В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Баскетболу»
Пояснительная записка
Программа по секции «Баскетбол» составлена на основания Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И.Ляха, А. А. Зданевича. 2008 год.
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.
Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и подростков школьного возраста. Уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа отвечает современным требованиям физического воспитания школьников. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания учащихся в комплексе.
Содержательное обеспечение разделов программы Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом. 2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. 3. Физическая подготовка баскетболиста. 4. Техническая подготовка баскетболиста. 5. Тактическая подготовка баскетболиста. 6. Психологическая подготовка баскетболиста. 7. Соревновательная деятельность баскетболиста. 8. Организация и проведение соревнований по баскетболу. 9. Правила судейства соревнований по баскетболу. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). 1.2. Подвижные игры. 1.3. Эстафеты. 1.4. Полосы препятствий. 1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. 2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. 2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. 2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. 1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым – левым боком. 1.4. Передвижение в стойке баскетболиста. 1.5. Остановка прыжком после ускорения. 1.6. Остановка в один шаг после ускорения. 1.7. Остановка в два шага после ускорения. 1.8. Повороты на месте. 1.9. Повороты в движении. 1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения. 1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте. 2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед. 2.3. Двумя руками от груди в движении. 2.4. Передача одной рукой от плеча. 2.5. Передача одной рукой с шагом вперед. 2.6. То же после ведения мяча. 2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола. 2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола. 2.9. Передача одной рукой снизу от пола. 2.10. То же в движении. 2.11. Ловля мяча после полуотскока. 2.12. Ловля высоко летящего мяча. 2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. 2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте. 3.2. В движении шагом. 3.3. В движении бегом. 3.4. То же с изменением направления и скорости. 3.5. То же с изменением высоты отскока. 3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте. 3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении. 3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места. 4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. 4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. 4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. 4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. 4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. 4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. 4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. 4.9. В прыжке одной рукой с места. 4.10. Штрафной. 4.11. Двумя руками снизу в движении. 4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. 4.13. В прыжке со средней дистанции. 4.14. В прыжке с дальней дистанции. 4.15. Вырывание мяча. 4.16. Выбивание мяча.
Прогнозируемый результат обучения
После изучения данной программы, обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
Знать:
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры;
историческое развитие физической культуры в России, особенности развития избранного вида спорта.
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиции;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Календарно – тематическое планирование
№
План
Факт
Темы
Тип подготовки
Количество
часов
Примечание
Совершенствование техники передвижения при нападении. Учебная игра.
Техн.
1
Тактика нападения. Учебная игра.
Такт.
1
Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Учебная игра.
Такт.
1
Контрольные испытания. Учебная игра.
Контр.
1
ОФП. Учебная игра.
1
Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Учебная игра.
Такт.
1
Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Учебная игра.
Такт.
1
Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра.
Такт.
1
ОФП. Учебная игра.
Интегр.
1
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных спортсменов. ОФП. Учебная игра.
Теор.
ОФП
1
Совершенствование техники передвижений. Учебная игра.
Техн.
1
Специальная физическая подготовка. Учебная игра.
СФП
1
Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Учебная игра.
Такт.
1
Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Учебная игра.
Такт.
1
ОФП. Учебная игра.
1
Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. ОФП. Учебная игра.
Теор.
ОФП
1
Сочетание выполнения различных приемов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.
Учебная игра.
Техн.
1
СФП. Учебная игра.
СФП
1
Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход». Учебная игра.
Такт.
1
Учебная игра.
Интегр
1
Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП. Учебная игра.
Теор.
ОФП
1
Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. СФП Учебная игра.
Техн.
СФП
1
Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
Учебная игра.
Техн.
1
СФП. Учебная игра.
СФП
1
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Учебная игра.
Такт.
1
Командные действия в нападении. Учебная игра.
Такт.
1
Инструкторская и судейская практика. Учебная игра.
Интегр.
1
Ведение мяча с поворотом кругом. Учебная игра.
Теор.
1
ОФП. Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления. Учебная игра.
ОФП
1
Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП. Учебная игра.
Такт.
СФП
1
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. Учебная игра.
Теор.
1
ОФП. Учебная игра.
ОФП
1
Бросок мяча в движении с одного шага. Учебная игра.
Техн.
1
Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. Учебная игра.
Такт.
1
Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита. Учебная игра.
Такт.
1
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Учебная игра.
Такт.
1
Многократное выполнение технических приемов. Учебная игра.
Интегр.
1
Совершенствование техники передачи мяча. Учебная игра.
Техн.
1
Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра.
Техн.
1
Действия одного защитника против двух нападающих. СФП. Учебная игра.
Такт.
СФП
1
Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Учебная игра.
Теор.
1
Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Учебная игра.
Такт.
1
Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Учебная игра.
Такт.
1
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Интегр.
1
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Учебная игра.
Такт.
1
Учебная игра.
Интегр.
1
Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Учебная игра.
Теор.
ОФП
1
Совершенствование техники броска мяча. Учебная игра.
Итоги прошедшего спортивного года. Учебная игра.
Техн.
Беседа
1
1
Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. ОФП.
Учебная игра.
Теор.
ОФП
1
1
История развития баскетбола.
Прыжки с толчком с двух ног. Учебная игра.
Теор.
Техн.
1
Техника передвижения приставными шагами. Учебная игра.
Техн.
1
Передача мяча двумя руками от груди. Учебная игра.
Техн.
1
Единая спортивная классификация.
Тактика нападения. Учебная игра.
Теор.
Такт.
1
1
Техника передвижения при нападении. Учебная игра.
Техн.
1
Техника передвижения при нападении. Учебная игра.
Техн.
1
СФП. Учебная игра.
СФП
1
Способы ловли мяча.Учебная игра.
Техн.
1
Личная и общественная гигиена.
Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча. Учебная игра.
Взаимодействие трех игроков «треугольник». Учебная игра.
Такт
1
Техника ведения мяча. Учебная игра. Учебная игра.
Техн.
1
Ведение мяча с переводом на другую руку. Учебная игра.
Техн.
1
Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена.
СФП. Учебная игра.
Теор.
СФП
1
1
Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». Учебная игра.
Такт.
1
Литература
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И.Ляха, А. А. Зданевича. 2008 год.
Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991.
Татарникова Л.Г. с соавт. Валеология - основа безопасности жизни ребенка. - СПб: Петрос, 1997. - 240 с.
Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.
Линдеберг Ф. Баскетбол. Игры и обучение. М., «Физкультура и спорт», 2000 г.