Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука здоровья" в 5 классе»
Пояснительная записка
Внеурочная программа «Азбуке здоровья» для 5 класса является программой физкультурно-оздоровительной направленности, предполагает внеурочный уровень освоения знаний и практических навыков. Программа ориентирована на учащихся 5 классов, рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками-1 ч. в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут.
Программа разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом №1897 Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. (c изменениями и дополнениями);
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ
С учетом авторской программой В.И. Лях: Рабочие программы. Физическая культура. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В. И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа ориентирована на УМК: Виленский М. Я., Туревский И. М. Физическая культур. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвешение. 2014.
Актуальность: Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность, формирование умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни.
Внеурочная программа «Азбука здоровья» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни (в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей). Основой «Азбуки здоровья» являются развитие двигательных качеств человека - быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости посредством физических упражнений, спортивных и подвижных игр, прикладных видов спорта. Занятия общей физической подготовкой проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой, формирования моральных и волевых качеств.
Цель программы:
формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся;
способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
Основные задачи программы:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию учащихся;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости);
ознакомить обучающихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни, содействовать гармоническому физическому развитию учащихся;
формировать у обучающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом, лёгкой атлетикой;
формировать у обучающихся необходимые теоретические знания;
развивать и совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Развивать физические способности (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости;
воспитание моральных и волевых качеств.
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
повышать физическую и умственную работоспособность;
способствовать снижению заболеваемости.
.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная программа по внеурочной деятельности для 5 классов направлена на формирование у учащихся целостного представления о культуре здорового образа, умения планировать и соблюдать режим дня, первичных умений физической саморегуляции.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
План работы. Правила поведения и режим работы.
Физическая культура в современном обществе.
Требования к технике безопасности.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в процессе занятий)
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
III. СТУПЕНЬ (возрастная группа от 11 до 12 лет)*
- бронзовый значок
- серебряный значок
- золотой значок
№
п/п
Виды испытаний (тесты)
Возраст 11-12 лет
Мальчики
Девочки
Обязательные испытания (тесты)
1.
Бег на 30 м (с)
5.7
5.5
5.1
6.0
5.8
5.3
Или бег на 60 м (с)
10.9
10.4
9.05
11.3
10.9
10.1
2.
Бег на 1500 м (мин, сек.)
8.20
8.05
6.50
8.55
8.29
7.14
или на 2000 м (мин, сек.)
11.10
10.20
9.20
13.00
12.10
10.40
3.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)
3
4
7
-
-
-
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (кол-во раз)
11
15
23
9
11
17
или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз)
13
18
28
7
9
14
4.
Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу
+3
+5
+9
+4
+6
+13
Испытания (тесты) по выбору
5.
Челночный бег 3*10 м (с)
9.0
8.7
7.9
9.4
9.1
8.2
6.
Прыжок в длину с разбега (см)
270
280
335
230
240
300
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
150
160
180
135
145
165
7.
Метание мяча весом 150 г (м)
24
26
33
16
18
22
8.
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 1 мин)
32
36
46
28
30
40
9.
Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.)**
14.10
13.50
12.30
15.00
14.40
13.30
или кросс на 3 км (бег по пресеченной местности) (мин,с)
18.30
17.30
16.00
21.00
20.00
17.40
10.
Плавание 50 м (мин, с)
1.30
1.20
1.00
1.35
1.25
1.05
11.
Стрельба из положения сидя с опорой локтей о стол и с упора для винтовки, дистанция 10 м, (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом
10
15
20
10
15
20
Или из пневматической винтовки с диоптрическим прицелом, либо «электронного оружия»
13
20
25
13
20
25
12.
Туристический поход с проверкой туристических навыков (протяжённость не менее, км)
5
Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе
12
12
12
12
12
12
Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
7
7
8
7
7
8
* В выполнении нормативов участвует население до 8 лет включительно
** Проводится при наличии условий для организации проведения тестирования.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Лёгкая атлетика (12 ч.). Беговые упражнения. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Спортивные игры (8 ч.). Баскетбол. Игра по правилам. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. Волейбол. Игра по правилам. Футбол. Игра по правилам. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Гимнастика с основами акробатики (8 ч.). Организующие команды и приёмы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Лыжные гонки (6 ч). Передвижения на лыжах. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.