муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Творишинская средняя общеобразовательная школа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Спортивные игры»
(для учащихся 5 классов)
Направление: физкультурно-спортивное
Срок реализации программы: 1год
Капитановой Марины Владимировны, соответствие
2018-2019 уч.год.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
3
2.
Учебный план
5
3.
Календарный учебный график
6
4.
Содержание программы
7
5.
Тематическое планирование
9
6.
Планируемые результаты обучения
10
7.
Организационно-педагогические условия программы
11
8.
Оценочные материалы программы
13
9.
Методические материалы программы
15
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетной задачей Российского государства признана поддержка физической куль-туры и массового спорта, как важной основы оздоровления нации.
Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье обучающегося представляет собой критерий качества современного образования.
связи с ухудшением состояния здоровья учащихся охрана и укрепление здоровья обучающихся является одним из основных направлений в деятельности школы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том,что занятия врамках данной программы дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания учащихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой.Занятия позволяют решить проблему занятости свободного времени учащихся. Эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеуст-ремленно осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Спортивные иг-
ры» - физкультурно-спортивная.
Цель программы:создание условий для развития двигательных способностей,при-общения учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Задачи:
Обучающие:
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни че-ловека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о спосо-бах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения под-вижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спор-та;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными по-казателями физического развития и физической подготовленности;
формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической культуры.
Развивающие:
укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повыше-ния функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, под-вижными играми, к формам активного отдыха и досуга;
развитие дыхательной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппара-
та;
развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости.
Воспитательные:
воспитание устойчивого интереса к занятиям спортом, в частности баскетболом, во-лейболом, формирование у учащихся навыков ответственного отношения к своему здоровью
здорового образа жизни;
воспитание у учащихся трудолюбия, упорства в достижении желаемых результатов, чувства товарищества, дисциплинированности, настойчивости и упорства, решительности и смелости, инициативности и самостоятельности, выдержки и самообладания.
Возраст обучающихся,на который рассчитана данная образовательная программа:11-
3
лет.
Для комплектации групп по данной программе не производится отбор учащихся по ан-тропометрическим данным, гибкости и другим показателям. К занятиям допускаются все лица, желающие заниматься физической культурой и не имеющие медицинских противопо-казаний. В группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровитель-ной направленности. Группа комплектуется в составе не менее 12 человек.
Форма реализации программы: групповое учебно-тренировочное занятие с органи-зацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах.
4
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Наименование разделов
Всего
Количество часов
Форма проме-
часов
теория
практика
жуточной атте-
стации
1
Основы знаний о физической культуре
2
2
2
Легкая атлетика
4
4
3
Гимнастика с элементами акробатики
2
2
4
Спортивные игры
16
16
5
Общая физическая подготовка
9
9
6
Промежуточная аттестация
1
1
Тестирование
нормативов
общей физиче-
ской подготов-
ки
7
Итого за учебный год
34
2
32
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Программа реализуется в режиме 1 раз в неделю по 1 академическому часу, об-щее количество часов в год - 34. Годовой учебный план рассчитан на 34 недели.
Количество часов по месяцам
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
ВСЕГО
4
4
4
4
3
4
3
5
3
34
5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Естественные основы.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении уп-ражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы.
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Ком-плексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Комплексы упражнений на раз-витие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их ре-гулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важ-ных навыков различными способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования фи-зических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пуль-са. Специальные дыхательные упражнения. Водные процедуры. Овладение приемами само-регуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Спринтерский бег: высокий, низкий старт, стартовый разгон, бег по дистанции (30, 60 м), финиширование. Медленный бег до 10 мин. Прыжки в длину с разбега. Метание малого мяча.
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ
Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячами, скакалками, гимнастическими палками), на гимнастических снарядах (стенках, скамейках). Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. Комбинации из разученных упражнений. Лазанье по канату, висы, упо-ры.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Волейбол
Стойки и передвижения. Передача двумя руками сверху. Прием мяча снизу двумя ру-ками. Нападающий удар. Нижняя прямая подача. Комбинации из разученных элементов. Тактика свободного падения. Позиционное нападение.
Баскетбол
Стойки, передвижения, остановки игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Пере-дачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками из-за головы, с отскоком в пол. Сочетание приемов. Взаимодействие двух игроков, личная защита. Штрафной бросок.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Развитие координационных, скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей,
гибкости и выносливости. Комплексы упражнений.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Всего ча-
Количество часов
дата
сов
теория
Практ-ика
Теоретическая подготовка
2
2
1
Инструктаж по ТБ. Гигиенические требования к
1
1
занимающимся спортом, влияние физических
упражнений на организм спортсмена
2
Общая характеристика спортивной подготовки,
1
1
физические способности и физическая подго-
товка, закаливание.
Легкая атлетика
4
4
3
Бег и ходьба. Ускорения.
1
1
4
Бег 30, 60м
1
1
5
Метание малого мяча с места, с разбега
1
1
6
Эстафета 4x50
1
1
Гимнастика
2
2
7
Акробатические упражнения ( кувырки, стойки,
1
1
перекаты, мосты)
8
Подтягивания. Поднимание ног в висе
1
1
Спортивные игры
16
16
9-11
Учебная игра «Мини-волейбол»
3
3
12-16
Баскетбол
5
5
17-21
Волейбол
5
5
22-24
Лапта
3
3
Общая физическая подготовка
9
9
25-26
Общеразвивающие упражнения: элементарные,
2
2
с партнером
27-28
Общеразвивающие упражнения: с предметами,
2
2
на снарядах
29
ОРУ на месте. Специальные беговые упражне-
1
1
ния
30
Прыжки через препятствия
1
1
31
Специальные прыжковые упражнения. Встреч-
1
1
ные эстафеты
32-33
Подвижные игры
2
2
34
Промежуточная аттестация
1
1
Итого за учебный год
34
2
32
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Оздоровление и физическое развитие детей.
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Овладение техникой игры в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам.
Формирование знаний о способах простейшего контроля за деятельностью систем ор-ганизма.
Овладение простейшими способами контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Умение самостоятельно организовать досуг обучающихся.
8
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ
Реализацию дополнительной общеразвивающей программы "Спортивные игры" осуще-ствляет учитель физической культуры МБОУ Творишенской СОШ, имеющий необходимую про-фессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности «Учитель» и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
Информационно-методические условия реализации программы.
Большие возможности для образовательной деятельности заложены в принципе совме-стной деятельности учителя и ученика. В процессе обучения детей общей физической подго-товки на всех этапах используются общие дидактические методы:
Словесные. С помощью таких приемов как объяснение, рассказ, распоряжение, коман-да, беседы и замечания у обучающихся создается предварительное представление об упраж-нении, возникает желание заниматься данным видом спортивной деятельности, суждения о правильности выполнения упражнений, возникает возможность оценить итоги выполнения задания.
Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления о технике вы-полнения упражнений с помощью учебных таблиц, схем, рисунков, фильмов, показа отдель-ных элементов и способов выполнения упражнений.
Методы выполнения упражнений:
Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложненияусловий выполнения заданий.
Игровые и соревновательные:
турниры;
эстафеты;
игры.
Как основные средства обучения в учебном процессе используются общеразвиваю-щие, подготовительные, подводящие, имитационные, специализированные упражнения.
Общеразвивающие – движения без предметов, с предметами, упражнения на снарядах,одиночные, парные, на матах, различные прыжки, упражнения на координацию движений, расширяющие двигательный навык и др.
Имитационные – упражнения, позволяющие освоить рациональную технику. Специализированные – для устранения отдельных ошибок техники, развития физиче-
ских качеств занимающихся.
Режим, способы выполнения всего многообразия упражнений регламентируют мето-ды тренировки (практические методы физической подготовки):
по характеру построения (стандартный, вариативный, смешанный);
по соотношению в упражнениях работы и отдыха (равномерный, переменный, интервальный, комбинированный, контрольный).
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Материально-технические условия реализации программы.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал.Спортивный инвентарь и снаряды:
Мячи баскетбольные, волейбольные.
Гимнастические маты, скамейки.
Скакалки.
Сетка волейбольная.
Баскетбольные кольца.
Секундомер.
Свисток игровой.
9
Методическая литературы
Для педагога:
В. И. Лях, А. А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания учащих-ся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2012.
П. К. ПетровМетодика преподавания гимнастики в школе. М.: ВЛАДОС, 2006.
А. И. ЖилкинЛегкая атлетика. М.: «Академия», 2003.
5. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культу-ры/Под ред. В. М. Смолевского. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. —336 с, ил.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия". -2000. - 480 с.
Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. - Р-н-Д.: "Феникс". - 2012. - 246 с.
Для учащихся и родителей:
1.Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:
Просвещение, 2010.
Матвеев А.П. Физическая культура. 6-7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений.
М.: Просвещение, 2011.
10
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ
Формы, периодичность и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль выполняется в течение года в процессе занятий в формах:
наблюдения за деятельностью учащихся;
текущее выполнение практических заданий.
Промежуточная аттестация проводится один раз в год (в конце учебного года) в форме тестирования.
Контрольные нормативы по ОФП (мальчики)
Название упражнений
Возраст
10 лет
11 лет
12 лет
Бег 30м (сек)
5,8
5,7
5,5
Прыжок в длину с места (см)
180
185
190
Метание мяча (м)
18
21
25
Подтягивание в висе
5
7
8
(кол-во раз)
Подъем туловища из положения лежа на спине
25
28
39
(кол-во раз/мин)
Наклон вперѐд из положения сидя (см)
9
10
10
Контрольные нормативы по ОФП (девочки)
Название упражнений
Возраст
10 лет
11 лет
12 лет
Бег 30м (сек)
6,1
6,0
5,7
Прыжки в длину с места (см)
160
170
175
Метание мяча (м)
12
15
22
Подъем туловища из положения лежа на спине
30
33
28
(кол-во раз/мин)
Наклон вперѐд из положения сидя (см)
14
15
15
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в "Протоколе результатов проме-жуточной аттестации учащихся":
Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся Наименование ДОП_________________________ ФИО педагога______________________________
№
ФИ
Наименование теста
Бег 30м
Прыжки в
Метание
Подтягивание в
Подъем туло-
Наклон
(сек)
длину с
мяча (м)
висе
вища из поло-
вперѐд из
(кол-во раз)
места (см)
жения лежа на
положения
спине (кол-во
сидя (см)
раз/мин)
1
11
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ
Комплекс упражнений № 1 по ОФП .
До выполнения комплекса нужно «разогреть» мышцы (общеразвивающие упраж-нения).
1.И.П. (исходное положение) –упор,стоя на коленях.Отжимание от пола, стараясь грудью коснуться пола – 10 -15 раз
(не прогибать туловище в поясничном отделе позвоночника, держать прямо).
2.И.П. –основная стойка,ноги на ширине плеч.В руках гантели–1-1,5кг.или само-дельные гантели (пластиковые бутылки, наполненные песком до необходимого веса).
На раз – отвести руки в стороны;
На два – вернуться в и.п. (до 20 раз)
3.И.П. –о.с.,ноги на ширине плеч.
На раз – руки вперѐд;
На два – руки вверх;
На три – руки в сторону;
На четыре – и.п. (до 20 раз)
4.И.П. –упор,сидя сзади.
Наклон к правой ноге, к средине, к левой ноге – по 15-20 раз.
И.П. – упор, сидя сзади.
Поднимание прямых ног в угол – до 20 раз.
И.П. – лечь на пол, руки вдоль туловища.
Поднимание и опускание прямых ног - 10-15 раз (таз не отрывать от пола).
7.И.П.лѐжа на коврике,ноги под диван(кровать),руки за головой(на плечах).