воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.
2.Разработка комплексов. Педагогу необходимо:
1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном
этапе обучения.
2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее
конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря,
имеющегося в школе.
3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. Каждое
упражнение комплекса учащиеся выполняют в течение обусловленного времени
(работают 20–30 сек., отдыхают 30–40 сек.), стараясь проделать его максимальное (для себя) число
раз.
4. Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и, в зависимости от
его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка
входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя
ее, многие учителя физической культуры добиваются большей степени физического воздействия на
занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не
на каждом уроке эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно
проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то
применять перед этим круговую тренировку нецелесообразно, поскольку это противоречит
образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям
невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие
специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а
обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на
качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие уроки носят
характер общефизической и специальной подготовки. Они могут предшествовать обучению тому или
иному программному материалу. Нецелесообразно применять круговую тренировку и во вводной
части урока, так как задачи ее – функционально подготовить организм к предстоящей работе и таким
образом создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной
работы, предстоящей в основной части урока.
5. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.
6. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности перехода с одной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки, т. е., как гласит известная пословица, в одном месте будет густо, а в другом пусто. А это неприемлемо для круговой тренировки.
3.Методы круговой тренировки.
Метод круговой тренировки на уроках физической культуры я применяю давно. Сначала это были отдельные комплексы упражнений для развития только физических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, сила) и совершенствования их комплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и т. п.). При проведении уроков физической культуры методом круговой тренировки после проведения тщательной разминки, выполнения общеразвивающих упражнений учащиеся делятся на несколько групп Спортивный зал или спортивная площадка делятся на так называемые «станции» по числу запланированных упражнений. По команде учителя группы начинают одновременно выполнять упражнения каждая на своей станции. По окончании запланированного времени следует переход на следующую «станцию». Учащиеся переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, пока не проходят целый круг. После этого каждый ученик получает оценку за работу во время выполнения упражнений круговой тренировки (обычно «4» и «5»). Время выполнения упражнения варьируется в зависимости от возраста и подготовленности учащихся (от 20 сек. в 5-м классе до 30 сек. в 11-м). При составлении комплексов круговой тренировки мы стараемся на разных «станциях» вовлекать в работу различные мышечные группы.
Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для школьного урока. Сущность его заключается в том, что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время - по 30 секунд. Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий.
Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.
Схематично это можно сделать так:
Упражнения для мышц рук
Упражнения для мышц пресса
Упражнения для мышц спины
Упражнения для мышц ног
На одну и ту же группу мышц можно воздействовать двумя-тремя различными упражнениями. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой станции, и в то время как одна группа мышц получает нагрузку, другая – активно отдыхает.
Видя, что уроки с использованием круговой тренировки интересны для учащихся, я стала добавлять в упражнения элементы спортивных игр (волейбола и баскетбола). А в дальнейшем стала использовать метод круговой тренировки на открытой площадке при изучении раздела легкой атлетики. Уроки стали разнообразнее и интереснее.
Комплекс упражнений для скоростно-силовой подготовки, развития быстроты движений, используемый при прохождении учебного материала по разделу «легкая атлетика» на пришкольной площадке.
1-я станция. Стоя лицом к покрышке продольно. Толчком обеих ног последовательное перепрыгивание крестообразно стоящих покрышек.
2-я станция. Лежа на покрышке, продольно обхватив ее руками. Поднимание прямых ног назад.
3-я станция. Опорный прыжок «согнув ноги» через покрышку продольно.
4-я станция. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на больших покрышках: руки на одной покрышке, ноги – на другой.
5-я станция. Стоя в упоре лицом к большой покрышке продольно. Бег на месте с высоким подниманием бедра в упоре.
6-я станция. Впрыгивание с 3–5 шагов разбега на покрышку с приземлением на согнутую толчковую ногу.
7-я станция. Бег по восьмерке с оббеганием крестообразно стоящих покрышек
4.Сущность метода круговой тренировки.
На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся.
Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность.
Итак, основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование и лишь приблизительная программа действий.
Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы
5.Направления круговой тренировки.
Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, улучшение его функционального физического состояния необходимо работать в трех направлениях:
I. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – основы направления решают проблемы улучшения физического развития и физического состояния учащегося.
ЗАДАЧИ:
Формировать правильное
отношение к занятиям физической культуры и спортом.
Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
.
I
II. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – основой является органическая взаимосвязь физического и духовного развития школьников.
Способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах.
ЗАДАЧИ:
Привлекать родителей к участию во внутри школьных соревнованиях.
Учить бережному отношению к инвентарю.
Создавать условия для проявления положительных эмоций.
Создавать условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей.
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – обеспечивает усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развитие физических качеств.
Создавать условия для самостоятельного решения двигательных задач.
Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.
ЗАДАЧИ:
Обращать внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям.
Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки в прикладном и спортивном направлении.
Приложение
комплексов по разделам.
Легкая атлетика
Упражнения для развития скоростно-силовых и скоростных качеств.
1. Бег с высоким подниманием бедер (10-20 м).
2. Бег из различных стартовых положений
3. Прыжки с ноги на ногу через набивные мячи.
4. Повторный бег на 40 м.
5. Упражнения со скакалкой
6. Подскоки на одной, другая нога на возвышении
7. Подскоки на обеих ногах у опоры.
8. С гимнастической скамейки прыжки в глубину с последующим быстрым
подскоком вверх
ГимнастикаДля развития функции равновесия.
1. И.п. — стойка на носках, руки назад, соединить их в «замок». Наклоны
вперед, в стороны и назад без зрительного контроля.
2. И.п. — основная стойка. Прыжки с поворотом на 180 и 270°.
3. И.п. — стойка на носках. Наклоны назад с отведением левой (потом правой)
ноги назад.
4. Ходьба по линии на носках (руки на поясе) с наклонами головы влево и
вправо.
5 . Бег спиной вперед. 25-30 м.
6. Ведение мяча с закрытыми глазами. 15-20 м.
7. Стоя на носках на рейке гимнастической скамейки, вдоль. Приседание, руки
вперед. 8-10 раз.
8. Ходьба на носках по рейке гимнастической скамейки, руки на поясе или за
головой, с открытыми и закрытыми глазами.
9. То же, но подбрасывая и ловя мяч двумя руками.
10. Ходьба на носках по рейке гимнастической скамейки (руки на поясе)
д) горизонтальное равновесие на правой и левой ноге
12. Акробатические упражнения:
б) переворот в сторону.
13. Подвижные игры и эстафеты с элементами равновесия
Спортивные игрыУпражнения для обучения.
Баскетбол.
Двигаясь по залу в парах приставными шагами, выполнять передачу двумя руками от груди.
В парах: один игрок перемещается приставными шагами внутри круга, другой — по наружным границам спортивного зала. Первый выполняет передачу мяча второму, второй ловит мяч и выполняет передачу в движении первому игроку.
Перемещаясь бегом в парах, выполнять передачи в движении с атакой
корзины.
Перемещаясь в парах шагом и бегом, выполнять передачи в движении после ведения. Заканчивать упражнение броском в кольцо и подбором мяча.
Построение в кругах по 5-7 человек. Перемещаться приставными шагами по кругу и передавать мяч в движении через одного. Передачу выполнять после каждых двух шагов (двухшажный ритм).
Волейбол.
1.Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки .
2.Подъем мяча над собой двумя руками сверху, стоя на месте.
3.В низком приседе с продвижением вперед.
4.Стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне
плеч, прогнуться в грудном отделе позвоночника с отведением рук вверх -
назад за счет поочередного выпада вперед.
5.Подбрасывание волейбольного мяча одной рукой над головой, затем
верхняя подача в стену другой рукой с последующей ловлей мяча и
повторения упражнений.
6.Передача мяча снизу двумя руками в стену.
7.Передача мяча двумя руками сверху в движении.
«Школа мяча»(баскетбол 3 класс)
- броски мяча в стену и ловля его двумя руками;
- броски мяча в стену и ловля после отскока от пола;
- броски мяча правой рукой и ловля правой рукой;
- броски мяча левой рукой и ловля левой рукой;
- броски мяча в стену правой рукой и ловля левой рукой;
- броски мяча в стену левой рукой и ловля правой рукой;
-удары мяча в пол с последующим отскоком от стены и ловля правой рукой;
- то же и ловля мяча левой рукой;
- броски мяча в стену и ловля после поворота кругом.
7.Выводы.
Подытоживая характеристику круговой тренировки, можно сделать следующие выводы:
1. Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся.
2. Круговая тренировка в школьном уроке обычно составляет относительно самостоятельный его подраздел, для которого отводится достаточно много времени (до 20 мин., иногда и больше) в основной части.
3. Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений; подобранных в соответствии с определенной схемой (символом круговой тренировки) и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга и т. п.).
4. Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.
5. В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Строгая регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности.
6. Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные имеют возможность добиться, по крайней мере, относительно тех же успехов (при соответствующем прилежании), что и самые сильные.
7. Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
8. Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе.
9. Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся круговая тренировка имеет широкую сферу применения – от школьного физического воспитания до «большого» спорта.