"Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении как средство воспитания здорового образа жизни"
"Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении как средство воспитания здорового образа жизни"
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»…………………………………………………………………..
9
1.2
Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………
9
2
Методические аспекты физического воспитания в ДОУ, как средство воспитания привычек здорового образа жизни……….
13
2.1
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста………………………………………………….
13
2.2
Опытно-экспериментальная работа по организации здорового образа жизни…………………………………………………………….
18
Заключение
33
Список использованной литературы
35
Приложение А
37
Введение
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Она изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы курсовой работ
Цель исследования – изучение Форм работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- использовать разные формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Изучить содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
3. Определить критерии и показатели сформированности ЗОЖ и экспериментально проверить эффективность работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Структура курсовой работы: введение; основная часть, состоящая из двух глав – теоретической и практической; заключение; библиографический список; приложения.
Глава 1.Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых.
В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.
Также выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.
Термин «психологическое здоровье» введен И.В. Дубровиной. Он подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.
По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).
Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
Поскольку ни одно существующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянии здоровья человека судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок.
В настоящее время вырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественное измерение здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье).
Определение уровня здоровья имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п.
К показателям здоровья населения относятся: рождаемость и смертность, инвалидизация и продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д.
Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др. рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом [15, c. 6].
Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др. здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; но резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Выделяются основные принципы здорового образа жизни:
Творец своего здоровья – сам человек
Рис. Основные принципы здорового образа жизни
1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).
2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).
3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.
В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека.
Цель этих программ – «создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д.»
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др., - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.
Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.
1.2 Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма невысокой эффективностью организации их физического воспитания. В качестве первостепенной задачи определяется разработка концепции преобразования национальной системы физического воспитания детей, которая способствовала бы координации усилий вузов, учреждений и ведущих специалистов в этой области. Накопленный определенный опыт в рамках реализации данной проблемы высветил три вопроса, требующих их первоочередного решения. Это:
1) изучение особенностей физического развития детей в дошкольный период их жизни;
2) разработка средств, методов и способов организации воспитания для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности детей в федеральных, муниципальных, региональных дошкольных учреждениях;
3) обоснование путей решения проблем физической культуры детей дошкольного возраста.
Особенности возрастного развития детей-дошкольников обусловлены следующими факторами:
- формированием у человека "схемы тела", которое протекает с 2 до 5 лет;
- возрастным диморфизмом;
- слабой выраженностью полового диморфизма физического развития детей и началом формирования психических различий в поведении мальчиков и девочек.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.
Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к 6 годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5.
Одна из важнейших задач воспитания - поиск необходимого времени для обеспечения физического развития, укрепления здоровья средствами и методами физической культуры. Что можно предложить в качестве механизма решения этой проблемы? Таким механизмом может быть интеграция различных видов учебной деятельности в структуре учебных программ детских садов. Несмотря на несомненную пользу интеграции различных видов учебной деятельности детей, решение этой проблемы тормозится из-за отсутствия специалистов, способных и обучать, и обеспечивать физическое развитие в одном лице. Следует отметить, что особое внимание обращается на физкультурно-оздоровительную среду в детском дошкольном учреждении.
Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для благоприятной жизнедеятельности особенности быстро растущего организма малыша. В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. В связи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы.
В идеале каждый детский сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Очевидно, решение этого вопроса не может носить только экстенсивный характер (расширение площадей для занятий физическими упражнениями). Интенсивный путь развития в настоящее время наиболее приемлем для бюджетной сферы образования. Однако и он в нынешних экономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учреждений России. Поэтому задача административно-хозяйственных и педагогических коллективов ДОУ - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.
Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.
На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.
На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное сохранение здоровья детей в условиях физического воспитания, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
На сохранение здоровья дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Например, эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.
Особую значимость в процессе сохранения здоровья дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста, направленных на сохранение их здоровья. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры.
