Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПО ФГОС
3 класс
2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями) и программой «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Лях. 1–4 классы».
Для реализации программного содержания используется УМК:
1.В.И.Лях Физическая культура: Учебник для 1-4 классов / В.И.Лях –М.:Просвещение 2013-2018г
На изучение учебного предмета «Физическая культура» в 3 классе отводится 3 ч в неделю. Программа рассчитана на 102 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные УУД:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные УУД:
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Содержание учебного предмета
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1–4 классах составлено в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся» (В.И.Лях, А.А.Зданевич). При этом вид программного материала «Лыжная подготовка» – заменена разделом «Кроссовая подготовка», на изучение раздела «Подвижные игры» добавлено часов. Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня увеличено изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения».
Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.
Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.
1. Базовая часть:
- Основы знаний о физической культуре:
- естественные основы
- социально-психологические основы
- приёмы закаливания
- способы саморегуляции
- способы самоконтроля
- Легкоатлетические упражнения:
- бег
- прыжки
- метания
- Гимнастика с элементами акробатики:
- построения и перестроения
- общеразвивающие упражнения с предметами и без
- упражнения в лазанье и равновесии
- простейшие акробатические упражнения
- упражнения на гимнастических снарядах
- Лыжная подготовка:
- освоение техники бега в равномерном темпе
- чередование ходьбы с бегом
- упражнения на развитие выносливости
- Подвижные игры:
- освоение различных игр и их вариантов
- система упражнений с мячом
2. Вариативная часть:
- подвижные игры с элементами спортивных игр
В программе выделяются три раздела: «Основы знаний о физической культуре», «Способы физической деятельности», «Физическое совершенствование».
«Основы знаний о физической культуре» включает материал, посвященный физической культуре и спорта, строению человека, личной гигиене, физическим возможностям человека.
Раздел «Основы знаний о физической культуре» знакомит учеников с возможными движениями человека, содержит учебный материал, направленный на освоение основных жизненно важных умений и навыков.
Раздел «Физическое совершенствование» направлено на гармоническое физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья.
Раздел 1 Основы знаний о физической культуре (в процессе уроков)
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений ( подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма.
Раздел 2 Физическое совершенствование 102 ч
Легкая атлетика 39ч
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег, высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и в высоту4 спрыгивание и запрыгивание. Броски : большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность. Прыжки в длину и в высоту с прямого разбега, согнув ноги. Бег: медленный равномерный,бег с ускорением, челночный бег 3х10м, эстафетный бег, бег из различных исходных положений, с изменением направления движения, бег на 30м с высокого старта.
Лыжная подготовка 36 ч
Лыжная подготовка. Правила поведения. Переноска лыж способом под руку; надевание лыж. Передвижение на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного хода с попеременным двухшажным. Повороты на месте вокруг носков лыж и повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж. Скользящий шаг с палками и без палок. Техника ступающего шага. Совершенствование техники спуска в низкой стойке. Закрепление техники подъема «лесенкой».
Подвижные игры с элементами спортивных игр 14 ч
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания, броски; упражнения на координацию и выносливость, быстроту. На материале спортивных игр. Футбол: удар по неподвижному или катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Кроссовая подготовка 19ч
Совершенствование навыков бега и развитие выносливости: кросс по слабопересеченной местности; упражнение на выносливость; кроссовый бег до 1 км. Равномерный бег до 3 км. Медленный бег до 4 мин. Бег с преодолением препятствий.
Способы физкультурной деятельности (в течение года). Составление комплексов утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Проведение утренней зарядки , физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур ( способами обтирания и обливания под душем).
Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования. Простейшие наблюдения за своим самочувствием в процессе занятий физической культурой. Измерения своего роста, массы тела, определение правильности осанки и формы стопы.
Легкая атлетика 39 ч
Лыжная подготовка 36ч
Подвижные игры с элементами спортивных игр 14 ч
Кроссовая подготовка 13 ч
Итого -102ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема урока.
Кол-во
часов
1.
Физическое совершенствование 102 ч
Легкая атлетика 33 ч
Инструктаж по ТБ. Построение в шеренгу и колонну по одному.
