Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физкультуре для 3 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол № 1 МБОУ СОШ №3
от ____08. 2018г № ___ «01» 09.2018г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №1
от «___08.2018г
Рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
для 3 класса
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
-Законом Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 27.09.2013г.);
-Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте МОиН общего образования России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ;
-Приказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» (с изменениями и дополнениями);
- Основнойобразовательнойпрограммойначального общего образования МБОУ СОШ №3;
-Учебного плана МБОУ СОШ № 3 на 2018-19 учебный год
- Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК «Школа 21 века» Петрова Т.В., Копылова Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Программа «Физическая культура» (М. :Вентана-Граф», 2012 г) ;
С целью формирования у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни в качестве модуля учебного предмета «Физическая культура» было отведено 7 часов (15 минут от урока) на реализацию программы «Две недели в лагере здоровья», разработанной Институтом возрастной физиологии Российской академии образования (РАО).
Цель:
формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;
формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре;
формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
Задачи:
формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;
расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
формирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся в 3 классе
Учащиеся должны называть, описывать и раскрывать:
роль и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;
значение правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течение учебного дня;
связь физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем;
значение физической нагрузки и способы её регулирования;
причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику травматизма.
Уметь:
выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
выполнять упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции;
составлять при помощи взрослых индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных занятий физической культурой;
варьировать предложенные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток;
выполнять упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения лёгкой атлетики;
участвовать в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать результаты подвижных игр;
выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам;
организовывать и соблюдать правильный режим дня;
подсчитывать частоту сердечных сокращений и дыхательных движений для контроля состояния организма во время занятий физическими упражнениями;
измерять собственные массу и длину тела;
оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах опорно-двигательного аппарата и кожных покровов.
Нормативы для учащихся 3 класса
Норматив
Мальчики/девочки
«5»
«4»
«3»
бег 30 м/сек
М
5,1
6,7
6,8
Д
5,3
6,7
7,0
бег 100 м (без учёта времени)
Челночный бег (3х10)
М
8,8
9,9
10,2
Д
9,3
10,3
10,8
Прыжки с места (см)
М
175
130
120
Д
160
125
110
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин)
М
80
70
60
Д
90
80
70
Приседания (кол-во раз/мин)
М
42
40
38
Д
40
38
36
Отжимание (кол-во раз)
М
10
8
6
Д
8
6
4
Отжимание на опоре (кол-во раз)
М
10
9
8
Д
8
7
5
Подъём туловища из положения лёжа
М
28
26
24
Д
23
21
19
Содержание учебного предмета (102 часа, 3 часа в неделю)
Раздел 1. Знания о физической культуре (4 часа)
Понятие о физической культуре. Зарождение и развитие физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Физическая культура народов разных стран. История физической культуры в России. Связь физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями страны.
Олимпийские игры. История появления Олимпийских игр. Возрождение Олимпийских игр. Важнейшие символы Олимпийских игр.
Внешнее строение тела человека. Опорно-двигательная система человека (общая характеристика, скелет и мышцы человека, суставы, сухожилия). Осанка человека. Стопа человека. Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями. Дыхательная система человека. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Подбор одежды, обуви и инвентаря для занятий физическими упражнениями.
Терминология гимнастических упражнений.
Способы передвижения человека. Основные двигательные качества человека (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость).
Раздел 2. Организация здорового образа жизни (3 часа)
Правильный режим дня (соблюдение, планирование). Здоровое питание. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физкультминутки. Закаливание. Массаж. Правила личной гигиены. Профилактика нарушений зрения.
Раздел 3. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью ( 2 часа)
Простейшие навыки контроля самочувствия. Измерение сердечного пульса (частоты сердечных сокращений). Измерение длины и массы тела. Оценка состояния дыхательной системы. Оценка правильности осанки. Оценка основных двигательных качеств.
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность( 4 часа)
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток, профилактики нарушений осанки, профилактики плоскостопия. Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Тренировка дыхания. Упражнения для снятия утомления глаз и профилактики нарушений зрения. Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для успокоения (психорегуляции).
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность ( 89часов)
Строевые упражнения и строевые приёмы.
Лёгкая атлетика (беговые и прыжковые упражнения, бросание малого и большого мяча, метание).
Гимнастика с основами акробатики (лазание, перелезание, ползание, висы и упоры, акробатические упражнения, снарядная гимнастика, кувырки, перекаты).
Подвижные игры (на свежем воздухе и в помещении), спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол). Плавание (стили плавания — брасс и кроль на груди)
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Программа «Две недели в лагере здоровья»» (7 часов)
Давайте познакомимся! Из чего состоит наша пища? Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Где и как готовят пищу. Как правильно накрыть стол. Молоко и молочные продукты.
Тематическое планирование
по физической культуре
Классы 3
Ф.И.О. учителя
Количество часов в год: 102 ч
Количество часов в неделю : 3ч
Учебник: Петрова Т.В., Копылов Н.В., Полянская Н.В., Петров С.С. «Физическая культура»3-4 класс учебник для общеобразовательных учреждений (М. :Вентана-Граф», 2018 г)
2018 – 2019 учебный год
Тематическое планирование уроков физической культуры в 3 классе
по учебнику Петрова Т.В., Копылов Н.В., Полянская Н.В., Петров С.С. «Физическая культура» 3-4 класс учебник для общеобразовательных учреждений (М. Вентана-Граф», 2018) из расчёта 102 часов в год (3 часа в неделю)
№ урока
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Знания о физической культуре
4
1
Физическая культура в Древней Греции, Риме, Китае, Японии, Индии.
1
2
Физическая культура в России
1
3
Возрождение Олимпийских игр
1
4
Одежда для занятий разными физическими упражнениями.
1
Организация здорового образа жизни (3ч)
3
5
Правильное питание. Давайте познакомимся.
1
6
Правила личной гигиены
1
7
Оздоровительные формы занятий.
1
Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью
2
8-9
Измерение массы тела, роста, пульса.
2
Физкультурно-оздоровительная деятельность
4
10
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики.
1
11
Физические упражнения для физкультминуток.
1
12
Физические упражнения для профилактики нарушений осанки.
13
Упражнения для профилактики нарушений зрения.
Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств.
1
Спортивно-оздоровительная деятельность (89ч)
Лёгкая атлетика
22
14
Правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой.
1
15-16
Бег 30 метров.
2
17-18
Бег 60 метров.
2
19-20
Челночный бег.
2
21-22
Прыжки в длину с места.
2
23-24
Прыжки в длину с разбега .
2
25
Прыжки на скакалке. Из чего состоит наша пища.
1
26-27
Прыжки на скакалке.
2
28-29
Метание мяча вверх двумя руками.
2
30-31
Метание мяча вперёд одной рукой от груди.
2
32-33
Метание мяча двумя руками из-за головы.
2
34-35
Метание теннисного мяча на дальность.
2
Гимнастика
22
36-37
Разные виды ходьбы.
2
38-39
Повороты направо, налево, кругом.
2
40
Построения в шеренгу, в колонну по одному, выполнение команд «Шагом марш!», «Стой!»
1
41
Построение в две шеренги.
1
42
Передвижения в колонне по одному.
1
43
Упражнения в равновесии.
1
44
Отжимание в упоре на гимнастическую скамейку.
1
45
Отжимание в упоре лёжа.
1
46
Подтягивание на низкой перекладине.
1
47
Группировка. Перекаты в группировке.
1
48
Кувырок вперёд. Стойка на лопатках.
1
Лыжная подготовка
9
49
Т/Б и правила поведения на уроках по лыжной подготовке. Передвижение скользящим шагом.
1
50
Построение с лыжами в две шеренги и в колонну по два.
1
51
Повороты на месте, вокруг.
1
52-53
Передвижение скользящим шагом.
Что нужно есть в разное время года
2
54
Повороты на месте переступанием.
1
55
Передвижение скользящим шагом.
1
56-57
Одновременный двухшажный ход.
2
Кроссовая подготовка
19
58
Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м.
1
59
Обычный бег по размеченным участкам дорожки.
1
60-61
Бег с преодолением препятствий (мячи, палки)
2
62-63
Челночный бег 3х5м, 3х10м.
2
64-65
Эстафеты с бегом на скорость.
2
66-67
Равномерный, медленный, до 3-4 мин, кросс 1 км.
2
68-69
Бег с ускорением от 10 до 15 м.
Как правильно питаться, если занимаешься спортом
2
70-71
ОРУ. Чередование ходьбы и бега.
2
72
Равномерный бег(4 мин)
1
73-74
Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м.
2
75
«Круговая эстафета»
1
76
Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров»
1
Подвижные и спортивные игры
26
77
Правила игры. Считалки.
1
78
Игры для формирования осанки. «Канатоходцы» «Ходим в шляпах»
1
79
Эстафеты с переноской предметов на голове .
Где и как готовят пищу.
1
80
Игры с бегом. «Пустое место»
1
81
«Салки-догонялки»
1
82
«Кот и мыши»
1
83
«Третий лишний»
1
84
Игры с мячом. Ловля и передача мяча двумя руками от груди «Гонка мячей»
1
85
Ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой») «Охотники и утки»
1
86
Бросок мяча двумя руками снизу. Эстафеты с мячом»
1
87
Ведение мяча с изменением направления движения. «Вышибалы».
1
88-89
Мини-баскетбол.
Как правильно накрыть стол
2
90
Прием мяча снизу двумя руками .Пионербол.
1
91
Передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Пионербол.