2 Методические аспекты физического воспитания в ДОУ, как средство воспитания привычек здорового образа жизни
2.1 Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культурьг здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Для этого в детском саду проводится много мероприятий - это работа инструктора по физкультуре Бабенко З.В. с часто болеющими детьми, 1 раз в квартал - День здоровья, каждый четверг - День бегуна, в осеннее - весеннее время года - прием детей на улице (по погоде), утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после сна, физ.минутки во время занятий, бассейн.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности-задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
o Занятия физкультурой, прогулки,
o Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
o дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
o Бережное отношение к окружающей среде, к природе
o Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение
различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно - узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист)
o Формирование понятия "не вреди себе сам".
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей
воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. В.А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
Справка о заболевании детей
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий "здоровье". Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них
1. Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье - это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Здоровье - это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
4. Здоровье - это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
5. Здоровье - это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
6. Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50- 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 - 25% - от окружающей среды, на 16- 20% - от наследственности и на 10 - 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами, как:
o Закон РК "Об образовании"
o "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". А так же Указами Президента Казахстана
o "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РК"
o "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РК".
Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений - качественного улучшения детского здоровья. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней.
Для успешного решения этих проблем в нашем детском саду мы используем различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используется такое физическое оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья, шипованые коврики.
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью. Поэтому нам необходимо выл, опять следующие задачи: развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни; продолжать создавать условии для охраны жизни и укрепления здоровья детей.
"Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам" - так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни
К главным составляющим здорового образа жизни относятся эколого-гигиенические условия, правильное питание, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальный двигательный режим, адекватная особенностям здоровья каждого ребенка система закаливания.
Таким образом в структуре здорового образа жизни принято выделять:
системные знания и представления у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни; практическая реализация системы знаний в привычках и поведении; осознанное ценностное отношение к своему здоровью и окружающим.
Знания и представления о ЗОЖ
Ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
Привычки и поведение
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.
С целью выявления представлений о здоровом образе жизни у дошкольников предлагаю проводить беседу.
Вопросы для беседы с детьми старшей группы
1. Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?
2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?
3. Знаешь ли ты, что такое «полезные привычки»?
4. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
5.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?
6. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
7. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?
Для определения уровня сформированности здорового образа жизни я использовала следующие критерии:
1) представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;
2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам);
3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях
Для выявления представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей дошкольникам может быть предложена проблемная ситуация «Место для отдыха».
Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены:
1) улица большого города, по которой едет транспорт;
2) лесная поляна с ромашками;
3) комната с сидящим перед телевизором мальчиком;
4) предметы одежды, бытовой техники и косметики.
Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».
Оценка результатов деятельности:
высокий уровень – ребенок способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.
средний уровень – ребенок способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ в условиях большого города.
низкий уровень – ребенок понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды.
Для того чтобы лучше понять режим проветривания в детском саду следует ознакомиться с примером графика циркуляции воздушных масс:
Проветривание помещений.
07:00–07:15 — проветривание в комнатах, предназначенных для игр. Проветривание угловое или сквозное.
08:45–08:55 — проветривание в помещениях, предназначенных для сна. Проводят сквозное проветривание.
10:25–10:50 — проветривание выполняется в комнатах, предназначенных для сна и игр. Тип проветривание — сквозное.
12:20–12:30 — проветривание, проводят в комнатах, предназначенных для сна. Вентилирование — угловое.
14:00–14:30 — вентилирование проводят в помещениях для приема и игр. Тип — сквозное.
16:00–16:10 – вентилирование выполняется в спальном помещении и приемной. Тип — угловое.
17:40-18:00 — проветривается комната для приема, игр и сна. Вид вентиляции — сквозная
Температурный режим.
Нормы температурного режима ДОУ, С*
Игровая
21-23 С
Спальня
19-23 С
Другие помещения
19-23 С
Каждый ребенок, попадая в детский сад, проходит период адаптации, который сопровождается частыми простудными заболеваниями.
На 2017-2018 учебный год списочный состав составляет 22 ребенка.
Динамика заболеваний на начало года
в период адаптации.
Количество детей
В %
Часто болеющие
11
50%
Редко болеющие
8
36.4%
Не болеющие
3
13.6%
Благодаря ежедневным закаливающим процедурам, гимнастике после дневного сна, беседам, развлечениям и т.д. в течении года улучшились показатели физического состояния детей, здоровье детей стало более крепким.
Приложение А.
