Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе примерной образовательной программы общего образования по физической культуре и учебника под редакцией Виленского М.Я., Физическая культура 5-7 класс. – М.: Просвещение, 2014. в составе авторского коллектива: Виленского М. Я., Туревского И. М., Торочковой Т. Ю. и др.Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа разработана Головиным Олегом Николаевичем, учителем физической культуры МБОУ Сосновской СОШ № 2 в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Сосновской СОШ № 2, Положением о рабочих программах учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей) основного общего образования (утв. 15 апреля 2015 года приказом по школе №119).
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды физической деятельности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физкультуре в 5 классе»
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по курсу «Физическая культура» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе примерной образовательной программы общего образования по физической культуре и учебника под редакцией Виленского М.Я., Физическая культура 5-7 класс. – М.: Просвещение, 2014. в составе авторского коллектива: Виленского М. Я., Туревского И. М., Торочковой Т. Ю. и др.Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа разработана Головиным Олегом Николаевичем, учителем физической культуры МБОУ Сосновской СОШ № 2 в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Сосновской СОШ № 2, Положением о рабочих программах учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей) основного общего образования (утв. 15 апреля 2015 года приказом по школе №119).
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды физической деятельности обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребности школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физический культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задач:
в укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования является двигательная деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Ценностные ориентиры
Содержание учебного предмета “Физическая культура” направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Особенности образовательного процесса.
Образовательный процесс в МБОУ Сосновской СОШ № 2 строится по четвертям, что предполагает чередование 8-10 недель обучения (четверти) с недельными каникулами. Отчетными периодами являются четверти.
На уроках физической культуры оцениваются:физическая подготовленность,практические умения и навыки,теоретические знания,навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности),
Для оценки достиженийучащихся используются методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока, а также оценивается проектная деятельность учащихся.
Место предмета в учебном плане
Согласно примерного учебного плана Примерной основной образовательной программы общего образования, который является основой для разработки учебного плана образовательной организации, для обязательного изучения физической культуры в 5 классе отводится 105 часов, из расчета 3 часа в неделю. При этом в программе предусмотрен резерв времени 3 часа.
Учебные часы распределяются: Iчетверть – 27ч., II четверть - 23ч., III четверть – 30ч., IV четверть - 25ч.
Планируемые результаты изучения предмета
В результате освоения предметного содержания пофизической культуреу учащихся, оканчивающих 5 класс, формируются учебные действия:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе. согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий, физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Обучающийся научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности учащихся
1
Легкая атлетика
12
Правильное дыхание при беге. Техника выполнения правильного метания. Демонстрировать технику спринтерского бега на максимальный результат. Техника пробегания дистанции. ОРУ с набивными мячами. Прыжок в длину с места. Тройной, пятерной прыжок. Описывать технику выполнения прыжка.
2
Баскетбол
12
Положительное влияние занятий баскетболом на укрепления здоровья и развитие физических качеств. Основные правила игры в баскетбол. Применять правила подбора одежды для занятия баскетболом. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий. Использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. Положительное влияние занятий спортивными играми на развитие психических процессов и физических качеств. Общеразвивающие упражнения с предметами: набивные мячи, скакалки.
3
Гимнастика
24
Знания о физической культуре. Правильность выполнения команд учителя. Со скакалками. Правильное сохранение групприровки. Вис на верхней жерди, соскок с поворотом. Прыжком кувырок вперед – поворот на 180 – стойка на лопатках – мост – поворот в упор присев - кувырок назад. Силы, гибкости, скоростно-силовых способностей.
4
Лыжная подготовка
20
Значение занятий лыжным спортом. Применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке. Моделировать способы передвижения на лыжах от особенности лыжной трассы. Применять передвижение на лыжах для развития физических качеств.
5
Баскетбол
10
Положительное влияние занятий баскетболом на укрепления здоровья и развитие физических качеств. Основные правила игры в баскетбол. Применять правила подбора одежды для занятия баскетболом. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий. Использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. Положительное влияние занятий спортивными играми на развитие психических процессов и физических качеств. Общеразвивающие упражнения с предметами: набивные мячи, скакалки.
6
Легкая атлетика
24
Правильное дыхание при беге. Техника выполнения правильного метания. Техника пробегания дистанции. ОРУ с набивными мячами. Прыжок в длину с места.
