курса внеурочной деятельности «Быстрее, выше, сильнее» направление: спортивно-оздоровительное для 7 классов основной ступени обучения
на 2017- 2018 учебный год
ФИО
разработчика программы Ковалева О.В.
2017 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Быстрее, выше, сильнее» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Внеурочная образовательная деятельность в рамках ООП НОО реализуется в гимназии в соответствии с:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования» (в редакции от 31.12.2015г.);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Программой развития МБОУ «Гимназия № 4» г. Брянска на 2017-2019гг.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Быстрее, выше, сильнее» разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г) Учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.
2.Общая характеристика курса.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Быстрее, выше, сильнее» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 7 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Волейбол и баскетбол – одни из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Они включены в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу и баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол и баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом и баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Спортивные игры требуют от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности эти игры представляют собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола и баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, кольца мячи.
В программе курса внеурочной деятельности «Быстрее, выше, сильнее» представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол и баскетбол, развитию физических способностей.
Программа курса внеурочной деятельности «Быстрее, выше, сильнее» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемая часть всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Целью рабочей программы по спортивно-оздоровительному направлению является формирование у учащихся седьмых классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
Популяризация волейбола и баскетболакак вида спорта и активного отдыха;
Овладение «школой движений»;
Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
Формирование у учащихся необходимых теоретических знаний.
3. Места курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Быстрее, выше, сильнее» рассчитана на учащихся 7 классов, в количестве 34 часов в год (1 час в неделю).
4. Планируемые результаты освоения курса.
Данная программа курса внеурочной деятельности предусматривает достижение следующих результатов:
личностные результаты
учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам;
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к учению и познанию;
формировать положительное отношение к систематическим занятиям волейболом и баскетболом;
учить взаимоотношению в команде;
уметь самостоятельно подбирать упражнения для своего физического развития.
понимать роль волейбола и баскетбола в укреплении здоровья;
научить школьников самостоятельно составлять свой режим дня и график тренировок;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Учащиеся научатся:
следовать при выполнении задания инструкциям учителя;
понимать цель выполняемых действий;
различать подвижные и спортивные игры.
Учащиеся получат возможность научиться:
принимать решения связанные с игровыми действиями;
взаимодействовать друг с другом на площадке;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания.
Иметь представление:
об истории развития волейбола в России;
о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;
технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе и баскетболе;
играть в волейбол и баскетбол по упрощенным правилам.
5. Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа курса включает в себя:
Волейбол. Стойки и перемещения игрока, верхняя и нижняя передачи мяча, прием мяча сверху и снизу, верхняя и нижняя подачи мяча, нападающий удар, блокирование ударов, подвижные игры и эстафеты.
Баскетбол. Стойки и перемещения игрока, ловля и передача мяча, броски мяча в кольцо, ведение мяча на месте и в движении, овладение мяча, выбивание мяча, подвижные игры и эстафеты.
Лёгкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников, отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие, прежде всего координационных способностей.
6. Календарно-тематическое планирование.
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
план
Дата
факт
№1
I триместр
11
1.1
Волейбол. Техника безопасности. Разучивание стойка игрока
1
сентябрь
1.2
Передача сверху двумя руками вперёд-вверх
1
сентябрь
1.3
Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи
1
сентябрь
1.4
Приём мяча снизу двумя руками
1
сентябрь
1.5
Нижняя прямая
1
октябрь
1.6
Верхняя прямая
1
октябрь
1.7
Подача в прыжке
1
октябрь
1.8
Прямой нападающий удар
1
октябрь
1.9
Приём снизу двумя руками
1
ноябрь
1.10
Приём сверху двумя руками
1
ноябрь
1.11
Приём мяча снизу, отраженного сеткой
1
ноябрь
№2
II триместр
12
2.1
Одиночное блокирование
1
ноябрь
2.2
Групповое блокирование
1
декабрь
2.3
Страховка при блокировании
1
декабрь
2.4
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий
1
декабрь
2.5
Игры, развивающие физические способности
1
декабрь
2.6
Двусторонняя учебная игра
1
январь
2.7
Баскетбол Остановки (прыжком, двумя шагами)
Повороты на месте
1
январь
2.8
Ловля мяча одной, двумя руками
1
январь
2.9
Передача мяча одной, двумя руками
1
январь
2.10
Передача мяча двумя руками от груди
1
февраль
2.11
Передача мяча двумя руками с отскоком от пола
1
февраль
2.12
Ловля двумя руками “катящегося” мяча
1
февраль
№3
III триместр
12
3.1
Броски мяча двумя руками от груди с места
1
февраль
3.2
Броски мяча одной рукой от плеча с места
1
март
3.3
Броски мяча одной от плеча в движении после двух шагов
1
март
3.4
Ведение мяча с высоким и низким отскоком
1
март
3.5
Ведение мяча с изменением скорости передвижения
1
март
3.6
Ведение мяча с изменением высоты отскока
1
апрель
3.7
Ведение изменением направления движения
1
апрель
3.8
Вырывание мяча
1
апрель
3.9
Выбивание мяча
1
апрель
3.10
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий
1
май
3.11
Игры, развивающие физические способности
1
май
3.12
Двусторонняя учебная игра
1
май
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Список литературы:
1. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
3. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002
4. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.
5. Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
6. Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
7. Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
8. Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(267) "Использование оздоровительных технологий во внеурочной деятельности по физической культуре в 5 классе на примере программы по фитнес-аэробике "
["seo_title"] => string(161) "ispol-zovaniie-ozdorovitiel-nykh-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-fizichieskoi-kul-turie-v-5-klassie-na-primierie-proghrammy-po-fitnies-aerobikie"
["file_id"] => string(6) "130485"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415903947"
}
}