«Моделирование здоровьесберегающего образовательного процесса» Мальцева Валентина Николаевна, учитель физической культуры МАОУ «Ныробская СОШ» п.г.т. Ныроб
Цель
Повышение качества образования и воспитания посредством сохранения и укрепления здоровья учащихся
Задачи
- Реализация интеллектуальных и творческих возможностей учащихся в процессе обучения
- Анализ динамики уровня здоровья учащихся
- Формирование потребности в здоровом образе жизни
- Формирование отношений к человеку и его здоровью как к ценности
- Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность школы
- Обеспечение санитарно-гигиенического режима и создание комфортной пространственной среды
- Профилактика употребления алкоголя, табакокурения, наркотических веществ, предупреждение травматизма, охрана труда и техника безопасности через изучение курса ОБЖ, биологии, естествознания, граждановедения, а также систему классных часов и воспитательных мероприятий
- Создание Системы работы с родителями по здоровьесбережению.
10-15%
ЭКОЛОГИЯ
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
15-20%
МЕДИЦИНА
ОКРУЖАЮЩАЯ
10-15%
СРЕДА
50-55%
стиль жизни (образ жизни)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Семья
Мир общения (двор, улица)
Школа
Дополнительные образовательные учреждения
Место проживания (город, село)
СМИ, социокультура
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
- Спортивный час ( аэробика, тяж. атлетика, теннис ).
- Индивидуальные занятия.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Подвижные игры на прогулке.
- Уроки хореографии.
- Уроки физического воспитания.
- Соревнования в школе, районе, городе.
- Занятия в спортивных секциях.
- Врачебно-педагогический контроль.
4
Сравнительный анализ по группам здоровья
2006-2007 год
2009-2010 год
- I – 29 %,
- II - 58 %,
- III – 12 %,
- IV –1 %;
- I – 21 %,
- II - 71 %,
- III – 8 %,
- IV –0 %;
По физкультурным группам
2006-2007 год
2009-2010 год
- основная – 83 %,
- подготовительная – 9 %,
- освобождены от занятий – 8 %.
- основная – 85 %,
- подготовительная – 9 %,
- освобождены от занятий – 6 %.
по заболеваниям
2009-2010г.
- Практически здоровы-433
- Имеют отклонения в здоровье-48
- органов зрения-26
- сердечнососудистой системы-3
- опорно-двигательного аппарата-3
- органов дыхания-7
- органов пищеварения-2
2006-2007г.
- Практически здоровы-456
- Имеют отклонения в здоровье-55
- органов зрения-40
- сердечнососудистой системы-6
- опорно-двигательного аппарата-39
- органов дыхания-6
- органов пищеварения-9
Школьный врач, больница
Родительский комитет
Физическое здоровье
Учителя предметники
Медицинские услуги
Внеклассная работа
Информац-ионная работа
Комплексное обследование,лечение
Урок физической культуры
Учителя физической культуры, физорги
Классные руководители
Психическое здоровье
Служба примирения
Социально-психологическая работа
Нравственное здоровье
Внеучебная деятельность
Кружки
секции мероприятия праздники и др.
КДЦ ЦДО
Основные пути оздоровительно-профилактической работы
- Диагностика здоровья
- Отслеживание показателей физического здоровья учащихся
- Пропаганда здорового образа жизни
Из приложения к письму Минобразования России от 26 августа 2002 г. № 13-51-104/13 за подписью Заместителя Министра Е.Е.Чепурных:
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:
- организация рационального питания учащихся;
- система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
- рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.