В ходе эксперимента было выявлено что у детей к концу года стало меньше простудных заболеваний.
Динамика заболеваний на конец года.
Количество детей
В %
Часто болеющие
4
18.2%
Редко болеющие
12
54.5%
Не болеющие
6
27.3%
Заключение Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.
Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.
Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Цель констатирующего эксперимента – исследование и определение уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Нами использовался комплекс диагностических методов исследований, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результата: наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента позволили судить о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни. Цель формирующего эксперимента – повышение указанного уровня посредством выделения специальных методик и мероприятий. В ходе формирующего эксперимента нами были реализованы выделенные ранее педагогические условия; подготовлен и реализован комплекс мероприятий; проводилась работа с использованием средств трудовой деятельности. Цель контрольного эксперимента – определение эффективности комплекса мероприятий, выделенных педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности. Результаты контрольного эксперимента показали, что созданные педагогические условия формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Список использованной литературы:
1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
3. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
4. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
5. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.
6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
7.Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
8. Давыдов В.Ю., Шептикин С.А., Трифонов А.Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград, 1993.- 27 с.
9.Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
10.Екжанова, Е.А. Об особенностях организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида / Е.А. Екжанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. –М. – С. 66-69.
11.Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
12.Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» // Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28.
13.Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989. - 128 с.
14.Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25.
16. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
17.Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
18.Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» // Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
19Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
20.Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
21.Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре. - Волгоград: ВГАФК, 1998. - 155 с.
22.Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея // Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.
23.Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116.
Приложение А
Закаливающая гимнастика после сна
Цель: Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур».
Задачи
Образовательные
1.Создавать условия для сенсорно – моторного развития малыша.
2.Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.
Развивающие
1. Развивать защитные силы организма, укрепление иммунитета.
Воспитывающие
1.Воспитание разумного отношения к своему организму, привитие необходимых санитарно- гигиенических навыков и приобщение к здоровому образу жизни с самого детства
Технология: игровой заинтересовывающий момент, беседа, диалог с детьми, слушание музыки, рефлексия.
Форма проведения: групповая.
Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», хождение по оздоровительным дорожкам, массаж.
Материалы
демонстрационные: магнитофон, игрушки к сказке Колобок,
раздаточные: мячи, коврики
Этапы:
Дети просыпаются под звучание спокойной музыки и выполняют упражнения в постели. (Звуки природы лес)
1 упражнение:
- Проснись дружок, и улыбнись
От души ты потянись
С боку на бок повернись
В сказке «Колобок» ты окажись!
Потягивание.
2 упражнение:
- Ножки мы подняли
На педали встали
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
И.п.: лёжа на спине. Руки за головой. Велосипед. Д-4. Т - средний
3 упражнение:
- Зашагали ножки, топ-топ-топ.
Прямо по дорожке, топ-топ-топ.
Ну-ка веселее, вот как мы умеем, топ-топ-топ!
И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях.
Три шага вперёд по кровати. Три шага назад. Д-5 раза. Т - средний.
4 упражнение:
- Мы шагаем друг за другом.
Лесом и зелёным лугом.
По дорожке побежали
И нисколько не устали.
И.п.: стоя у кровати, руки вдоль туловища. Ходьба на месте, потом бег на месте. Т - средний.
Воспитатель:
Где-то на лесной опушке
В одной старенькой избу
Жила баба и жил дед,
Было им по сотне лет.
Вот однажды пред обедом
Меж собой ведут беседу:
- Что-то голодно, старушка,
Кушать хочется чуток.
Испеки мне колобок
Так и сделала бабуля.
По сусекам помела,
Горсть муки и наскребла.
Маслица добавила,
Да и в печь поставила.
5 упражнение:
- Колобочек поднялся (и.п.: лёжа на спине, руки поднимаем вверх)
И румянцем налился (и.п.: растираем ладонями щёчки)
Из печи его достали (и.п.: из положения лёжа поднять туловище, вытянув руки вперёд)
И в сметане обваляли (и.п.: взявшись руками за колени наклонять их на один бок потом на другой)
Положили на окошко,
Чтобы он остыл немножко (и.п.: дуем на ладошки)
Дети встают с кроватей и подходят к ковру, где разложены профилактические дорожки в виде тропинок, между которыми стоят пуфики, на них сидят звери - заяц, волк, медведь, лиса.
