РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физкультуре 1-б класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физкультуре 1-б класс
Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физкультура" составлена на основании Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общемуобразованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физкультуре 1-б класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________Ю.Е. Модина
«____» _____ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адаптивной физкультуре
1-б класс
Учитель: Терещенко Екатерина Константиновна
г. Клин – 2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» составлена на основании Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Программа предназначена для обучающихся 1 класса с умеренной степенью умственной отсталости и составлена с нагрузкой 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов: «Плавание», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм».
Такие разделы, как «Плавание», «Велосипедная подготовка» и «Туризм» не могут быть реализованы на уроках адаптивной физкультуры, так как отсутствует материально-техническая база для этого. Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование. Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Цельюзанятий поадаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи:
формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.
Оздоровительно – коррекционные задачи
Содействие оптимизации роста и развитие опорно – двигательного аппарата, гармоничное развитие мышечной силы;
Содействие формированию и закреплению правильной осанки, развитию сердечно - сосудистой и дыхательной системы организма, активизации обменных процессов, укреплению нервной системы и профилактике плоскостопия;
Обеспечить оптимальное для данного возраста и пола развитие двигательных качеств: силы, гибкости, выносливости, координации движений и др.;
Способствовать закаливанию, повышать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Образовательные задачи
Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни;
Формировать у детей знания о личной и общественной гигиене и способствовать закреплению навыков соблюдения гигиенических правил в школе, дома, в труде и во время отдыха.
Расширить кругозор в области физической культуры, развивать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, за пределами школы - обязательный элемент режима дня при условии решения этой задачи.
Воспитательные задачи.
Формировать навыки дисциплинированного поведения в соответствии с правилами для учащихся в школе и в спортивном зале;
Воспитывать ответственное отношение к выполнению учебных заданий, согласованной работы в коллективе;
Формировать навыки доброго тактичного отношения друг к другу, взаимного контроля, взаимовыручки и культурного поведения;
Воспитывать трудолюбие, самообладание, выдержку и настойчивость в достижении цели.
Способствовать развитию интеллектуальных качеств, внимания, памяти, повышению познавательной активности.
Для решения поставленных задач требуется соблюдение следующих правил:
Активизация двигательного режима школьника.
Путем контроля через родителей – за рациональным режимом.
Создание наилучших эстетических условий дома и в школе.
Обеспечение систем врачебного контроля, самоконтроля.
2. Планируемые результаты
№
Вид программного материала, направленность.
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
1
Гимнастика. Акробатика.
- правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями; - приёмы выполнения команд «Налево», «Направо».
- выполнять команды «Налево», «направо», «кругом»; - соблюдать интервал; - выполнять исходные положения без контроля зрения; - правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; - сохранять равновесие на наклонной плоскости; - выбирать рациональный способ преодоления препятствия;
- выбирать наиболее удачный способ переноски грузов.
2
Лёгкая атлетика.
- формы прыжка в длину с разбега.
- выполнять разновидности ходьбы; - построения и перестроения; - бег в умеренном (медленном, быстром) темпе; - прыжки на двух ногах; - прыгать способом «перешагивание» с шагов с разбега;
3
Подвижные и спортивные игры.
- расстановку игроков на площадке, - правила перехода играющих;
- правила игры в « Баскетбол»; - некоторые правила игры.
- узнавание различных мячей; - передача мяч без отскока от пола (с отскоком от пола); - отбивание мяча с различными заданиями; - ловить и передавать мяч.
4
Лыжная подготовка.
- как бежать по прямой и по повороту.
- узнавание (различение) лыжного инвентаря;
- транспортировка лыжного инвентаря;
- стояние на параллельно лежащих лыжах;
- выполнение ступающего шага.
Содержание учебного предмета
Коррекционные подвижные игры.
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Узнавание мяча. Передача мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ловля мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Отбивание мяча от пола одной рукой. Ведение мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча двумя руками.
Подвижные игры. Соблюдение правил игры. Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты.
Лыжная подготовка.
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным шагом.
Физическая подготовка.
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот(нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке. Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза.
Тематическое планирование
№
Раздел, тема
Количество часов
1
Основы знаний
В процессе урока
2
Гимнастика, акробатика
28
3
Лёгкая атлетика
33
4
Подвижные и спортивные игры
27
5
Лыжи
11
ИТОГО:
99
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения по плану
Дата фактическая
1 четверть – 24 часа
Инструктаж по ТБ при занятиях физкультурой.
02.09
Знакомство с основным содержанием занятий, требований.
05.09
Разучивание комплексных упражнений для физкультминутки.
07.09
Разучивание навыков быстрого построения в одну шеренгу.
09.09
Учить перебежке от одного предмета к другому.
12.09
Подвижная игра «Слушай сигнал».
14.09
Повторение комплекса общеразвивающих упражнений.
16.09
Разучивание упражнений с длинной палкой.
19.09
Разучивание игры «Займи своё место»
21.09
Бег по прямой в шеренге до ориентиров (набивные мячи на стульях) и обратно.
23.09
Бег по прямой в шеренге.
26.09
Разучивание игры «Мяч в корзину»
28.09
Разучивание выполнения прыжка на месте.
30.09
Разучивание выполнения прыжка на месте и прыжка на двух ногах с продвижением вперёд.
03.10
Разучивание игры «Найди свой флажок», закрепить игру «Мяч в корзину»
05.10
Продолжение разучивания прыжков на двух ногах с небольшим продвижением вперёд.
07.10
Продолжение разучивания прыжков на двух ногах с небольшим продвижением назад.
10.10
Разучивание игры «Салки», закрепление игры «Найди свой флажок»
12.10
Закрепление бега по прямой линии.
14.10
Учить выполнять упражнения с флажками.
17.10
Закрепление игры «К своим флажкам»
19.10
Прыжки в длину с места.
21.10
Совершенствование усвоения подвижных игр.
24.10
Подведение итогов первой четверти.
26.10
2четверть – 24 часа
Ознакомление учащихся с содержанием занятий во второй четверти.
07.11
Разучивание комплекса упражнений с гимнастическими палками.
09.11
Разучивание игры «У ребят порядок строгий»
11.11
Разучивание построения из одной шеренги в круг.
14.11
Ходьба с различным положением рук, в обход предметов.
16.11
Игра «У медведя во бору»
18.11
Бросание мяча друг другу, учителю.
21.11
Ходьба с различными положениями рук с перешагиванием через предметы (препятствия).
23.11
Игра «Кошка и мышка»
25.11
Обучение способам ползания.
28.11
Ползанье на четвереньках с подлезанием под верёвку.
30.11
Игра «Солдатики» (закрепление элементов строя с помощью коррекционных упражнений).
02.12
Разучивание упражнений для формирования правильной осанки в положении стоя у стены.
05.12
Закрепление навыков бега по кругу (интервальный бег до 2 мин)
07.12
Повторение игры «Кто быстрее из круга»
09.12
Лазание по гимнастической скамейке.
12.12
Выпрыгивание вверх из положения стоя на гимнастической скамейке с мягким приземлением на гимнастический мат.
14.12
Закрепление игры «У медведя во бору»
16.12
Перелезание через препятствие (скамейку)
19.12
Закрепление выпрыгивания вверх со скамейки.
21.12
Игра «Силачи», повторение игры «Кошка и мышки»
23.12
Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой.
26.12
Формирование навыков равновесия при выполнении ходьбы по гимнастической скамейке с предметом в руках.
28.12
Игра «Салки в кругу»
30.12
3 четверть – 27 часов
Показ фильма «Зима и игры детей зимой»
09.01
ТБ при занятиях с лыжами. Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
11.01
Транспортировка лыжного инвентаря.
13.01
Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи.
16.01
Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам: поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления
18.01
Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам: вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки
20.01
Чистка лыж от снега.
23.01
Стояние на параллельно лежащих лыжах
25.01
Выполнение ступающего шага: шаговые движения на месте.
27.01
Выполнение ступающего шага: продвижение вперед приставным шагом
30.01
Выполнение ступающего шага: продвижение в сторону приставным шагом
01.02
Соблюдение последовательности действий при подъеме после падения.
03.02
Игра «Граница»
06.02
Метание в ориентир.
08.02
Приёмы передачи мяча стоя в кругу (слева направо)
10.02
Игра «Мяч соседу»
20.02
Передвижение в колонне по одному по учебному кругу.
22.02
Закрепление построения в одну шеренгу, колонну.
24.02
Игра «Ворота»
27.02
Повороты на месте переступанием вокруг пяток.
01.03
ОРУ со скакалкой.
03.03
Игра «Атака крепости»
06.03
Прыжки произвольным способом через набивные мячи.
10.03
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
13.03
Игра «Кто быстрее из круга»
15.03
Толкание набивного мяча с места двумя руками, одной рукой.
17.03
Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока.
20.03
4 четверть – 24 часа
Отрабатывание умения выполнять комплекс упражнений с мячом.
03.04
Закрепление прыжков с места с продвижением вперёд, назад.
05.04
Повторение игры «Кошка и мышки»
07.04
Прыжки в глубину.
10.04
Перешагивание через предметы.
12.04
Игра «Рыболовы»
14.04
Катание мяча двумя руками друг другу стоя и сидя.
17.04
Формирование навыков равновесия при выполнении ходьбы по доске, находящейся на полу.
19.04
Повторение игры «Салки в кругу»
21.04
Бег в медленном темпе до 30 с.
24.04
Разучивание комплекса упражнений с обручами.
26.04
Разучивание игры «Кто быстрее из круга»
28.04
Перебежки, взявшись за руки, парами.
03.05
Совершенствование навыка метания в ориентир.
05.05
Игра «Меткий стрелок»
08.05
Знакомство с простейшими способами лазанья по гимнастической стенке.
10.05
Передвижение вправо-влево.
12.05
Игра «Затейливый заяц»
15.05
Лазанье по гимнастической стенке произвольным способом.
17.05
Закрепление навыка метания в ориентир.
19.05
Повторение игры «Затейливый заяц»
22.05
Прыжки в длину с двух шагов.
24.05
Начало обучения бегу на 30 м с высокого старта на время.