Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание. История его возникновения и развития.»
Из истории физического воспитания…
2023-2024
Кулачный бой. Правила
Кулачный бой — одно из древнейших боевых искусств человечества. Он был популярен в Древнем Риме, Греции. Обожали кулачный бой и на Руси еще до ее христианизации. Как и всякое боевое искусство, сражение на кулаках имело определенные правила и запреты.
Не бить лежачего
Один из главнейших запретов русского кулачного боя выражался в формулировке «Лежачего не бьют!» Как только противник оказывался на земле, его оставляли в покое. Бой продолжался лишь после того, как сраженный поднимался на ноги. В противном случае бойцу, отвесившему решающий удар, присуждалась победа.
Использовать только кулаки
В сражении можно было пользоваться только кулаками. Удары головой, коленями, пятками и другими частями тела — табу.
Русские «кулачники» применяли 3 поверхности кулака: со стороны костяшек — «удар оружием», со стороны сжатых в кулак фаланг пальцев — «обухом», со стороны основания кулака возле мизинца — «рубящий удар». Локти или предплечья в дело не шли.
Не бить ниже пояса
В кулачном бою разрешалось бить противника только выше пояса. Никаких подсечек, контактов в пах или ноги! Бойцы старались наносить врагу сокрушительные удары по голове, ребрам («под микитки») или солнечному сплетению (это называлось «бить в душу»). Кулачный бой был настоящей проверкой на прочность и молодецкую удаль. За это его и любили в народе.
До первой крови
Категорически запрещалось добивать истекающего кровью противника. Если у того начиналось кровотечение, сражение полагалось прекратить. Однако и при таком ограничении в кулачных боях часто бывали смертельные случаи.
Никакого оружия
Главное правило — сражаться голыми руками — строго соблюдали абсолютно все бойцы. Никаких ножей, кастетов и даже варежек не использовали. В противном случае участника боя могли не только дисквалифицировать, но и ославить как подлого труса. А это на Руси считалось хуже смерти.
Последнее негласное правило касалось времени проведения боев. Обычно «кулачники» не дрались просто так, на улице. Такое поведение считалось чем-то недостойным. Бои проводили по большим праздникам: на Масленицу, Крещение, Петров день. Сражение имело массовый характер. Опытные и молодые бойцы собирались в специально для этого отведенном месте — на замерзшей реке или где-то неподалеку от праздничных гуляний — и шли друг на друга рядами, «стенку на стенку».
Виды спорта, которые развивались при Петре I
Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения, главным образом фехтование и верховая езда, вводятся как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук (1701 г.), в Морской академии и других учебных заведениях. При Петре I занятия физическими упражнениями вводятся также в гражданских гимназиях, организуются занятия гребным и парусным спортом молодежи. Эти меры явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры. В эпоху реформ Петра I стала сильно ощущаться общественная потребность в физически развитых людях.
Петр I проводил военные игры со своими «потешными» полками еще, будучи юношей. В это время физическое воспитание вводится в программу школ и гимназий как учебный предмет. Обучали фехтованию, верховой езде, парусному делу, гребле, стрельбе из пистолета. Главным образом, физическое воспитание было направленно на совершенствование военных навыков. В ходе разных игр, «потех», развивались такие качества, как выносливость, проворство, быстрая реакция, а также необходимая в боях ловкость. В таких играх-учениях солдаты отлично обучались осаждать и брать крепости, в процессе игры решая военные задачи и преодолевая различной степени сложности препятствия.
Сохранение и развитие традиций военно-физической подготовкиПетра I
Передовая часть русского офицерства — П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и др. — в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранить, но и развивать дальше петровские традиции.
Петр Александрович Румянцев. Разработал свою систему воспитания и обучения войск, в которой видное место отводилось военно-физической подготовке. Он различал в процессе подготовки солдата две взаимосвязанные части: «воспитание» и «физическую» (боевую) подготовку. П.А. Румянцев требовал, чтобы командиры воспитывали у солдат инициативу, смелость, решительность.
Федор Федорович Ушаков. Он создал систему воспитания и обучения военных моряков, составной частью которой являлась военно-физическая подготовка. Петровские традиции были развиты Ушаковым в разработанной им военно-морской тактике и стратегии. Ведущую роль в системе воспитания и обучения матросов у Ушакова играло воспитание морально-волевых качеств.
Особенно большая заслуга принадлежит выдающемуся полководцу Александру Васильевичу Суворову. Он поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной стране мира. Об этом убедительно свидетельствуют блестящие военные победы, одержанные русскими войсками под командованием Суворова. Суворовские принципы военного искусства включали в себя: субординацию (подчинение, дисциплина), экзерцицию (обучение, упражнение), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу. Суворов говорил, что обучать солдат и офицеров нужно тому, что встречается в бою. В военных надо развивать быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать решительность и натиск. Офицерам он рекомендовал фехтование и верховую езду. В системе Суворова важное место занимали морально-волевая подготовка, воспитание преданности Родине, мужества, смелости.
После Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие военачальники, прославившиеся в Отечественной войне 1812 г. К сожалению, по окончании войны суворовские методы вскоре были преданы забвению.