Здоровье ребенка зависит от многих факторов: режим дня, правильное питание.пребывание на свежем воздухе, двигательная активность,закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждений и многое другое. проблема здоровья детей комплексная и многоаспектная.Определить уровень физической подготовленности путем комплексной оценки следующих физических качеств:быстроты, координации, гибкости.силы,выносливости, скоростно-силовых качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение на уроках физической культуры»
Здоровьесбережение на уроках физической культуры.
Здоровье- это состояние полного физического психического и социального благополучия .
.
2015
Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей - комплексная и многоаспектная.
Для оценки здоровья учащихся, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии:
Уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному.
Определение уровня физического развития предусматривает
следующую последовательность действий:
определение возраста ребенка на момент исследования;антропометрические исследования (измерения человеческого тела);оценка уровня каждого показателя по сравнения с нормой соответствующего стандарта;определение общего уровня физического развития;констатация гармоничности или дисгармоничности физического развития.
определение возраста ребенка на момент исследования;
антропометрические исследования (измерения человеческого тела);
оценка уровня каждого показателя по сравнения с нормой соответствующего стандарта;
определение общего уровня физического развития;
констатация гармоничности или дисгармоничности физического развития.
Уровень физической подготовленности.
Определяется уровень физической подготовленности путем комплексной оценки следующих физических качеств:
быстроты (бег 30 м);
координации челночный бег (3х10 м);
гибкости (наклон вперед);
силы (подтягивание);
выносливости (шестиминутный бег);
скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).
Данное тестирование проводится 2 раза в год у всех школьников и позволяет отследить прогресс в развитии тех или иных качеств не только от сентября к маю (в пределах учебного года), но и в многолетнем периоде (от года к году).
Уровень функционирования основных систем организма.
Критерием оптимальной нормы двигательной активности являются надежность функционирования всех систем организма и способность соответственно реагировать на меняющиеся условия внешней среды.
Степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням .
Степень сопротивляемости организма оценивается количеством и длительностью перенесенных ребенком острых заболеваний. По количеству перенесенных заболеваний за год детей делят на три группы:
ни разу не болевшие;
болевшие эпизодически(1-3 раза в течение года);
часто болевшие (4 и более раз).
Отсутствие острых заболеваний в течение года или эпизодический их характер свидетельствуют о хорошей сопротивляемости организма ребенка, высокой способности реагировать на меняющиеся условия жизни и сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов или болезнетворных микроорганизмов.
Наличие или отсутствие хронических заболеваний.
Анализ наличия или отсутствия хронических заболеваний в момент обследования, уровня функционального состояния основных систем организма, степени сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям позволяет разделить детей на 5 групп.
КгруппеIотносятся здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим и психологическим развитием, редко болеющие.
К группеII относятся здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания морфологического или функционального характера, например: дети с отклонениями в физическом развитии, не связанные с Эндокринной патологией, с нарушением осанки, уплощением стопы, с близорукостью слабой степени, часто болеющие и т.д.
К группеIII – больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации (возмещения функций поврежденных тканей и органов за счет непострадавших органов и тканей). Данную группу составляют дети, которые редко болеют острыми заболеваниями, не смотря на наличие хронических заболеваний, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность.
ГруппаIV – это дети, имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью.
Дети ГруппыV имеют хронические заболевания в стадии декомпенсации. Они практически не посещают образовательные учреждения, т.к. по состоянию здоровья вынуждены находиться в специальных лечебных или учебно- воспитательных учреждениях.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий :
Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов испытания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность). Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности). Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комплексной информатизации учебно- воспитательного процесса). Прикладные (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов испытания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность).
Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комплексной информатизации учебно- воспитательного процесса).
Прикладные (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Средства здоровьесберегающих образовательных технологий:
Средства двигательной направленности:
элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метания и др.);
физические упражнения (без предметов, с предметами);
гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, коррегирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
лечебная физкультура;
подвижные игры;
массаж, самомассаж;
психогимнастика;
тренинги и др.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Принцип сознательности и активности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип повторения
Принцип постепенности
Принцип индивидуализации и доступности
Принцип непрерывности
Принцип цикличности
Принцип наглядности
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности
Принцип оздоровительной направленности
Принцип комплексного междисциплинарного подхода
Принцип формирования ответственности
Чтобы помочь учащимся сохранить здоровье посредством здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры используются следующее:
Учениками предоставляются медицинские справки о перенесённых заболеваниях. Учащиеся, которые на конец предыдущего учебного года были переведены в подготовительную физкультурную группу или отнесены к специальной медицинской группе ( IV группе здоровья), приносят справку о присвоенной группе здоровья на новый учебный год.
В результате в одном классе на уроке физкультуры могут заниматься ученики:
основной физкультурной группы;
подготовительной физкультурной группы (с полным или частичным освобождением от отдельных видов упражнений);
ученики, переведённые из специальной медицинской группы в основную или подготовительную;
ученики, приступившие к занятиям после полного освобождения от физической нагрузки;
К каждому из вышеперечисленных учащихся необходим индивидуальный подход в подборе нагрузки оптимального объёма и интенсивности.
Строй формируется согласно уровню физической подготовленности, состояния здоровья и самочувствия учащихся (при выполнении беговых упражнений в зале ученикам запрещено обгонять друг друга - они должны сохранять строевой порядок)
в строю стоят сначала юноши, потом девушки;
в начале строя стоят наиболее физически подготовленные ученики;
ученики подготовительной группы и ученики с плохим самочувствием стоят в строю последними;
ученикам, которым запрещено выполнение каких-либо упражнений (например, на мышцы живота), даётся другое здание;
ученикам подготовительной группы уменьшается нагрузка путём снижения интенсивности (разрешен бег на средние и длинные дистанции только в равномерном темпе, ускорения противопоказаны), соответственно- снижаются нормативы.
Уроки по физической культуре проводятся согласно принципам зоровьесберегающих технологий и с использованием данных средств и методов.
На уроках даются знания, умения и навыки, необходимые для формирования здорового образа жизни (гигиенические, физиологические, практические, методические).
Дневник здорового образа жизни.
Фамилия, имя, отчество Год, месяц , число рождения
Направленность образовательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения:
Медико-гигиеническая (осуществляемая при тесном контакте педагог - медицинский работник- ученик).
Физкультурно- оздоровительная (отдается приоритет занятиям физической направленности).
Экологическая (создание гармоничных взаимоотношений с природой).
Теоретическая значимость заключается в углублении медико-гигиенических знаний, умений и навыков учащихся. Оценка же уровня физического состояния детей может являться критерием оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями и критерием готовности ребенка к выполнению нагрузок различного характера.
Практическая значимость заключается в разработке специального «Дневника здорового образа жизни» для учащихся. Повышение же уровня здоровья детей путем воздействия на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывает возможности управления здоровьем подрастающего поколения в процессе физического воспитания, как на уроках, так и внеурочных форм занятий. Возможности управления здоровьем подрастающего поколения средствами физического воспитания – это одно из главных направлений сохранения и укрепления здоровья.