1
2
Прыжок в длину с места. Бег до 4 мин. с изменением направления в чередовании с ходьбой
1
3
Построение в шеренгу по росту. Игра «Займи свое место».
Содержание комплекса утренней зарядки. Игра «Салки-догонялки».
4
Совершенствование строевых упражнений; прыжка в длину с места. Развитие выносливости в медленном трехминутном беге.
5
Метание мяча на дальность. Бег по дистанции. П/и «Пятнашки».
1
6
Прыжки в длину с места. Развитие скорости в беге с высокого старта на 30м. Игра «Воробьи- вороны».
7
Прыжок в длину с места – контрольное упражнение. Метание мяча на дальность
1
8
Развитие скоростно- силовых качеств. Прыжки в длину с места- учет. Эстафеты.
9
Бег 30 м – контрольное упражнение. Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
1
10
Перестроение из одной шеренги в две. Метание мяча
1
11
Спец. бег. упр. легкоатлета. Техника метания малого теннисного мяча на дальность. Игра: «Третий лишний»
12
ОРУ в движении.
Техника метания малого теннисного мяча на дальность. Игра: « Шишки, желуди, орехи).
13
Техника метания малого теннисного мяча на дальность - учет. Техника метания малого теннисного мяча в цель. Эстафеты.
14
Спец. бег. упр. легкоатлета. Техника метания малого теннисного мяча в цель- учет. Игры на развитие быстроты.
15
Перестроение из одной шеренги в две. Метание мяча. «Кто дальше бросит».
1
16
ОРУ с мячами.
Развитие выносливости в медленном беге до 6 минут.
17
Метание мяча на дальность – контрольное упражнение. Челночный бег 3х10м.
1
18
Бег- 1 км.- учет.
Игры «Волк во рву»; «Перестрелка»
19
Спортивные игры. Техника безопасности. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками.
1
20
Удары мяча о пол и ловля его одной рукой
1
21
П/и «Бросай - поймай» Передача и ловля мяча на месте в парах.
1
22
П/и «Бросай - поймай». Построение в две шеренги по расчету
1
23
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед и перепрыгиванием справа и слева от шнура.
1
24
ОРУ с мячами.
25
Основная стойка и передвижение баскетболиста приставным шагом. П/и «Мяч водящему»
1
26
Перебрасывание мяча одной рукой и ловля двумя руками. «Мяч водящему».
1
27
Урок-игра. п/и «Бросай - поймай» Ведение мяча стоя на месте, передача и ловля. п/и «Мяч в корзину»
1
28
Ходьба через несколько препятствий. Бег с высоким подниманием бедра. Бег с максимальной скоростью (60м).
1
29
Перестроение в три шеренги.
1
30
Ходьба через несколько препятствий. Бег с максимальной скоростью (30м). Игра «Команда быстроногих».
1
31
Ходьба на носках и пятках. Равновесие.
1
32
Ходьба по уменьшенной площади опоры с сохранением устойчивого равновесия
1
33
ОРУ. Эстафеты
1
34
Бег с препятствиями по пересеченной местности.
35
Подвижные игры с мячами.. «Догони и задевай».
36
Подвижная игра «Русская лапта».
37
Легкая атлетика. Бег 30м, метание мяча на дальность
38
Прыжки в длину с места, бег 60м.
39
Игра «Чай - чай выручай», «Два медведя»
Лыжная подготовка24ч.
40
Т.Б. на уроках лыжной подготовки, о тепловом режиме, о дыхании при передвижении по дистанции.
1
41
Повороты на месте вокруг носков лыж.
1
42
Совершенствование скользящего шага без палок. Проверка техники ступающего шага.
1
43
Прохождение дистанции 1000м со средней скоростью без учета времени.
1
44
Совершенствование техники спуска в низкой стойке..
1
45
Разучивание техники подъема «лесенкой».
1
46
Прохождение дистанции 1000м. Учет по технике выполнения скользящего шага с палками.
1
47
Совершенствование техники спуска в низкой стойке.
Закрепление техники подъема «лесенкой».
1
48
Разучивание техники попеременного двухшажного хода без палок.
1
49
Лыжная подготовка. Правила поведения. Переноска лыж способом под руку; надевание лыж.
1
50
Повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж. Передвижение скользящим шагом без палок.
1
51
Передвижение скользящим шагом 30 м. Игра «Слушай сигнал».
1
52
Передвижение по кругу, чередуя ступающий и скользящий шаг.
1
53
Ступающий шаг с широкими размахиваниями руками; длительное скольжение на одной лыже
1
54
Передвижение под пологий уклон скользящим шагом без палок. Развитие скоростно-силовых способностей.
1
55
Передвижение скользящим шагом с палками до 500 м . Игра – эстафета «Кто самый
быстрый?».
1
56
Подъем ступающим шагом.Спуски подьемы
1
57
Повороты переступанием. П/и «По местам».
1
58
Подъем «лесенкой». П /и «Слушай сигнал» Спуски в высокой стойке.
1
59
Спуски в низкой стойке. П /и «Слушай сигнал».
1
60
Попеременный двухшажный ход без палок.
1
61
Попеременный двухшажный ход без палок.
1
62
Попеременный двухшажный ход с палками под уклон. п/и «Накаты».
1
63
Подъемы и спуски с небольших склонов. Повороты переступанием.
1
64
Повороты переступанием
1
65
Попеременный двухшажный ход с палками
1
66
Приемы самоконтроля. п/и «Снежные снайперы».
1
67
Переноска лыж на плече. Игры на лыжах
1
68
Переноска лыж на плече. Игры на лыжах
1
69
Спуски в низкой стойке. Передвижение на лыжах до 1,5 км
1
70
Подъемы и спуски с небольших склонов
1
71
Передвижение на лыжах до 1,5 км п/и «Кто быстрее?»
1
72
Прохождение дистанции 1,5 км в умеренном темпе.Сдача норм ГТО
1
73
Прохождение дистанции 1,5 км в умеренном темпе.сдача норм ГТО
1
74
Лыжная подготовка. Салки на лыжах. Прохождение на лыжах 1.5 км
1
75
Спуски и подъемы. Прохождение с препятствиями 1 км
1
76
Спуск низкой стойке с препятствиями и подъемы «лесенкой»
1
Подвижные игры с элементами спортивных игр 14 ч
77
ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ
Эстафеты. Развитие координационных способностей
1
78
Перемещения в шаге и беге, прыжок вверх толчком двумя ногами. «Мяч водящему».
1
79
Ловля и передача мяча двумя руками от груди; двумя руками с отскоком от пола. «У кого меньше мячей».
1
80
Перемещения: ловля и передача мяча двумя руками от груди, после подбрасывания над собой. Выталкивание из круга
1
81
Передача и ловля мяча от груди на месте партнеру. Бег с остановками в шаге, с изменением направления движения.
1
82
Ловля мяча на месте в паре. «Играй-играй мяч не теряй». Игра: «Попади в обруч», «Мяч соседу».
1
83
Игры «Пятнашки с освобождением», «Играй-играй мяч не теряй».
1
84
Передвижение по прямой: свободный бег, ускорение, свободный бег (по звуковому сигналу).
1
85
Баскетбол. Остановка в широком шаге по сигналу при беге в среднем темпе. «Мяч соседу».
1
86
Волейбол. ОРУ с мячом. Передачи в колоннах двумя руками , одной слева, одной справа.
1
87
Легкая атлетика. Техника безопасности. Бег на 30м с высокого старта; поднимание и опускание туловища за 30секунд
1
88
Прыжок в длину с места. Челночный бег 3х10 м. Промежуточная аттестация
1
89
Многоскоки с ноги на ногу. Наклон вперед из положения сед на полу; сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
1
Кроссовая подготовка 13 ч
90
ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ
Прыжки в длину с места. Бег 5-мин. бег
1
91
Перестроение из одной шеренги в две. Метание мяча. «Кто дальше бросит»
1
92
Подвижная игра «Пятнашки», бег по дистанции
1
93
Подвижные игры с баскетбольными мячами, эстафеты
1
94
Подвижные игры с теннисными мячами «кто самый меткий»
1
95
Подвижные игры с волейбольными мячами «Пионербол»
1
96
Подвижные игры «Кто самый быстрый»
1
97
Подвижные игры «Ускорение» «Кто дальше прыгнет» «Кто самый сильный», Пионербол
1
98
Кроссовая подготовка с препятствиями, игры «Кто быстрее на вершине»
1
99
Подвижная игра «Кто дальше прыгнет и наберет больше карточек»
1
100
Подвижная игра «Русская лапта». Сдача норм ГТО. Промежуточная аттестация.
1
101
Соревнование по подвижным играм «Русская лапта»
1
102
Подвижная игра (футбол)
1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание результативности процесса физического воспитания осуществляется на основе выявления оценок физической подготовленности обучающихся, технической подготовленности учащихся, теоретической подготовленности. Проверка и оценка успеваемости, является важным звеном учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Их значимость обусловлена, с одной стороны, повышением активности на уроках, ответственности за освоение разделов школьной программы, а с другой - возможностью анализировать качество учебно - воспитательного процесса, своевременно корректировать содержание материала уроков, менять характер педагогических воздействий. Однако оценка успеваемости несет положительный эффект только в том случае, когда она объективна и не зависит от поведения ученика или его прилежания. Основным критерием успеваемости учеников по физической культуре является выполнение требований школьной программы. В них входят требования к технике владения двигательными действиями и требования к физической подготовленности. При выставлении оценки соблюдаются следующие требования: - индивидуальный подход, когда каждому ученику дается возможность проявить себя в условиях, наиболее отвечающих особенностям его физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья; - конкретность критериев, когда текущая оценка соотносится с четко сформулированной задачей, поставленной учеником; - гласность оценки, когда осуществляется своевременное информирование ученика об оценке и приводится краткое её разъяснение. Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля: Предварительный контроль проводится для определения возможностей учащихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы.
Оперативный контроль (в течение урока позволяет оценить любые слагаемые программного материала (домашнее задание, устный ответ, проведение разминки, качество выполнения двигательных действий или их элементов, победу в учебной игре или эстафете и пр.) для оперативного управления деятельностью обучающихся на каждом уроке.
Текущий контроль (по результатам нескольких уроков) предполагает проведение контроля для определения результативности освоения изучаемой темы (например, прыжок в длину с разбега на результат, бег 60 м на результат и пр.).
Этапный контроль - контроль состояния за относительно длительный промежуток времени, выявляет основные тенденции процесса физического воспитания на его относительно продолжительных этапах (четверть, триместр, полугодие).
Итоговый контроль применяется для определения конечных результатов за год. Позволяет оценить сложившуюся систему уроков, сравнить полученные результаты с планируемыми и получить данные для корректировки планирования процесса физического воспитания на очередной учебный год.
Оценивая знания обучающихся, учитывают их глубину и полноту, аргументированность изложения, умение использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Знания о физической культуре
Оценка «зачет» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта;
в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки;
обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Оценка «незачет» - плохое понимание и знание теоретического и методического материала.
Для оценивания знаний могут быть использованы следующие методы:
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Оценка «зачет» - обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовывать место занятия, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, про контролировать ход выполнения заданий и оценить его;
имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности;
допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической (двигательной) способности. Испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги задания.
Оценка «незачет» - учащийся не владеет умением осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности.
Техника владения двигательными действиями
Оценка «зачет» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко;
двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;
двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению. Оценка «незачет» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Перечень грубых и незначительных ошибок при выполнении двигательных заданий Ходьба обычная
Грубые ошибки: согнутые в коленях ноги; наклон туловища вперёд; поперечные движения руками; длина шага менее двух стоп; подпрыгивание.
Незначительные ошибки: неправильное положение головы (наклон вперёд, назад, влево, вправо); неправильные положения пальцев рук; неправильная постановка стоп.
Бег по прямой
Грубые ошибки: неполное разгибание ноги в коленном и голеностопном суставах; отсутствие «складывания» маховой ноги, чрезмерный наклон туловища вперёд; излишнее перемещение плеч вправо-влево (раскачивание); ширина шага менее шести стоп, замедленность.
Незначительные ошибки: неправильные положения пальцев рук, головы, стопы; движение рук в локтевых и плечевых суставах; отведение бедра маховой ноги.
Метание малого мяча с места (в цель и на дальность)
Грубые ошибки: отклонения от и. п.; метание без хлесто-образного движения кисти метающей руки; метание без перемещения на впереди стоящую ногу; излишний наклон вперёд после броска; переход стартовой линии.
Незначительные ошибки: положение свободной руки, стоп, головы; наклон в сторону после броска; положение метающей руки после броска; траектория броска.
Незначительные ошибки: положение стоп; малая (или [излишняя) амплитуда подготовительных движений; положение рук и стоп при приземлении.
Прыжок в длину с разбега
Грубые ошибки: отсутствие вылета «в шаге», равновесия полёте, равновесия при приземлении; низкая траектория; снижение скорости разбега перед отталкиванием (семенящие или растянутые шаги).
Незначительные ошибки: отклонение в направлении отталкивания; положение стоп; малая (или излишняя) амплитуда подготовительных движений; неправильное положение стоп при приземлении.
Прыжок в высоту с разбега
Грубые ошибки: ошибка в постановке толчковой ноги (далеко или близко по отношению к планке); отсутствие выраженного отталкивания в сочетании с махом; нарушение положения над планкой; отсутствие ухода от планки; отталкивание с замедлением скорости разбега; приземление на толчковую ногу или обе ноги; плоская траектория прыжка; отсутствие ритма разбега.
Незначительные ошибки: смещение места отталкивания к середине планки; мах согнутой ногой; неправильное положение головы; неправильная амплитуда движений рук; неправильное положение туловища над планкой; неправильное направление движения маховой ногой; неправильное положение стопы маховой ноги; неправильное положение стопы толчковой ноги на месте отталкивания.
Передача мяча двумя руками от груди
Грубые ошибки: отсутствие движения кистями; руки полностью не выпрямляются; нет согласованного движения рук и ног; незначительное усилие в броске; неточность передачи.
Незначительные ошибки: вариантность траектории броска; неправильное положение ног перед броском; шаг после броска; отклонения мяча от точки передачи в пределах вытянутой руки партнёра, которому передают мяч.
Приём мяча двумя руками
Грубые ошибки: руки не вытягиваются навстречу летящему мячу; нет движения рук к себе после ловли мяча; нет захвата мяча кистями.
Незначительные ошибки: неправильное положение рук перед приёмом; неправильное положение ног перед приёмом; касание мячом туловища; неправильное положение кистей после приёма мяча.
Ведение мяча в движении
Грубые ошибки: перемещение мяча ударами кисти без захлёстывающего движения кистью; отскоки мяча разной высоты; натыкание на отскочивший мяч; замедленный темп ведения; остановки; несоблюдение задаваемого направления движения.
Незначительные ошибки: неправильные положения туловища, ног, головы; слишком быстрый или слишком медленный темп ведения мяча.
Бросок мяча одной рукой сверху
Грубые ошибки: отклонения от и. п.; не полностью выпрямляется рука; нет движения кистью; нет вращения мяча; нет сочетания движения рук и ног; нет криволинейности траектории.
Незначительные ошибки: неправильное положение ног перед броском, после броска; неправильное положение головы, свободной от броска руки; неправильный темп выполнения броска.
Попеременный двухшажный ход
Грубые ошибки: двухопорное скольжение; несогласованность движений рук и ног; передвижение на прямых ногах; укороченная амплитуда движений; использование палок не для отталкивания, а для сохранения равновесия; отклонения от позы лыжника; слабое усилие в отталкивании.
Незначительные ошибки: неправильное положение рук при постановке палок; угол постановки палки; движение кисти в момент окончания отталкивания палкой; неправильное положение лыжи после отталкивания; неправильное положение ноги после отталкивания.
Подъём «ёлочкой»
Грубые ошибки: отсутствие упора на внутреннее ребро лыжи; положение лыж друг на друга; остановка в движении подъёма; отсутствие упора на палки, согласованности движений рук и ног.
Незначительные ошибки: неправильные положения головы, рук, туловища; замедленный темп подъёма.
Спуск с горок
Грубые ошибки: отклонения от позы лыжника; неустойчивость равновесия. Незначительные ошибки: неправильные положения головы, рук, стоп по отношению друг к другу; касание (не упор) палками снега.