Основными формами обучения игры в баскетбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в баскетбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Баскетболу»
Рабочая программа: «Баскетбол» для групп начальной подготовки 2 г.о.
7А, Б класс
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Баскетбол» - начальный этап подготовки, составлена для муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» Красненского района Белгородской области. Образовательная программа разработана на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2008.-100 с., Программ для внешкольных учреждений, спортивные кружки и секции, М.: «Просвещение», 1986.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Цель дополнительной образовательной программы:
обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся на основе игры в баскетбол.
Задачи, поставленные перед учебной группой:
всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
Рабочая программа рассчитана на 312 часов, из которых 94 % - этопрактические занятия. Периодичность занятий - 3 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин.)
Особенности содержания программы.
На начальном этапе обучения основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП, освоению базовых элементов техники игры в баскетбол.
Основная задача на этом этапе - привить стойкий интерес к занятиям спортом и как одним из его видов - баскетболу.
Формы и методы обучения .
Основными формами обучения игры в баскетбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в баскетбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях.
В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении, в основном, используется фронтальный метод обучения,
так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся.
С целью обеспечения увеличения физической подготовки обучающихся в спортивно-оздоровительных группах необходимо использовать следующие дидактические компоненты:
диагностика физической подготовленности;
организация учебно-тренировочной деятельности посредством включения в нее системы методов и средств физической подготовки с учетом их возрастно-половых особенностей;
рефлексия эффективности работы по обеспечению достижения учащимися спортивных результатов.
Основные методы физической подготовки:
для развития быстроты - аналитический, целостный;
для развития силы - метод динамических усилий, изометрический и метод сопряжённых воздействий;
для развития выносливости - методы равномерной, переменной и ин-тервальной тренировки,
для развития ловкости и прыгучести - повторный и соревновательный.
процессе обучения двигательным навыкам и умениям, развития дви-гательных качеств, подготовки к выполнению контрольных и контрольно-переводных нормативов, домашних заданий обучающимся, обучающимся сооб-щаются специальные дополнительные сведения, способствующие лучшему сознательному освоению учебного материала.
программу также включены такие формы работы, как:
общешкольные спортивно-массовые мероприятия:
внутришкольные соревнования
туристские походы * спортивные праздники
спортивно-оздоровительный лагерь
Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, формирование устойчивой мотивации у обучающихся к систематическим за-нятиям физической культурой и спортом, рациональное использование сво-бодного времени, активный отдых.
По окончании учебного года и результатам аттестации учащиеся переходят на следующий этап обучения (начальная подготовка), либо остаются на повторное обучение.
Результатом образовательной деятельности детей по программе «Баскетбол»,являются показатели, характеризующие сохранение, укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие детей:
улучшение физических кондиций,
рост уровня развития физических качеств,
освоение основных приёмов и навыков игры в баскетбол,
приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни,
рост личностного развития ребёнка,
умение ребёнком оценивать свои достижения,
продолжение обучения перспективных детей в ДЮСШ.
группе предусматривается сдача контрольных нормативов по общей физической и теоретической подготовке, определяется степень освоения детьми образовательных знаний, умений и навыков.
Освоение программного материала: тестирование, наблюдения.
Требования к результатам обучения
После окончания года обучения в группе спортивно-оздоровительного этапа учащиеся должны знать:
влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
правила оказания первой помощи при травмах;
гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и спортивной одежде;
правила игры в баскетбол;
места занятий и инвентарь.
Уметь:
выполнять программные требования по видам подготовки;
владеть основами техники и тактики баскетбола;
правильно применять технические и тактические приемы в игре.
Учебный план
Таблица 2
Разделы программы
Спортивно-оздоровительный этап подготовки
Теоретическая подготовка
8
ОФП
90
СФП
54
Техническая подготовка
88
Тактическая подготовка
30
Контрольные игры и
30
соревнования
Контрольные испытания
12
Всего часов:
312
Учебно-тематический план по баскетболу
НП 2 год обучения
№
Разделы и темы занятий
Всего
В том числе
п/п
теория
практика
I Теоретическая
8
8
подготовка.
1.1
Введение. Знакомство с
1
1
целями и задачами
образовательной программы
2.1
Физическая культура и спорт
1
1
в России
2.2
Состояние и развитие
1
1
баскетбола в России
2.3
Воспитание нравственных и
1
1
волевых качеств спортсмена
2.4
Влияние физических
1
1
упражнений на организм
человека
2.5
Гигиенические требования к
1
1
занимающимся спортом
2.6
Правила игры в баскетбол
1
1
2.7
Профилактика травматизма в
1
1
спорте
II Общая физическая
94 часов
подготовка
3.1
Строевые упражнения
4
1
3
3.2
Упр-ия для ног
8
8
3.3
Упр-ия для рук и плечевого
10
10
пояса
3.4
Упр-ия для шеи и туловища
8
8
3.5
Упр-ия для всех групп мышц
8
8
3.6
Развитие силы
8
8
3.7
Развитие быстроты
10
10
3.8
Развитие гибкости
8
8
3.9
Развитие ловкости
8
8
3.10
Упр-ия «полоса
6
6
препятствий»
3.11
Развитие скоростно-силовых
8
8
качеств
3.12
Развитие общей
8
8
выносливости
III Специальная
50 часов
физическая подготовка
4.1
Бег
8
8
4.2
Прыжки
8
8
4.3
Развитие качеств,
8
1
7
необходимых для
выполнения броска
4.4
Развитие игровой ловкости
8
1
7
4.5
Развитие специальной
6
1
5
выносливости
4.6
Круговая тренировка
12
1
11
IV Техническая подготовка
88 часов
5.1
Основы техники. Прыжок
4
1
3
толчком двух ног.
5.2
Прыжок толчком одной
4
4
ноги.
5.3
Повороты вперёд
4
4
5.4
Повороты назад
4
4
5.5
Ловля мяча двумя руками
4
4
5.6
Передача мяча двумя
2
2
руками сверху
5.7
Передача мяча двумя
2
2
руками от плеча (с отскоком)
5.8
Передача мяча двумя
2
2
руками от груди (с отскоком)
5.9
Передача мяча двумя
2
2
руками снизу (с отскоком)
5.10
Передача мяча двумя
2
2
руками с места
5.11
Передача мяча одной рукой
2
2
с места
5.12
Ведение мяча с высоким
4
4
отскоком
5.13
Ведение мяча с низким
4
4
отскоком
5.14
Ведение мяча со зрительным
4
4
контролем
5.15
Ведение мяча на месте
2
2
5.16
Ведение мяча по прямой
2
2
5.17
Ведение мяча по дугам
2
2
5.18
Ведение мяча по кругам
2
2
5.19
Броски в корзину двумя
2
2
руками сверху
5.20
Броски в корзину двумя
2
2
руками от груди
5.21
Броски в корзину двумя
2
2
руками снизу
5.22
Броски в корзину двумя
2
2
руками с отскоком от щита
5.23
Броски в корзину двумя
2
2
руками с места
5.24
Броски в корзину двумя
4
4
руками в движении
5.25
Броски в корзину двумя
2
2
руками прямо перед щитом
5.26
Броски в корзину двумя
2
2
руками под углом к щиту
5.27
Броски в корзину одной
2
2
рукой от плеча
5.28
Броски в корзину одной
4
4
рукой с отскоком от щита
5.29
Броски в корзину одной
4
4
рукой с места
5.30
Броски в корзину одной
4
4
рукой в движении
5.31
Броски в корзину одной
2
2
рукой прямо перед щитом
5.32
Броски в корзину одной
2
2
рукой под углом к щиту
V Тактическая подготовка
30 часов
6.1
Основы тактики игры.
4
1
3
Выход для получения мяча.
6.2
Выход для отвлечения мяча
2
2
6.3
Атака корзины
4
4
6.4
«Передай мяч и выходи»
4
4
6.5
Противодействие
4
4
получению мяча
6.6
Противодействие выходу на
4
4
свободное место
6.7
Противодействие розыгрышу
4
4
мяча
6.8
Противодействие атаке
4
4
корзины
VI Контрольные игры и
30 часов
соревнования.
7.1
Учебные игры
12
1
11
7.2
Контрольные игры
4
4
7.3
Командные игры
14
14
(соревнования различных
видов)
VII Контрольные
12 часов
12
испытания
7.1
Выполнение контрольных
12
12
нормативов по общей и
физической, технической
подготовке
Итого
312
16
296
Содержание программы
Раздел: Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение её для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодёжи. Основные сведения о спортивной квалификации.
Состояние и развитие баскетбола в России.
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодёжных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика.
Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых.
Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при, несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Форма занятий: учебная.
Методы и приёмы: словесный (рассказ, инструктаж, указания). Техническое оснащение: «Настольная книга учителя физкультуры»,
«Кодекс учащихся ДЮСШ», «Гигиена», «Спортивная медицина», «Правила соревнований по мини-баскетболу».