдая меру;
Совместное целеполагание
- Как вы думаете? О чём сегодня пойдёт речь?
(ответы слушателей)
Ш. Основная часть
Слайд 3.
Оздоровление подрастающего поколения одна из приоритетных задач современного образования. Современные дети предрасположены к неспецифическим физическим реакциям нервной системы в ответ на любые факторы внешней среды. Большой вклад в ухудшение здоровья вносят такие глобальные проблемы, как ухудшение экологии, социальные потрясения, недостатки в системе здравоохранения, несбалансированность питания, малоподвижный образ жизни,
многие родители торопят развитие своих детей, давая им непомерные физические и умственные нагрузки (обучение чтению, иностранному языку, компьютерные игры и т.д.), а другие родители совсем не уделяют внимания развитию своих детей. У многих родителей отсутствуют педагогические, психологические и физиологические знания и мотивация к потребности здорового образа жизни.
Слайд 4.
Оздоровительно-профилактические мероприятия:
Оздоровительная гимнастика
Закаливание
Точечный массаж
Самомассаж
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
IV. Практикум
- Я хочу остановиться на двух направлениях дыхательная гимнастика и пальчиковая гимнастика
Слайд 5.
Дыхательная гимнастика
Цель - повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности педагога путём использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно-психическое состояние.
6 слайд
Парадоксальная дыхательная гимнастика
А. Н. Стрельниковой
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
Является одной из наиболее популярных
методик оздоровления организма.
Ее особенностью и важным преимуществом
является использование форсированного
вдоха и вовлечение самой
мощной дыхательной мышцы – диафрагмы.
Я предлагаю вам побывать в роли детей выполнить несколько таких упражнений.
7 слайд
8 слайд
Следующее направление – это
Пальчиковая гимнастика
Цель:
Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений.
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Развивается память ребенка.
Развиваются воображение и фантазия.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).
- Эти упражнения призваны не только стать профилактическими, но и укрепить здоровье. А как вы помните, здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Физкультурно-оздоровительная работа
Слайд 8.
- Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками ранее.
Ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста – игра.
Подвижные игры – не только одно из основных средств физического воспитания детей, они также способствуют развитию психических процессов у детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.
Для развития выносливости и координации движения в занятия по внеурочной деятельности я включаю такие игры, как «Волк и козлята», «Рыбаки и рыбки», «Караси и щука», «Охотники и утки». Эти игры преимущественно с бегом. Для восстановления организма включаю такие игры: «Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Цапля и лягушка» и др.
(слушатели играют в игру «Класс, смирно!»)
- Я думаю, вы согласитесь со мной, чтобы стать Крепышами в полном смысле этого слова, детям недостаточно только подвижных игр. Что же ещё является немаловажным фактором приобщения к здоровому образу жизни?
(ответы участников)
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры питания у младших школьников.
Слайд 9.
- Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. В связи с этим особое внимание уделяется начальному, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Разговор о правильном питании способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. При изучении тем дети опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создает ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении и воспитании детей.
Отличительная особенность занятий внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению от уроков физической культуры состоит в том, что на каждом таком занятии мы не только развиваем двигательные качества у детей, но и прививаем младшим школьникам навыки правильного здорового питания.
- На прохождение теоретического материала по культуре питания в начале каждого занятия отводится 7-10 минут.
- Предлагаю вам некоторые темы занятий по культуре питания, которые я использую в своей работе.
Слайд 10.
Тема занятия
Самые полезные продукты
Правильно ли мы едим? Режим питания
Чем кормит нас огород? Зелень на столе
Гигиена питания
Плох тот обед, если хлеба нет
Его величество Молоко
Где прячутся витамины?
- А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд, который был включен в одно из занятий по культуре питания по теме «Где прячутся витамины?»
– Какие полезные продукты вы знаете?
- Почему их называют полезными, мы узнаем, разгадав кроссворд.
1. Над землёй трава, под землёй алая голова
2. На даче у бабушки домик стоит, Прозрачною плёнкою сверху покрыт. Но бабушка с дедушкой в нём не живут В домике том помидоры растут
3. Я землю копала, ничуть не устала, А кто мной копал, тот и устал.
4. Показался жёлтый бок, Только я не колобок. Не из мягкого я теста, Покати – не тронусь с места. Приросла к земле я крепко, Назови меня … я …
5. Расту в земле, на грядке я , Красная, длинная, сладкая.
6. Он круглый и красный, как глаз светофора Среди овощей нет вкусней …
7. Его зубчики едят в сыром виде, Добавляют при засолке помидор и огурцов.
8. Золотая голова велика и тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла Голова велика, только шея тонка
Слайд 11.
- Итак, чем же отличается урок физической культуры от занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению?
(слушатели работают с карточками, на которых записаны отличия урока физической культуры от занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, распределяют их в две группы)
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Постоянное место и продолжительность занятий
Содержание деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп
Стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста
Деятельность строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей
Стабильное расписание
Психологическая атмосфера на занятиях носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей
Занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы
Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми
Систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся
Широкое использование образовательного пространства (возможность проводить занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.)
Позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал
Отсутствие домашнего задания
Стимулирует домашнюю деятельность школьников
В отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.
IV.Подведение итогов. Рефлексия
- Мастер-класс подошёл к концу, Вы вернетесь в свои классы…. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня?
(слушатели высказывают своё мнение)
Слайд 12.
- А сейчас я вас попрошу «забить гол» в баскетбольную корзину в виде своего мнения о мастер-классе.
(слушатели подходят к доске и «опускают» листочки, (т.е приклеивают их на доску, они с липким краем) в корзину, перед этим зачитывая написанное)
- Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
Слайд 13.
- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье своих учеников.