Воспитатель:
Колобочек полежал
И в окошко убежал.
Покатился он вперёд,
Докатился до ворот,
За ворота закатился,
В путь - дороженьку пустился.
Дети друг за другом идут по массажным коврикам.
Воспитатель:
И за речкой на пригорке
Зайца встретил возле норки.
Дети подходят к пуфику с зайцем и прыгают как зайцы.
Далеко ли путь лежит,
Колобочек всё бежит
По лесам, по лугам,
Его видно тут и там.
До оврага докатился,
Через ров перекатился,
И в овраге встретил волка,
Волк сидел зубами щёлкал.
Дети, подойдя к пуфику с волком, изображают злого волка, стучат зубами.
Далеко ли путь лежит,
Колобочек всё бежит
По лесам, по лугам,
Его видно тут и там.
Вот на встречу по дороге
Брёл медведь к своей берлоге.
Дети идут как мишки, переваливаясь с боку на бок.
И быстрее покатился,
Чтобы мишка в бок не впился.
На опушечке в лесу
Встретил рыжую лису.
Дети изображают лисичку, идут, виляя хвостиками.
Не успел разинуть рот
Как упал лисе в живот.
Дети гладят себя по животикам.
Воспитатель: Вот ребята мы и побывали в сказке, а кто ещё живёт в лесу?
Дети отвечают.
Воспитатель: Посмотрите, кто на нас смотрит. Кто это?
Дети: Ёжик!
Воспитатель: Ребята, а у ёжика для вас есть подарок - лечебные мячи. Этими мячами можно делать массаж ног, рук и спины.
Дети обращаются к ёжику:
Ёжик, ёжик полечи
Ноги нам пощекочи.
Ёжик, ёжик полечи
Ладошки нам пощекочи.
Ёжик, ёжик полечи
Спинки нам пощекочи.
Ребятки Вам понравилось путешествие в сказку? А завтра будем заниматься? А если будем заниматься какими мы вырастем?
Закаливающие процедуры
В качестве основных методов закаливания используются естественные природные факторы:
- воздух;
- вода;
- солнечный свет.
Самое распространенное закаливание - воздухом оно включает в себя:
- систематические прогулки на улицу, вне зависимости от погоды;
- воздушные ванны;
- хождение босиком.
Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Закаливание воздухом - приём воздушных ванн - наиболее «нежная» и безопасная закаливающая процедура. С воздушных ванн рекомендуется начинать систематическое закаливание.
Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием. Это важный прием закаливания. В помещениях дети находятся от 75% до 90% времени суток.
Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его пульсирующим. Это достигается сквозным проветриванием в отсутствии детей. Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего – обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно 5-7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4-5°С, т.е. опускаться до +14 +16°С.
Проводят его:
- утром перед приходом детей;
- перед занятиями;
- перед возвращением детей с прогулки;
- во время дневного сна;
- после полдника.
После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20-30 минут.
Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18–20 градусов, жизнь детей должна обязательно быть на воздухе. В холодное время года длительность пребывания детей зависит от погоды. Детей не стоит лишать прогулки даже при температуре воздуха 20–25 градусов. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям, но при этом руки, ноги нос его должны быть теплыми.
Обеспечение достаточной двигательной активности во время приема воздушных ванн является непременным условием их эффективности. Наибольшее оздоровительное значение имеют подвижные игры с циклическими физическими упражнениями (бег, прыжки, марш). Недопустимо принимать воздушные ванны, лежа на земле, даже в теплую погоду (при температуре воздуха 22°С), так как земля обладает выраженным теплоотнимающим действием. Прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на здоровье и состояние нервной системы. Прогуливаться желательно не менее 1 часа, темп ходьбы выбирается индивидуально.
Закаливание водой — это:
- влажное обтирание;
- обливание ног;
- умывание;
- полоскание горла.
Водные процедуры, особенно водные ножные ванны, имеют большое значение в форматировании устойчивости организма ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды.
