РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физической культуре (102ч.) 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физической культуре (102ч.) 5 класс
Рабочая программа 5 кл. по физической культуре создана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования второго поколения, примерной программы по физической культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа 5 кл. по физической культуре создана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования второго поколения, примерной программы по физической культуре. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся. Предметом обучения физической культуры в 5м. кл. является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, развитие физических знаний, умений и навыков.
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека.
В соответствии с ФБУПП на преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 5м. классе отводится 102 часа в год. Программа разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 5-9классов» В.И.Лях, А.А. Зданевич. В программе внесены изменения в количестве 30% от общего материала предоставленного авторами программы:
- включен раздел - спортивная игра бадминтон (6ч.);
- включен раздел – спортивная игра футбол (9ч.).
Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п.
Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы
организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки).
При организации целостного образовательного процесса особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного предмета «Физическая культура». Это, касается, прежде всего, выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Реализация данной программы связана с решением следующих образовательныхзадач:
укреплениездоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствованиежизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формированиекультуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, развитиеинтереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучениенавыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
воспитаниеположительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности
Программа обучения физической культуренаправлена на:
— реализациюпринципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение метопредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
II. Структура курса «физическая культура»
Раздел I. Легкая атлетика.
Тема 1. Бег. Различные виды бега на длинные дистанции (1500м., 2000м.). Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений.
Тема 2. Челночный бег; высокий старт с последующим ускорением, бег 30м., 60м., 100м.
Тема 3. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.
Тема 4. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Раздел II. Гимнастика с основами акробатики.
Тема 1. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения.
Тема 2. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед; гимнастический мост. Акробатические комбинации, опорные прыжки.
Тема 3. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы. Гимнастическая комбинации на разновысоких брусьях девочки, на параллельных брусьях мальчики.
Тема 4. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. организующие команды и приемы.
Тема 5. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Тема 6. Статическая и динамическая растяжка и равновесие.
Раздел III. Бадминтон
Тема 1. Хват бадминтонной ракетки. Способы перемещения. Перемещения в различных стойках и направлениях. Жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки.
Тема 2. Выполнение подачи различной траектории открытой и закрытой стороной ракетки.
Тема 3. Выполнение ударов (коротких. далёких, плоских).
Раздел IV. Спортивная игра баскетбол.
Тема1. Теоретические сведения, стойка, перемещения, остановки, повороты. Ловля и передача мяча с пассивным
сопротивлением.
Тема 2. Ведение мяча с пассивным сопротивлением. Техника вырывания и выбивания мяча.
Тема 3. Тактика нападения быстрым прорывом. Бросок мяча одной рукой сверху в движении.
Раздел V. Спортивная игра волейбол.
Тема1. Стойки игрока, перемещения в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Техника игры в нападении, техника передачи и подачи мяча.
Тема 2. Приём мяча сверху двумя руками. Приём мяча с падением. Атакующий удар.
Тема 3. Тактика игры. Защита от атакующих ударов.
Раздел V. Спортивная игра футбол.
Тема1. Передачи мяча в движении. Удары на дальность. Удары головой в четырёхугольнике. Удары по воротам с ходу.
Тема 2. Игра в одни ворота (вратарь, защитник, нападающий). Техника ударов носком. Удары на точность в щит.
Тема 3. Техники ударов внешней и внутренней частью стопы, с подрезкой мяча. Остановка мяча: головой; грудью; бедром.
Тема 4. Техника финтов – выполнение обманных движений: по одному и в парах. Технические и тактические приёмы в игре.
III. Результаты освоения предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
IV.Содержание учебного предмета
К формам организации занятий по физической культуре в основной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениямпо организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использоватьучебники по физической культуре, особенно те их разделы,которые касаются особенностей выполнения самостоятельныхзаданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностьюиспользуются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности этих уроков:
- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование.
- планирование усвоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки – с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего во время их выполнения
-планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движения, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная)
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью
преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной.
Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.
Знания по предмету физическая культура (теоретическая часть, в процессе урока)
I. История физической культуры.
Олимпийские игры древности. Возрождение олимпийских игр. История зарождения олимпийского движения в России. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе.
II. Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
III. Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятиями физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Спортивно-оздоровительная деятельность (практическая часть).
Легкая атлетика 34ч.: прыжки, бег, эстафеты, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Гимнастика с основами акробатики 20ч.: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп; перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик.
Бадминтон 6ч.: Хват бадминтонной ракетки. Способы перемещения. Перемещения в различных стойках и направлениях. Жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение подачи различной траектории открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение ударов (коротких. далёких, плоских).
Спортивные игры:
Баскетбол 20ч.: Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по б/б. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол 13ч.: Терминология игры. Правила и организация проведения соревнований по в/б. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Футбол. 9ч.: Терминология игры. Правила и организация проведения соревнований по в/б. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий.Передачи мяча в движении. Удары на дальность. Удары головой в четырёхугольнике. Техника ударов носком. Удары на точность в щит. Техники ударов внешней и внутренней частью стопы, с подрезкой мяча. Остановка мяча: головой; грудью; бедром. Техника финтов – выполнение обманных движений: по одному и в парах. Технические и тактические приёмы в игре.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала
Общеразвивающие упражнения. Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
Тематическое планирование предметной линии «Физическая культура» 5 кл.
№
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Дата
УУД
СОТ
ЦОР
Легкая атлетика 34ч.
1
Бег. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений.
20
1-4
недели
31-34 недели.
Познавательные: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.