Год наблюдения
Параллели/Число обучающихся
Отклонения в
физич. развитии,
число / % от числа обследованных
1
Низкий уровень физич. подготов.,
число / % от числа обследованных
Предыдущий уч. год
2
ПОЗ/ ПРЗ,
%о
3
1-е классы
47
Число дней, проп. по бол. за уч. год
на 1-го уч-ся
31/65
4
5-е классы
58
Индекс здоровья, %
5
8/17
33/57
9-е классы
73
Распростр-ть отклонений в состоянии ОДА, число
/ % от числа обследованных
6
40,7/46,2
18/31
35/48
Итого:
11-е классы
44
Распростр-ть нарушений зрения,
число / % от числа обследованных
7
7
33,3/66,6
36/82
37/31
Текущий уч. год
Распростр-ть психоневролог. забол.,
число
/ % от числа обследованных
8
51
7
88,8/135
17/39
135/61
1-е классы
53
Распростр-ть других хрон. забол.,
число
/ % от числа обследованных
9
68
0
31,5/48,1
7
80/36
37/68
5-е классы
47
ПХЗ, %о
10
0
10
14/24
7
194,3/295,9
25/53
12/23
9-е классы
72
Группа здоровья,
% учащихся
0
11
2/3
9/12
70
28
22,2/18,5
36/50
17/36
11-е классы
31
Итого:
1
12
3/6
0
6/8
23
5/12
31,5/38,8
7
38/53
23/74
Динамика
2
13
13,5
1/1
2/3
3/7
28/13
90
6
70,3/154
121/60
7/23
3
21/46
81
9/12
0
11/5
1/1
89
12,9/51,8
7
74/36
-14/-1
Мед. группа для занятий физкультурой,
% уч-ся
4
19/43
18/31
112
1/0
6/15
1/1
32
10/21
136,9/263,1
7
-6/0
Осн
36/62
5/11
19/26
63
2/4
20/9
0
27
15/21
45
-57,4/-32,8
Подг
0/0
14
4/7
42/57
11/28
269,5
0
3/5
24
4/13
10/14
-1
15
Спец
42/93
0/0
12/17
24/60
69/31
24,6
4/8
2/2
30/15
+1
2/6
3/7
16
54/93
0/0
121/55
5/12
78,8
25/47
7/9
0
15/7
+2/+2
0/0
3/5
60/82
0/0
26/12
22/42
17/37
167
5/16
2/1
+4/+2
1/2
12/16
30/75
0
6/11
22/48
54
23/32
+1/+1
19/9
2/2
6/15
186/84
0/0
34/47
7/15
324,4
15/48
-1/0
4/10
24/11
46/87
0/0
15/21
3/10
+54,9
80/39
7/13
4/8
39/85
0/0
13/42
81/40
+11/ +8
3/5
6/13
59/81
0/0
-40/-10
41/20
1/12
6/8
0
20/65
+15/+8
6/19
7/11
0
164/81
5/16
22/11
-22/-6
16/8
-2/0
+9/+5
5 класс:
8 учащихся обучены физкульт - минуткам разной направленности
- Для профилактики и снятия зрительного утомления
- На улучшение мозгового кровообращения
- На снятие утомления с плечевого пояса
- На снятие напряжения мелких мышц кисти.
Обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов
- Организация и работа «группы здоровья».
- Проведение профилактических медицинских осмотров педагогов.
- Информационный уголок
Здоровьесбережением занимались всегда.
Но в системе эта работа по здоровьесбережению в нашей школе только начинается.
Советы для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни и прожить долгую жизнь :
- определите, что Ваш стиль – здоровый образ жизни и четко его придерживайтесь;
- берегите здоровье с юных лет, существует много болезней, которые выявляются с возрастом, хотя их корни в детстве;
- при существенных недомоганиях начинайте периодически проходить медосмотры;
- будьте умеренными во всем;
- не полнейте, чтобы не затруднять работу всего организма, убыстряя старение;
- будьте всегда доброжелательны, спокойны и рассудительны, раздражительность и суета наносят вред сердцу и нервной системе;
- не держите зла, чаще улыбайтесь, улыбка помогает снять напряжение;
- любите близких, они ваша главная ценность в жизни;
- выберете такой вид трудовой деятельности, который Вам интересен и приносит не только материальное, но и моральное удовлетворение;
- занимайтесь физическим трудом или фитнесом, стараясь как можно больше времени проводить на свежем воздухе;
- активно отдыхайте, отсутствие движений облегчает возникновение ряда болезней;
- спите 7,5 часов в день (5 стандартных 1, 5 часовых цикла сна), сон восстанавливает силы и часто лечит лучше всяких лекарств;
- не курите, тем более не пытайтесь уйти от проблем в мир алкогольного дурмана;
- уделяйте время своим увлечениям, это помогает расслабиться;
- не поддавайтесь унынию и не разрешайте себе падать духом .