7
Резерв времени
3
Итого
105
Содержание курса
Легкая атлетика (12 часов)
ТБ на уроках легкой атлетики. Высокий старт. Высокий старт (техника). Бег 30м. Прыжок в длину с места. Тесты. Бег до 6 мин. Бег 60м с высокого старта. Эстафета. Прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча в горизонтальную цель. Круговая эстафета. Подтягивание (кол-во раз) Челночный бег 3х10м. Прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча в вертикальную цель. Метание малого мяча на заданное расстояние. Техника бега на средние дистанции. Прыжок в длину с разбега. Метание мяча на дальность. Техника бега на средние и длинные дистанции. Преодоление полосы препятствий. Метание мяча на дальность. Кросс 500м (д), 1000м (м)
Баскетбол (12 часов)
Перемещение в стойке приставными шагами боком. Остановки прыжком. Передвижение, остановки прыжком. Ведение мяча одной рукой. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов. Техники передвижения. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте. Спортивная эстафета с мячом. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении.Ведение мяча по прямой. Броски мяча двумя руками от груди. Ведение мяча с изменением направления движения. Броски мяча после ведения. Бросок мяча после ловли. Подвижная игра «Борьба за мяч». Передачи мяча в парах и тройках. Эстафета с ведением баскетбольного мяча. Передача мяча от головы в парах. Вырывание и выбивание мяча. Эстафета с элементами баскетбола. Комбинации из освоенных элементов: владение мячом, ловля, передача, ведение, бросок. Учебная игра 3х3. Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам: 4х4. Подведение итогов.
Гимнастика (24 часа)
ТБ на уроках гимнастики. Комплекс упражнений типа зарядки. Кувырок вперед. Перестроение из одной шеренги в 2, в 3 шеренги. Комплекс упражнений без предметов. Кувырки вперед, назад в группировке. Стойка на лопатках. Лазание по канату. Стойка на лопатках. Кувырки вперед, назад в группировке. Перекатом назад стойка на лопатках. Мост из положения лежа.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой. Лазание по канату в 2 приема (з). Равновесие: ходьба по бревну. Лазание по канату 2-3 приема (з) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Лазание по канату (с). Акробатические соединения. Гимнастическая полоса препятствий. Опорный прыжок: вскок в упор присев, соскок прогнувшись. Опорный прыжок: «ноги врозь». Висы и упоры. Висы и упоры. Ходьба по бревну. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Поднимание туловища (кол-во раз)
Комплекс упражнений с гимнастическими палками. Передвижение в упоре на брусьях. Поднимание прямых ног в упоре. Стойка на голове и лопатках. Опорный прыжок: «ноги врозь». Акробатика. Переворот боком «колесо» Упражнение на брусьях: размахивание. Комплекс упражнений с обручами. Переворот боком «колесо». Акробатическое соединение. Упражнения на перекладине и брусьях (с). Комплекс упражнений со скакалкой. Эстафета с элементами скакалки. Строевые упражнения: строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Броски набивного мяча. Два кувырка вперед и назад слитно. Мост из положения стоя. Длинный кувырок вперед. Спортивная эстафета с элементами гимнастики. Кувырок вперед с разбега. Эстафета с преодолением препятствий. Гимнастическая полоса препятствий. Подведение итогов
Лыжная подготовка (20 часов)
ТБ на уроках лыжной подготовки. Правила поведения. Температурный режим, требования к одежде. Попеременный и одновременный 2-шажный ход. Одновременный двухшажный ход. Встречная эстафета с этапом до 100 м. Одновременный бесшажный ход. Прохождение дистанции до 2 км. Попеременный 2-шажный ход. Прохождение дистанции до 2 км. Одновременный двухшажный ход. Повороты переступанием. Прохождение дистанции со сменой ходов. Одновременный бесшажный ход. Прохождение дистанции до 2 км.
Прохождение дистанции до 3 км в медленном темпе с применением изученных ходов. Спуски и подъемы. Эстафета без палок с этапом до 120 м. Подъем полуелочкой. Прохождение дистанции до 2 км. со сменой ходов. Подъем ёлочкой и торможение плугом при спуске. Прохождение дистанции до 2 км. Техника подъема ёлочкой из спуска средней стойки. Прохождение дистанции до 2,5 км. Прохождение дистанции изученным ходом до 2,5 км. Лыжная гонка: 1 км. (д), 2 км. (м). Спуски с поворотами и торможением. Прохождение дистанции со средней скоростью. Подъемы и спуски с поворотами и торможением плугом. Прохождение дистанции изученным ходом до 2,5 км. Техника лыжных ходов, спусков и подъемов. Лыжная гонка 2 км. Прохождение дистанции до 3 км. в медленном темпе с применением изученных ходов. Лыжная гонка 2 км на скорость.
Баскетбол (10 часов)
Стойки и перемещения игрока. Ведение мяча с сопротивлением. Передача мяча разными способами. Ведение мяча в беге, змейкой правой и левой рукой. Передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении после ведения. Баскетбольная эстафета. Бросок двумя руками от головы с места и после ведения. Штрафной бросок. Учебно-тренировочная игра. Передача мяча сверху двумя руками. Броски по кольцу после ведения. Эстафета с ведением мяча. Броски мяча с места в кольцо. Учебно-тренировочная игра. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Передача мяча разными способами. Учебная игра. Бросок одной рукой от плеча в движении. Передачи мяча разными способами. Учебная игра. Бросок мяча по кольцу после ведения. Учебно-тренировочная игра 4х4.
Легкая атлетика (24 часа)
ТБ на уроках легкой атлетики. Прыжок в высоту перешагиванием. Перестроение дроблением и сведением. Прыжок в высоту с трех шагов разбега. Игра «Перестрелка». Совершенствование техники прыжка в высоту. Бег до 2 мин. Перестроение дроблением и сведением. Прыжок в высоту с разбега (у). Игра «Перестрелка». Русская лапта: подачи и удары по мячу, Ускорения и пробежки. Русская лапта: осаливание и самоосаливание; ловля мяча с лета. Учебная игра в лапту. Челночный бег 3х10м. Ловля и передача мяча двумя руками с переменой мест. Бросок мяча по кольцу одной рукой от плеча. Ловля и передача мяча с перемещением. Баскетбольная эстафета. Ведение мяча с изменением направления движения и скорости. Старт с опорой на одну руку. Бег до 3 мин. Ходьба по рукоходу. Прыжок в длину с разбега. Бег 60 м. с низкого старта. Метание мяча (р). Прыжок в длину с разбега. Бег с эстафетной палочкой. Прыжок в длину с разбега (з). Бег с эстафетной палочкой. Прыжок в длину с разбега (с). Метание мяча на дальность. Эстафета. Бег 1000 м. Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега (у). Метание мяча на дальность (с) Метание мяча (у). Медленный бег до 6 мин. Бег с эстафетной палочкой. Полоса препятствий. Преодоление полосы препятствий. Сгибание и разгибание рук в упоре. Ходьба по рукоходу. Бег 30м. Подтягивание (тесты) Прыжок в длину с места (тесты). Кросс 1500 м. Подведение итогов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре 1-11 классы [Текст]: методическое пособие / Л. В. Байбородов, И. М. Бутин и др. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.
Васильев М.И. и др. Физическая культура, 1-11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И.Ляха. – Волгоград: Учитель, 2010.
В.И.Лях,А.А. Зданевич. Комплекснаяпрограммафизическоговоспитания 1-11 классы, М. Просвещение,2013г.
Дереклеева. Н. И. Двигательныеигры, тренингииурокиздоровья. 1-5 классы [Текст]: мастерскаяучителя / Н. И. Дереклеева. –М.: «ВАКО», 2003.
Журнал«Физическаякультуравшколе»
Листов О Спортивные игры на уроках физкультуры. – М., 2001.
Макаров А.Н. Легкая атлетика. – М., 1990.
Погадаев, Г. И Настольная книга учителя физической культуры [Текст]: методическое издание / Г. И. Погадаев. – М.: «Физкультура и спорт», 2000.
Погадаев, Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы [Текст] / Г. И. Погадаев. – М.: Дрофа, 2009.
Родиченко, В. С. Твой олимпийский учебник [Текст]: учебное пособие / В. С. Родиченко. – М.: «Физкультура и спорт», 2004.
Садыкова, С. Л. Физкультура 1-11 кл. Подвижные игры на уроках и во внеурочное время [Текст] / С. Л. Садыкова. – М.: Советский спорт, 2007.
Царик, А. В. Справочник работника физической культуры и спорта [Текст]: Справочник / А. В. Царик. – М.: Советский спорт, 2005.
Черник Е. С. Наглядность в работе учителя физической культуры: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор, экран
Акустические колонки
Объекты и средства материально-технического обеспечения: