Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Адаптивная физкультура" 3 класс, 2 вариант»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор школы
______ Л.С. Романова _________ А.В. Макридин « » ________ 2018 г. « » _________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»
ДЛЯ 3 КЛАССА II ВАРИАНТ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы
учитель начальных классов
первой категории
Мосеева Любовь Александровна
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _ от « » _______ 2018 г.
Руководитель ШМО: _________/Бозова Л. Н./
Структура программы по адаптивной физкультуре предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по адаптивной физкультуре составлена в соответствии снормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- АООП (II вариант) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью , ТМНР.
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программойобразования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой – С.-Пб., 2011 г.
-Учебным планом для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР СКО школы-интерната VIII вида на 2018-2019 учебный год;
Миссия СКО школы-интерната VIII вида - «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках адаптивной физкультуры.
Цель уроков адаптивной физкультуры в 3 классе II вариант СКО школы-интерната VIII вида –повышение двигательной активности детей с УУО и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
1) всестороннее гармоническое развитие и социализация учащихся;
2) формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
3) совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися
Адаптивная физкультура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися.
Адаптивная физкультура рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- коррекция и компенсация нарушения физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привить устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
-комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Учителю необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Одним из ведущих требований к проведению уроков адаптивной физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по адаптивной физкультуре разработана в соответствии с АООП (2 вариант) Учебным планом СКО школы-интернат VIII вида и рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю)
Планирование коррекционной работы
по адаптивной физкультуре в 3 классе II вариант.
№
Основные темы программы
Количество часов по теме
Коррекционная работа
1
Ходьба и бег
8
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
2
Общеразвивающие упражнения
8
Коррекция внимания (объем и переключение).
Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
3
Подвижные игры
9
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
Развитие способности обобщать и делать выводы.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
Развитие пространственного восприятия.
4
Координационные упражнения
8
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки.
Коррекция восприятия времени.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Возможные личностные результаты:
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Возможные предметные результаты:
правильное выполнение упражнений
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья.
формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений.
укрепление здоровья и закаливание занимающихся учащихся;
развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умение расслаблять мышцы;
укрепление опорно-двигательного аппарата и зрительного нерва;
воспитание общей выносливости, ловкости, чувства коллективизма и командного духа;
изучение техники ходьбы, бега, прыжков, метания, бросков;
выполнение упражнений разного плана с использованием тренажеров;
изучение нетрадиционных форм дыхательной и двигательной гимнастики;
5. Содержание учебного предмета
Упражнения на дыхание.
Правильное дыхание в ходьбе с имитацией.
Основные положения и движения.
Вращение головой. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, затем на другой. Выделение пальцев. Круговые движения кистью.
Движение рук из данных положений. Наклоны. Движения прямой ногой.
Выполнение движений по командам с показом направления учителем
Упражнения на формирование правильной осанки.
Принятие правильной осанки стоя и сидя по инструкции и при контроле учителя. Стойка у вертикальной плоскости.
Ходьба с сохранением правильной осанки, руки за спину.
Ритмические упражнения.
Прохлопывание простого ритмического рисунка.
Ходьба и бег
Ходьба по кругу. Ходьба на носках. Ходьба с различным положением рук: на поясе, за голову. Ходьба по кругу, взявшись за руки, быстрый и медленный бег по подражанию
Прыжки.
Прыжки на двух ногах с передвижением вперед, с доставанием предмета. Спрыгивание с высоты
Элементарные движения руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча в руках. Передача мяча из руки в руку.
Лазание, перелезание, подлезание.
Ходьба по начерченной линии. Ходьба по доске, положенной на пол. Стойка на носках – две–три секунды. Стойка на одной ноге, руки на пояс.
Упражнения на равновесие.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом.
Поворот кругом переступанием на гимнастической скамейке.
Расхождение при встрече вдвоем на полосе, шириной 20-30 см.
Игры
«Пузырь» - перестроение из тесного круга в широкий, взявшись за руки. «Сделай фигуру» , «Вот так поза «, «Поймай комара». «Лошадки».
Строевые упражнения: построение с помощью учителя в круг, по одному, повороты по ориентирам.
Общеразвивающие упражнения: основные положения и движения рук, ног, туловища и головы.
Упражнения для развития и коррекции общей и мелкой моторики: упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивными мячами, обручем, скакалкой, шнуром, флажками, лестницей, скамейкой из различных исходных положений; пальчиковая гимнастика.
Координационные упражнения: смыкание, размыкание; построение в колонну, шеренгу, повороты на месте; основные положения туловища (стоя, сидя, лежа), рук и ног; выполнение упражнений на месте и в движении; сочетание движений ног, туловища со одноименными и разноименными движениями рук; комплексы ОРУ различной координационной сложности.
Основные движения: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие
Календарная план - сетка
Дни недели
Кол-во часов
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
Ср
1
Чт
1
Всего
2
Дни недели
Кол-во часов
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
I
II
III
IV
V
Ср
1
Чт
1
Всего
2
6. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Виды деятельности
Оборудование
Словарь
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. (3ч)
1
Знакомство с физкультурным залом
1
05.09
Ориентировка в зале по конкретным ориентирам. Различать оборудование для уроков физкультуры.
Правила поведения во время занятий физическими упражнениями.
2
Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры
1
06.09
3
Совместные с каждым учащимся игры с мячом.
1
12.09
Понятие об играх с мячом.
Мяч
Строевые упражнения.(3ч)
4
Упражнение в построении парами.
1
13.09
Понятие о построении парами.
5
Упражнение в построении по одному в ряд.
1
19.09
Понятие о построении по одному в ряд.
Шеренга
6
Упражнение в построении в колонну друг за другом.
1
20.09
Построение в колонну друг за другом.
Колонна
Ходьба и бег.(6ч)
7
Ходьба стайкой за учителем.
1
26.09
Понятие о ходьбе стайкой.
8
Ходьба в заданном направлении (к игрушке).
1
27.09
Понятие о ходьбе в заданном направлении.
9
Ходьба между предметами.
1
03.10
Понятие о ходьбе между предметами.
Кегли. Кубики.
10
Бег вслед за учителем.
1
04.10
Бег вслед за учителем.
Бег
11
Бег по сигналу вслед за направляющим.
1
10.10
Понятие о беге по сигналу вслед за направляющим.
Свисток
12
Бег в направлении к учителю.
1
11.10
Понятие о беге в направлении к учителю.
Прыжки.(2ч)
13
Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки.