Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адаптивной физкультуре»
Адаптивная физкультура.
1.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
- Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (разработанных в рамках Государственного контракта от 10.04.2014 г. № 07.028.11.0005).
-Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
- Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи».
- Программно-методическим материалами «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007 г.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ ВО "Борисоглебская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебногопредметаповышение двигательной активности детей с ТМНР и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
1) Всестороннее гармоническое развитие и социализация учащихся;
2) Формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
3) Совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
Многие дети с умеренной и глубокой умственной отсталостью большую часть времени проводят дома, где в основном лишены движений, которые необходимы для нормального физического развития, для укрепления здоровья, для приобретения жизненно важных знаний, умений, физических качеств. В процессе двигательной деятельности (на занятиях по физкультуре) ребенок обогащает знания о физическом упражнении, о возможностях управления собственным телом, о роли движения в его жизни. Нормализация физического состояния - один из важнейших аспектов социализации умственно отсталого ребенка. Физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности учащихся чрезвычайно вариативны. В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане 5 класса
Учебный план по предмету «Адаптивная физкультура» входит в обязательную часть учебного плана организации, в одну из шести образовательных областей - «Физическая культура». Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта
В учебном плане предмет представлен с расчетом не менее 70 часов в год, 2 раза в неделю.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета « Адаптивная физкультура»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4. Формирование уважительного отношения к окружающим;
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать
1. Правильное выполнение упражнений;
2. Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
3. Формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений;
4. Знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение специальной терминологии физических упражнений;
5. Обучение и применение дыхательной гимнастики.
Программа «Адаптивная физкультура» направлена на формирование базовых учебныхдействий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
5. Содержание учебного предмета.
«Теоретические сведения», « Гимнастика»
«Легкая атлетика», «Катание на санках и лыжная подготовка», «Коррекционные подвижные игры», Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
— беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
— выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
— выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
— самостоятельное выполнение упражнений;
— занятия в тренирующем режиме;
— развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Теоретические сведения
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
B раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития.
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроение
Упражнения без предметов, коррегирующие и общеразвивающие упражнения
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища;
упражнения для расслабления мышц;
упражнения для мышц шеи:
упражнения для укрепления мышц спины и живота;
упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; упражнения для мышц ног; упражнения на дыхание;
упражнения для развития мышц «нетей рук и пальцев; упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; с флажками; с малыми обручами; с малыми мячами; с большим мячом; с набивными мячами (все 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно– временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Раздел «Лёгкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание мяча. Занятия лёгкой атлетикой помогают преподавателю обучать школьником всем этим жизненно важным двигательным навыкам. Обучение элементам лёгкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития y детей быстроты, ловкости гибкости, силы и выносливости, a также использовании в занятиях специальных упражнений.
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания вовремя ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба.Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стоны. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег.Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы па расстоянии. Бег па носках. Бег па месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезания под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до 2 м. Подпрыгивание вверх на месте е захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину.
Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание.Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в стену. .Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малою мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивною мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность .Броски набивного мяча двумя руками .
При проведении уроков лыжной подготовки катание на санках особое внимание должно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников. (Выбор места занятий, форма одежды, обувь, передвижение к месту занятий, двигательная нагрузка.)
Одним из важнейших разделов программы является раздел "Игры", куда включены подвижные и спортивные игры.
Включённые в программу подвижные игры направлены на развитие физических качеств детей, a также на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, восприятия, пространственных и временных ориентиров, последовательности движений.
6. Календарно- тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
По плану
По факту
Теоретические сведения
1
Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены.
1
2.
Двигательный режим учащегося
1
3.
Построение в шеренгу, колонну по одному, равнение в затылок
1
4.
Построение по показу и по словесной инструкции учителя, равнение по начерченной линии
1.
5.
Перестроение из шеренги, в круг, взявшись за руки, по словесной инструкции учителя
1
6.
Выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Стой!», «Шагом марш!», «Бегом марш!», выполнение поворотов на месте по ориентирам, по показу, по команде учителя
1.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения
7.
Дыхание во время ходьбы и бега с произношением звуков на выдохе.
1
8.
Дыхательная гимнастика во время ходьбы и бега.
1
9.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с малыми и большими мячами, с набивными мячами, с гимнастическими палками
1
10.
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие точности движений
1
11.
Упражнения в лазание, перелезании, способствующие развитию силы, ловкости, совершенствованию координационных способностей
1
12.
Упражнения, направленные на коррекцию психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных двигательных ситуациях) средствами АФК
1
13.
Использование и развитие сохранных анализаторов
1
14.
Коррекция согласованности движений
1
15.
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации, вестибулярного аппарата
1
16.
Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки
1
17.
Упражнения на коррекцию плоскостопия
1
18.
Упражнения на профилактику зрения.
1
Легкая атлетика
19.
Ходьба, свободный бег, бег на носках
1
20.
Ходьба с различными положениями рук по следовой дорожке, по ориентирам
1
21.
Ходьба по линии, ходьба в колонне по одному.
1
22.
Ходьба по два взявшись, за руки
1
23.
Ходьба змейкой, сохраняя дистанцию и темп выполнения (под хлопки учителя).
1
24.
Прыжки на одной, двух ногах на месте и с продвижением вперёд по разметкам
1
25.
Прыжки на двух ногах с поворотом на 90 градусов и 180 градусов.
1
26.
Метание теннисного мяча с места в цель
1
27.
Метание теннисного мяча в движущуюся цель
1
28.
Метание теннисного мяча с места в цель на дальность.
1
29.
Прыжки в длину с места
1
Оздоровительная и корригирующая гимнастика
30.
Упражнения на дыхание (вдох носом, выдох ртом) в различных исходных положениях
1
31.
Тренировка правильного дыхания во время ходьбы и бега
1
32.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с малыми и большими мячами
1
33.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с набивными мячами
1
34.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с гимнастическими палками и др. предметами
1
35.
Упражнения на развитие координации движений: ходьба по начерченным линиям, прямо
1
36.
Упражнения на развитие координации движений: правым, левым боком с различными положениями рук
1
37.
Упражнения на развитие координации движений на гимнастической скамейке с различным положением рук
1
38.
Лазание, перелезание: лазание вверх и спуск вниз по гимнастической стенке
1
39.
Подлезания под препятствие и перелезание через него с опорой на руки и с помощью учителя
1
40.
Лазание и перелезание через гимнастическую скамейку с опорой на руки
1
41.
Подлезание под натянутый шнур высотой 50 см
1
42.
Пролезание через гимнастический обруч
1
43.
Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки
1
44.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
1
45.
Упражнения для профилактики органов зрения
1
Лыжная подготовка
46.
Организующие команды: «Лыжи к ноге!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «На лыжи становись!».
1
47.
Переноска лыж на плече и под рукой; в колонне по одному, соблюдая дистанцию
1
48.
Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить их на ногах, правильно взять палки.
1
49.
Подводящие упражнения.
1
50.
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом без палок и с палками соблюдая дистанцию
1
51.
Передвижение на лыжах ступающим шагом без палок соблюдая дистанцию
1
52.
Передвижение на лыжах ступающим шагом с палками, соблюдая дистанцию
1
53.
Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок, соблюдая дистанцию
1
54.
Передвижение на лыжах скользящим шагом с палками, соблюдая дистанцию.
1
Коррекционные и подвижные игры с элементами спортивных игр.
55.
Игры на развитие внимания, памяти
1
56.
Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с прыжками.
1
57.
Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с бегом
1
58.
Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с перебежками.
1
59.
Игры средней и низкой интенсивности и с разными видами движений, воздействующие на разные группы мышц: игры с метанием.
1
60.
Игры, направленные на развитие быстроты реакции, точности движений и дифференцировки усилий.
1
61.
Игры, направленные на умения ориентироваться в пространстве
1
62.
Игры, направленные на совершенствование функции дыхания.
1
63.
Игры, направленные на формирование и коррекцию осанки
1
64.
Игры: «Аист ходит по болоту», «Мяч по кругу»
1
65.
Игры: «Не урони мешочек», «Совушка».
1
66.
Игры: «Подпрыгни и подуй на шарик», «Круговое вышибало»
1
67.
Игры: «Посадка и сбор овощей», «Догоняй мяч»,
1
68.
Подвижные игры: «Запрещённое движение», «Волк и овцы»,