kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация к физическим нагрузкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация - это процесс приспособления организма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация к физическим нагрузкам»

Адаптация к физическим нагрузкам - основа тренированности организма спортсмена

Адаптация к физическим нагрузкам - основа тренированности организма спортсмена

Адаптация - это процесс приспособления организма к внешней среде. Спортивная тренировка основана на принципе адаптации, то есть на способности живого организма приспосабливаться к различным условиям. Важным практическим результатом и показателем адаптации является повышение работоспособности. Специалисты в области спорта единодушны во мнении, что нагрузка является важнейшим фактором, стимулирующим течение адаптационных процессов, лежащих в основе повышения работоспособности систематически тренирующегося спортсмена.

Адаптация - это процесс приспособления организма к внешней среде. Спортивная тренировка основана на принципе адаптации, то есть на способности живого организма приспосабливаться к различным условиям. Важным практическим результатом и показателем адаптации является повышение работоспособности.

Специалисты в области спорта единодушны во мнении, что нагрузка является важнейшим фактором, стимулирующим течение адаптационных процессов, лежащих в основе повышения работоспособности систематически тренирующегося спортсмена.

Между физической нагрузкой и адаптацией существуют определенные закономерности выраженные в следующем: 1) Адаптационные процессы происходят лишь тогда, когда внешние стимулы достигают определенной интенсивности и определенного объема. Большой объем нагрузки без должной интенсивности так же, как и интенсивные нагрузки слишком малых объемов не ведет к адаптации.

Между физической нагрузкой и адаптацией существуют определенные закономерности выраженные в следующем:

1) Адаптационные процессы происходят лишь тогда, когда внешние стимулы достигают определенной интенсивности и определенного объема. Большой объем нагрузки без должной интенсивности так же, как и интенсивные нагрузки слишком малых объемов не ведет к адаптации.

2) Адаптационный процесс эффективно протекает при рациональном чередовании нагрузки и отдыха. Нагрузка на тренировочном занятии вначале вызывает затраты энергетических ресурсов, утомление, которое временно снижает функциональные возможности организма. Это и есть основной раздражитель для процессов приспособления, которые осуществляются преимущественно в фазе отдыха, восстановления. При этом происходит не только восстановление использованной энергии до исходного уровня, но и превышение его, то есть наступает «сверхвосстановление» «суперкомпенсация», которое составляет основу повышения функций, а, следовательно -и спортивных достижений.

2) Адаптационный процесс эффективно протекает при рациональном чередовании нагрузки и отдыха. Нагрузка на тренировочном занятии вначале вызывает затраты энергетических ресурсов, утомление, которое временно снижает функциональные возможности организма. Это и есть основной раздражитель для процессов приспособления, которые осуществляются преимущественно в фазе отдыха, восстановления. При этом происходит не только восстановление использованной энергии до исходного уровня, но и превышение его, то есть наступает «сверхвосстановление» «суперкомпенсация», которое составляет основу повышения функций, а, следовательно -и спортивных достижений.

3) Только на начальных этапах тренировочного процесса «суперкомпенсация» быстро трансформируется в более высокий уровень достижений. У спортсменов же, достигших высокой спортивной квалификации, этот процесс затягивается на недели и месяцы. 4) Повторные стандартные нагрузки вызывают все меньший тренировочный эффект и вскоре начинают способствовать только сохранению ранее достигнутого состояния. Этот факт заставляет спортсменов и тренеров все более и более увеличивать тренировочную нагрузку.

3) Только на начальных этапах тренировочного процесса «суперкомпенсация» быстро трансформируется в более высокий уровень достижений. У спортсменов же, достигших высокой спортивной квалификации, этот процесс затягивается на недели и месяцы.

4) Повторные стандартные нагрузки вызывают все меньший тренировочный эффект и вскоре начинают способствовать только сохранению ранее достигнутого состояния. Этот факт заставляет спортсменов и тренеров все более и более увеличивать тренировочную нагрузку.

Применительно к спортивной тренировке нас интересуют те проявления адаптации, которые связаны с реакциями организма спортсмена в ответ на выполнение физической нагрузки. Проблема адаптации к физическим нагрузкам, в конечном счете, сводится к вопросу о механизмах, обеспечивающих тренированному организму преимущества над нетренированным. Эти преимущества характеризуются тремя основными чертами:

Применительно к спортивной тренировке нас интересуют те проявления адаптации, которые связаны с реакциями организма спортсмена в ответ на выполнение физической нагрузки. Проблема адаптации к физическим нагрузкам, в конечном счете, сводится к вопросу о механизмах, обеспечивающих тренированному организму преимущества над нетренированным. Эти преимущества характеризуются тремя основными чертами:

Первая черта тренированности:  тренированный организм характеризуется более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных нагрузках. Так, в условиях покоя у тренированных людей частота сердечных сокращений (ЧСС) может составлять всего 40-50 уд/мин («брадикардия атлетов»); частота дыхания уменьшена до 10-12 (даже 6-8) дых./мин при 16-20 дых./мин у нетренированных людей; легочная вентиляция и минутный объем дыхания снижены на 1012%, потребление кислорода организмом в целом уменьшено на 10-12%, а потребление кислорода миокардом уменьшено примерно на 20% по сравнению с нетренированными.

Первая черта тренированности:  тренированный организм характеризуется более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных нагрузках. Так, в условиях покоя у тренированных людей частота сердечных сокращений (ЧСС) может составлять всего 40-50 уд/мин («брадикардия атлетов»); частота дыхания уменьшена до 10-12 (даже 6-8) дых./мин при 16-20 дых./мин у нетренированных людей; легочная вентиляция и минутный объем дыхания снижены на 1012%, потребление кислорода организмом в целом уменьшено на 10-12%, а потребление кислорода миокардом уменьшено примерно на 20% по сравнению с нетренированными.

У тренированных людей выполнение мышечной работы непредельной интенсивности сопровождается меньшими сдвигами этих показателей. Так, если педалирование на велоэргометре при мощности нагрузки 125 Вт вызывает у нетренированного человека повышение частоты сердечных сокращений до 150-160 уд/мин, то у тренированного частота повышается лишь до 125-130 уд/мин.

У тренированных людей выполнение мышечной работы непредельной интенсивности сопровождается меньшими сдвигами этих показателей. Так, если педалирование на велоэргометре при мощности нагрузки 125 Вт вызывает у нетренированного человека повышение частоты сердечных сокращений до 150-160 уд/мин, то у тренированного частота повышается лишь до 125-130 уд/мин.

Вторая черта тренированности:  тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности, которая не под силу нетренированному, то есть у тренированного человека повышается резистентность к воздействиям неблагоприятных факторов. Так, нетренированный человек не в состоянии пробежать марафонскую дистанцию или поднять штангу весом, значительно превышающим его собственный. При выполнении стандартной работы, доступной нетренированному человеку, тренированный может совершать ее более длительное время без утомления.

Вторая черта тренированности:  тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности, которая не под силу нетренированному, то есть у тренированного человека повышается резистентность к воздействиям неблагоприятных факторов. Так, нетренированный человек не в состоянии пробежать марафонскую дистанцию или поднять штангу весом, значительно превышающим его собственный. При выполнении стандартной работы, доступной нетренированному человеку, тренированный может совершать ее более длительное время без утомления.

Третья черта тренированности:  тренированный организм способен достигать при максимальных нагрузках такого уровня функционирования физиологических систем, который невозможен для нетренированного организма. При предельно напряженной работе в тренированном организме происходит значительно большая мобилизация систем кровообращения, дыхания и большая трата энергии по сравнению с нетренированным.

Третья черта тренированности:  тренированный организм способен достигать при максимальных нагрузках такого уровня функционирования физиологических систем, который невозможен для нетренированного организма. При предельно напряженной работе в тренированном организме происходит значительно большая мобилизация систем кровообращения, дыхания и большая трата энергии по сравнению с нетренированным.

Так, при максимальной работе потребление кислорода у тренированного человека может возрастать до 5-6 л/мин, а у нетренированного не превышает 3 л/мин, минутный объем крови может возрастать до 45-47 л, а ударный объем - до 200 мл, тогда как у нетренированного максимальное значение этих показателей соответственно -20-25 л и 140-145 мл; легочная вентиляция может достигать 150 л/мин, а частота дыхания - 60 дых./мин.