Водные процедуры — доступное и в то же время мощное средство закаливания. Вода оказывает на теплорегуляцию более сильное влияние, чем воздух той же температуры, так как ее теплопроводность в 28 раз больше. В результате она отнимает у организма значительно больше тепла, чем воздух. Защита слизистой верхних дыхательных путей (ВДП) от непосредственного охлаждения может предупредить простуду. Однако даже такие меры защиты носа, глотки и гортани от их охлаждения не защищают от простуды, при охлаждении всего организма или отдельных его частей. Особенно ярко это проявляется при охлаждении ступней ног, которые через рефлексогенные зоны на подошвах ног, имеют прямую связь со слизистой ВДП.
При закаливании водой требуется строгая постепенность в снижении температуры, внимательное наблюдение за ребенком, как во время процедуры, так и после нее. Если после водной процедуры ребенок становится вялым или возбужденным, у него нарушается сон, понижается аппетит, уменьшается масса тела, то необходимо посоветоваться с врачом. Закалять водными процедурами можно только здоровых детей.
Так же как и воздухом, закаливание водой вне помещения начинают летом: теплая вода предохраняет еще не окрепший организм от охлаждения, и продолжают систематически в течение всего года. Закаливание водой проводят на улице в хорошо защищенных от ветра местах, а в холодное время года и в ветреную погоду летом только в помещении с температурой воздуха не ниже 19— 20°С. Важно не допустить охлаждения ребенка перед процедурой.
В качестве закаливающих водных процедур используются гигиенические ванны, умывания, обливание стоп, а также обтирания, общие обливания, душ и купания.
Обтирания детей дошкольного возраста начинают при температуре воды 33 – 32оС, постепенно доводя ее до комнатной. Однако вода не должна быть ниже 16— 17о С. В случае перерыва в обтираниях вновь начинать их следует водой той температуры, которая была при последней процедуре. После длительных перерывов обтирания возобновляют при более высокой температуры воды. Иногда по указанию врача добавляют соль из расчета 1-2 чайные ложки соли на стакан воды.
К эффективной водной процедуре в целях профилактики заболеваний носоглотки можно отнести полоскание горла прохладной водой. Данный вид закаливания применяется только после консультации врача и санации носоглотки. Учить детей полоскать горло можно уже в возрасте от 3 лет. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает сначала полость рта, повторив это не менее двух раз, каждый раз сплевывая. Затем вновь набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит протяжный звук «а-а-а». Температура воды 40-42°С.
Дети в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать горло, начинают эти процедуры при температуре воды 36-37°С. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1°С и доводится до комнатной температуры. Полезно вырабатывать у детей с раннего возраста привычку пить прохладную воду.
Целебные силы солнца изумительны. Солнечные ванны усиливают рост, улучшают обмен веществ, состав крови, защитные свойства кожи. Под влиянием солнечного облучения повышается работоспособность, улучшается настроение.
Но нужно помнить, что злоупотребление солнечными лучами способствует перегреванию организма, появлению вялости, головных болей, потере аппетита и сна, чтобы солнце принесло только пользу необходимо соблюдать определенные условия:
- солнечные ванны проводить в детском саду под руководством медицинского работника. Воспитатели в этом принимают непосредственной участие;
- во время приема солнечных ванн все дети должны иметь легкие головные уборы из светлых тканей.
Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. Нельзя забывать, что солнечные ванны — это сильнодействующие процедуры, могущие при неумелом использовании принести вред, в частности вызвать перегревание, что в свою очередь снижает сопротивляемость организма и способствует возникновению рвоты и поноса. Поэтому недопустимо даже малейшее перегревание, ибо оно вызывает головокружение, слабость, бессонницу, потерю аппетита, головные боли, повышенную раздражительность, сердцебиение, снижение массы тела, а также заболевания глаз и солнечные ожоги. Последние очень вредны, так как могут повысить температуру до 40°С. Длительное нахождение детей на солнце с непокрытой головой может привести к солнечному удару.
При появлении у ребенка вялости, резкого покраснения лица, усиленного потоотделения и головной боли солнечную ванну надо прервать. При общем недомогании, повышенной нервной возбудимости, истощении, малярии, туберкулезе, поносе, сердечнососудистых заболеваниях солнечные ванны противопоказаны. В зимнее время широко используют искусственные солнечные лучи. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, время пребывания детей на солнце 30–40 минут. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой детей. Закаливание, основано на способности растущего организма медленно приспосабливаться к изменению условий окружающей среды.
Конспект беседы «Здоровый образ жизни» в средней группе.
Тема: « Здоровье всего дороже»
Цель: формировать у детей дошкольного возраста представление о здоровье человека и путях его сохранения.
Задачи:
О.О. « Здоровье».
Формировать знания о значении и необходимости гигиенических процедур, развивать желание следить за своим здоровьем. Уточнить знания об известных полезных продуктах.
О. О. « Коммуникация».
Формируем умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и аргументировать свои ответы.
Ход:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл ёжик Тимоша, он хочет вас о чём – расспросить.
Тимоша: Да, я очень любопытный, и мне интересно узнать – болеют люди или нет. Дети, вы болеете?
Дети: Да, болеем иногда.
Воспитатель: Тимоша, а ты знаешь, как вырасти сильным, красивым и здоровым?
Тимоша: Конечно, знаю. Надо есть морковку, яблоки, а ещё быстро бегать.
В: Дети, а вам достаточно быстро бегать и есть яблоки, чтобы быть здоровыми?
Д: Нет
В: Давайте расскажем ёжику, какие бывают болезни . Что такое ангина?
Д: Это когда горло болит.
В: У вас болело горло? Почему оно может заболеть?
Д: Горло может заболеть, если съешь много мороженого, будешь пить холодную воду, есть снег, сосать сосульки.
В: Правильно. А ещё может появиться кашель. Человеку трудно становится дышать и приходится постоянно кашлять. Чтобы этого не случилось нужно на прогулку одеваться и обуваться правильно, в соответствии с погодой. Мы сейчас узнаем умеют ли это делать наши ребята.
Поиграем в игру «Подбери одежду и обувь для Маши»
В: Ребята, кто знает другие болезни?
Д: А ещё бывает, что болит живот.
Ёжик: Почему он болит?
Д: Потому, что люди берут пищу грязными руками, едят немытые овощи, фрукты, разговаривают во время еды, торопятся и могут подавиться.
В: Совершенно верно. Грязные руки, продукты питания – переносчики микробов. Что делают микробы в животе? Как они себя ведут?
- Микробы убивают здоровые клетки, а больных клеток становится больше. Они съедают всё в желудке и ничего не оставляют человеку.
- Может человек жить без пищи?
Д: Нет, он тогда не сможет ходить, работать, у него будет болеть голова. Его надо лечить.
В: А ещё живот может заболеть, если съесть несвежую пищу. Там тоже много опасных микробов. А ещё надо поддерживать в чистоте своё тело и наводить чистоту в помещении. Давайте проведём уборку у нас в группе.
Проводится игра « Пылесос».
Воспитатель: Тимоша, как ты думаешь, от пищи может заболеть сердце?
Ёжик: Да вы что, нет, конечно.
Воспитатель: Ошибаешься. Когда человек много ест, не двигается, сердечку приходится перекачивать много крови, чтобы переваривать такое количество пищи. От такой работы сердце устаёт и может заболеть.
- Ребята, а вы знаете, от какой пищи быстро бегают ножки? ( ответы детей) . Да, от рыбы. Есть даже пословица: « Поешь рыбки – ножки будут прытки».
-Какая пища помогает глазам? Да – это морковка. В ней есть витамин « А», который улучшает зрение. Ещё есть ягода черника. Она тоже помогает глазам. Ты, Тимоша, в лесу встречал эту ягоду? Посмотри на картинку, знакома она тебе?
Ёжик: Да, я знаю эту ягоду и пробовал её не раз.
Воспитатель: Дети, а вы хотите быть здоровыми? Хочу вам напомнить, что каждый человек может сам укрепить своё здоровье. Недаром говорится: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
- Как же мы с вами укрепляем своё здоровье?
( делаем утром зарядку, занимаемся физкультурой, гуляем на улице, правильно питаемся, соблюдаем режим дня ,спим в тихий час, чистим зубы, моем руки, если испачкаем и перед едой)
- Давайте сейчас с вами сделаем небольшую зарядку, покажем её Тимошке.
Гимнастика « Любим чистоту»
-Кто зубы не чистит, не моется с мылом.
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Гразнули боятся воды и простуд,
А иногда и вообще не растут!
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, на столе у меня разложены книги, посмотрите на них.
(на столе разложены книги « Секреты кулинарии», « Вкусная и полезная еда», «Праздничные блюда». Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации: сервировку стола, красиво оформленные блюда, узнают и называют их, перечисляют продукты).
- Что собрано в этих книгах?
( советы, рецепты, как и из чего делают блюда)
Воспитатель: Правильно, в этих книгах рассказывается как правильно составить меню для праздничного стола, сколько взять продуктов, как сохранить здоровье с помощью правильного питания. Расскажите, что вам дома готовят мамы, что вам больше всего нравится?
( дети называют любимые блюда, которые им готовят их мамы)
- Ребята, сегодня у нас с вами был важный разговор о здоровье .Тимоша, тебе понравилось как ребята рассказывали?
Тимоша: Мне всё очень понравилось, ребята такие умные. Я всем друзьям расскажу о том, что узнал от вас и можно я к вам ещё приду?
Воспитатель: Приходи, наши дети охотно расскажут тебе о том, что знают и умеют
Спортивное развлечение с родителями «День Здоровья»
Родители и дети проходят круг прочёта по залу под музыку «Марш космонавтов» и занимают места на скамейках. 1 Ведущий : Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы проводим семейные соревнования, посвященные Всемирному Дню Здоровья Мы говорим « Здравствуйте, всем!» желая вам здоровья, бодрости и хорошего настроения!
2 Ведущий: Все собрались? Все здоровы? Бегать и играть готовы? Праздник спорта и здоровья начинается сейчас. Не зевай и не ленись, на разминку становись! Весёлая разминка под музыку «На танцующих утят»
1 Ведущий: А сейчас предлагаю поприветствовать семьи участников. 2 Ведущий : Спорт все нам очень нужен. Мы со спортом очень дружим. Спорт – Помощник. Спорт- Здоровье. Спорт – игра, Физкульт – ура! 1 Ведущий : Сегодня вы будете соревноваться и играть. Мы все знаем, что вы самые ловкие, смелые, умелые и быстрые. 2 Ведущий: Затей у нас большой запас, и все они, друзья, для вас! И сейчас без опозданья начинаем состязанье.
1 конкурс: «Передай эстафетную палочку»
Оборудование: палочка, конус на каждую команду. Участники эстафеты добегают до финиша, возвращаются в команду и передают следующему участнику эстафетную палочку. 1 Ведущий: Бег бывает очень разный, но всегда такой прекрасный. Быстрый, медленный и средний бег с препятствием барьерный!
2 конкурс: «Полоса препятствий»
Оборудование: два обруча, два куба, дуга на каждую команду. Прыжки из обруча в обруч, перешагивание через кубики, пролезание под дугами. 2 Ведущий: А теперь вам нужно отгадать загадку: Стукнусь об стенку и отскочу, стукнусь об землю, я подскачу. Я из ладоней в ладони лечу- просто лежать не хочу ( мяч)
3 конкурс: «Передай мяч»
Оборудование : средний мяч на каждую команду. Участники передают мяч между ног, последний участник взяв мяч бежит в начало команды и передаёт мяч……, так пока капитан команды не встанет в начало. 1 Ведущий: В этом конкурсе нам бы хотелось узнать, а известно ли нашим родителям как стать Неболейкой, какие оздоровительные процедуры для этого нужно соблюдать?
4 конкурс: Интеллектуальная разминка: « Как стать Неболейкой!»
1. один из разделов медицины, который изучает условия сохранения здоровья, а так же это система оздоровительных мероприятий, которые направлены на поддержание здоровья. (гигиена) 2. Невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней.(иммунитет) 3. Человек полный сил и энергии. (бодрый) 4. Предупредительные мероприятия против чего-либо,направленные на то, чтоб не заболеть. (профилактика) 5. Комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию внешних неблагоприятных условий. (закаливание) 6. Полезное устройство, оно позволяет овладеть комплексом упражнений, способствующих развитию силы, мускулатуры, выносливости. (тренажер) 7. Вкусная лечебная смесь, насыщенная кислородом. (кислородный коктейль) 8. Комплекс упражнений, способствующий укреплению здоровья и общему физическому развитию. (гимнастика) 9. Вещества,необходимые для полноценной жизнедеятельности организма. (витамины) 2 Ведущий: Ну, что, отдохнули, отдышались, сил немного понабрались.Продолжаем наши соревнования.
5 конкурс: «Эстафета Ловкие»
Оборудование: по киндеру и листку бумаги по количеству команд. Командам необходимо донести до финиша и не уронить киндер, и передать эстафету. 1 Ведущий: С этим соревнованием справились отлично, быстро бегать — это всем привычно. А сейчас возьмем мы в руки мяч, мастерство оценим передач.
6 конкурс. «Эстафета «Хозяюшка»
Оборудование: ведро с совком, клюшка, на каждого участника малый мячик. На финише ведро с совком. Участники по сигналу клюшкой ведут мячик до ведра, и заметают на совок мячик, и кладут его в ведро из совка. Возвращаются и передают клюшку следующему игроку команды. 2 Ведущий: Вот и закончился наш праздник. А кто же победил? Победили все! Потому что все получили заряд бодрости и массу положительных эмоций. Желаем всем крепкого здоровья и успехов! Ну и конечно же всем сладкие призы и дипломы участников сегодняшней встречи!
Физкультурный зал
Коррекционно-оздоровительная работа дошкольных педагогов (корригирующая гимнастика для рук, ног, позвоночника, точечный массаж, элементы упражнений хатха-йоги) предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощенной стопы, сердечно - сосудистые и простудные заболевания.
Постановка на успех и оздоровление (под музыку)
Гимнастика для всех элементы йоги:
Все элементы дыхательных упражнений выполняются из положений -
стоя, сидя, лежа.
После принятия позы - задержка в таком положении от 3 до 60 с, длительность в этих пределах увеличивается по мере тренировки:
Оздоровительный эффект
Укрепление всего организма
Снятие усталости
Предупреждение простуды
Снятие головной боли
Улучшение зрения
Профилактика насморка
Улучшение работы почек
Улучшение стройности бедер
Повышение умственных способностей
Совершенствование концентрации внимания
Омолаживание лица
Улучшение памяти
Релаксационные паузы
Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем - не только физическим, но и психологическим.
Охрана и укрепление психологического здоровья дошкольников - это создание в группах д/с безопасной атмосферы, рождающей у воспитанников чувство защищенности, доверия к миру, повышение у детей самооценки, формирование позитивной Я - концепции, развитие детского творчества, коммуникативных умений, формирование способности к сопереживанию, умений осуществлять просоциальные акты поведения, повышение у ребенка уровня самовосприятия.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: Здоровье
Раздел: Физическое воспитание
Тема:Ходьба по шнуру, положенному прямо. Ползание на четвереньках на расстоянии 6 метров. Подскоки на двух ногах (ноги вместе, ноги врозь) с хлопками над головой.
Цель: Учить ходить по шнуру, положенному прямо, сохраняя равновесие. Закреплять умение согласовывать движения рук и ног при ползании на четвереньках с опорой на руки и колени. Упражнять в ритмичном подпрыгивании ноги вместе, ноги врозь с выполнением хлопков над головой. Игра «Птички в гнездышках»
Дети выполняют упражнения, стараясь согласовывать движения рук и ног.
Выполняют упражнения руки в стороны, вниз за голову
Рефлекторно-корректирующий
Предлагает детям встать в круг, высказать свои впечатления, сказать, что больше всего понравилось и запомнилось, попрощаться на казахском и русском языках.
Хвалит детей, благодарит за совместную работу
Встают в круг, прощаются на казахском и русском языках.
Отправляются в группу
Ожидаемый результат:
Знать: - комплекс ОРУ
- правила игры;
- ритмично подпрыгивать, ноги вместе, ноги врозь с выполнением хлопков над головой;
Иметь: - навыки передвижения в колонне по одному;
- навыки перестроения в колонне по 3;
Уметь: - проявлять свое эмоциональное состояние с помощью прыжков с хлопками;
- ходить по шнуру, сохраняя равновесие;
- согласовывать движения рук и ног при ползании на четвереньках.