Так, при максимальной работе потребление кислорода у тренированного человека может возрастать до 5-6 л/мин, а у нетренированного не превышает 3 л/мин, минутный объем крови может возрастать до 45-47 л, а ударный объем - до 200 мл, тогда как у нетренированного максимальное значение этих показателей соответственно -20-25 л и 140-145 мл; легочная вентиляция может достигать 150 л/мин, а частота дыхания - 60 дых./мин.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что физиологические сдвиги в организме спортсмена в ответ на совершаемую мышечную работу различной продолжительности и интенсивности значительно отличаются от наступающих изменений в организме нетренированного человека в ответ на эту же работу. Разница между ними характеризует разницу между функциональными возможностями тренированного и нетренированного организма. Иными словами, уровень работоспособности спортсмена в значительной мере определяется величиной функциональных резервов организма.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что физиологические сдвиги в организме спортсмена в ответ на совершаемую мышечную работу различной продолжительности и интенсивности значительно отличаются от наступающих изменений в организме нетренированного человека в ответ на эту же работу. Разница между ними характеризует разницу между функциональными возможностями тренированного и нетренированного организма. Иными словами, уровень работоспособности спортсмена в значительной мере определяется величиной функциональных резервов организма.

Таким образом, с позиции теории функциональных систем сущность адаптации к физическим нагрузкам заключается в следующем. При поступлении сигнала о предстоящем выполнении физической нагрузки в организме формируется специфическая функциональная система, обеспечивающая данную двигательную реакцию. В ответ на действие сигнала возникает возбуждение соответствующих моторных и вегетативных центров, активация функции эндокринных желез, что приводит к мобилизации скелетной мускулатуры, непосредственно осуществляющей данную двигательную реакцию, а также органов кровообращения и дыхания, обеспечивающих энергией работающие мышцы.

Таким образом, с позиции теории функциональных систем сущность адаптации к физическим нагрузкам заключается в следующем. При поступлении сигнала о предстоящем выполнении физической нагрузки в организме формируется специфическая функциональная система, обеспечивающая данную двигательную реакцию. В ответ на действие сигнала возникает возбуждение соответствующих моторных и вегетативных центров, активация функции эндокринных желез, что приводит к мобилизации скелетной мускулатуры, непосредственно осуществляющей данную двигательную реакцию, а также органов кровообращения и дыхания, обеспечивающих энергией работающие мышцы.

ЛИТЕРАТУРА Кондратов, Н.Н. Скоростно-силовая подготовка лыжников-гонщиков в соревновательный период / Н. Н. Кондрашев / Государственный комитет по физической культуре и спорту СССР.- М., 1989.- с. 24. Аграновский, М.А. Лыжный спорт / Учебник для ИФК: М.А. Аграновский / Физкультура и спорт.- М., 1980. - с.117-135. Сапин, М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии) / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин // Медицина.- М., 2003. - с. 384 -395. Источник http://bmsi.ru/doc/183f34ec-fd24-421b-add3-29331170eef1

ЛИТЕРАТУРА

Кондратов, Н.Н. Скоростно-силовая подготовка лыжников-гонщиков в соревновательный период / Н. Н. Кондрашев / Государственный комитет по физической культуре и спорту СССР.- М., 1989.- с. 24.

Аграновский, М.А. Лыжный спорт / Учебник для ИФК: М.А. Аграновский / Физкультура и спорт.- М., 1980. - с.117-135.

Сапин, М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии) / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин // Медицина.- М., 2003. - с. 384 -395.

Источник

http://bmsi.ru/doc/183f34ec-fd24-421b-add3-29331170eef1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптация к физическим нагрузкам

Автор: Лимарева Ирина Васильевна

Дата: 16.03.2021

Номер свидетельства: 575603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы предмета «Физическая культура»  для специальной медицинской группы (1-4 классы)"
    ["seo_title"] => string(164) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-adaptirovannoi-rabochiei-proghrammy-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-dlia-spietsial-noi-mieditsinskoi-ghruppy-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "254654"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783453"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Статья: "Трудности адаптации первоклассников к школе" "
    ["seo_title"] => string(55) "stat-ia-trudnosti-adaptatsii-piervoklassnikov-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "105836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402915636"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Иппотерапия как вид физической реабилитации "
    ["seo_title"] => string(49) "ippotierapiia-kak-vid-fizichieskoi-rieabilitatsii"
    ["file_id"] => string(6) "199884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428667893"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Программа по физической культуре  для учащихся специальной медицинской младшей группы (1-4 кл.) «Здоровячок» "
    ["seo_title"] => string(122) "proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-uchashchikhsia-spietsial-noi-mieditsinskoi-mladshiei-ghruppy-1-4-kl-zdoroviachok"
    ["file_id"] => string(6) "162817"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422417832"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1 - 4 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-programma-po-fizichieskoi-kul-turie-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "174749"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424177398"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства