Данная рабочая программа по курсу «Физическая культура. 7 класс» разработана на основе программы Ляха В.И., Зданевича А.А. «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» для общеобразовательных учреждений; М.: Просвещение, 2012; в соответствии с
- Государственным стандартом основного общего образования по физической культуре;
- Учебным планом и календарным планом-графиком МКОУ Столбовской СОШ.
Данная авторская программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Целью создания данной программы является оптимизация распределения времени на усвоение учебного материала по физической культуре для 7 класса МКОУ Столбовская СОШ в 2016-2017 учебном году.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МКОУ Столбовской СОШ. Предмет физическая культура изучается в 7 классе в объеме 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Основные методы контроля системы знаний: устный и письменный опрос, контрольные испытания физической подготовленности (тесты – нормативы для каждой возрастной группы).
В программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум по предмету «Физическая культура». Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физического культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, местных особенностей работы школы. Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм, лёгкой атлетике и мини-лапте. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков. Учитывая особенности оснащения учебного процесса, в программу внесены изменения, из программы по гимнастике исключены упражнения на брусьях и перекладине. Раздел «Единоборства» в настоящей программе исключен. Эти часы распределены на спортивные игры.
Данная программа создана с учетом того, что на уроках физической культуры в 7 классе должны создаваться благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка. В классе обучаются дети с различным физическим развитием, имеющие медицинские группы основную и подготовительную, поэтому особенностью проведения уроков физической культуры является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры. Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.
Рабочей программой не предусмотрены резервные часы.
-правила оказания первой медицинской помощи при травмах, ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
-историю возрождения Олимпийских игр.
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
-выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
-выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в волейбол, баскетбол, мини-лапты в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств
о положительном влиянии занятий физической подготовкой на укрепление здоровья; о путях формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта; мерах по предупреждению простудных заболеваний; планировании двигательного режима на день; организации тренировочной и игровой деятельности; самоконтроле.
№ п/п | № в разделе | Тема урока | Дата по плану | Скоррек тирован ные сроки | Приме чание |
РАЗДЕЛ I. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (12 ЧАСОВ) | |
1. | 1. | Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте. Старт из различных исходных положений. | | | |
2. | 2. | «Основные приемы самоконтроля». Развитие скоростных качеств. Челночный бег. | | | |
3. | 3. | Развитие скоростно-силовых качеств в ускорениях и прыжковых упражнениях. | | | |
4. | 4. | Контроль бега на скорость 60 метров. Эстафеты линейные, передача палочки. | | | |
5. | 5. | Прыжок в длину «согнув ноги» с 9-11 беговых шагов. Метание малого мяча в горизонтальную цель с 10-12 м. | | | |
6. | 6. | Прыжок в длину, приземление. Развитие скоростно-силовых качеств. Контроль бега на скорость 60 метров. | | | |
7. | 7. | Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых качеств. | | | |
8. | 8. | Эстафеты с бегом и прыжками. Метание малого мяча на результат. | | | |
9. | 9. | Медленный бег до 10-12 минут с 2-3 ускорениями по 50-60 метров. Прыжки через скакалку-тест. | | | |
10. | 10. | Контроль бега 1500м. Метание малого мяча в вертикальную цель с 10-12 м. | | | |
11. | 11. | Бег на выносливость до 1500 – 2000 метров. «О значении физической культуры для здорового образа жизни». | | | |
12. | 12. | Бег с препятствиями. Эстафеты. Упражнения с набивными мячами. | | | |
РАЗДЕЛ II. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. МИНИ-ЛАПТА (6 ЧАСОВ) |
13. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Совершенствование основных передвижений. | | | |
14 | 2. | Совершенствование ловли и передачи теннисного мяча. | | | |
15. | 3. | Совершенствовать передачи в движении и со сменой мест. | | | |
16. | 4. | Подача и прямой удар битой. | | | |
17. | 5. | Осаливание в тройках, четверках. | | | |
18. | 6. | Игра в мини-лапту | | | |
БАСКЕТБОЛ (12 ЧАСОВ) | |
19. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Повторение ранее изученных приемов баскетбола. | | | |
20. | 2. | Совершенствование передачи в движении в парах и тройках. | | | |
21. | 3. | Ведение с изменением направления и скорости. | | | |
22. | 4. | Бросок на два шага. Развитие координационных способностей. | | | |
23. | 5. | Бросок мяча по кольцу после ловли. Челночные бег. | | | |
24. | 6. | Учебно-тренировочные игры в баскетбол 3х3, 4х4. | | | |
25. | 7. | Бросок после ведения и ловли мяча. Правила игры. | | | |
26. | 8. | Передачи в движении и бросок в кольцо. Учебная игра. | | | |
27. | 9. | Обводка соперника с поворотом и переводом мяча. | | | |
28. | 10. | Совершенствование приемов в сочетании в игровых упражнениях. | | | |
29. | 11. | Броски мяча после ведения на результативность. | | | |
30. | 12. | Учебная игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | | | |
РАЗДЕЛ III. ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ (18 ЧАСОВ) |
31. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Строевые упражнения. Упражнения и прыжки со скакалкой | | | |
32. | 2. | Упражнения в висах и упорах. «Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки». | | | |
33. | 3. | Развитие скоростно-силовых качеств в висах и с набивными мячами. | | | |
34. | 4. | Упражнения в висах и упорах. Подтягивание в висах – зачет. | | | |
35. | 5. | Обучение опорному прыжку способом «согнув ноги» (м), способом «ноги врозь» (д). | | | |
36. | 6. | Развитие координационных способностей на бревне. Опорный прыжок. | | | |
37. | 7. | «Основы выполнения гимнастических упражнений». Общеразвивающие упражнения в парах. | | | |
38. | 8. | Развитие гибкости в специальных упражнениях. Тест на гибкость. | | | |
39. | 9. | Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках. «Значение гимнастических упражнений для развития гибкости». | | | |
40. | 10. | Кувырок вперёд в стойку на лопатках, стойка на голове с согнутыми ногами (м), кувырок назад в полушпагат(д). | | | |
41. | 11. | Оценка выполнения комбинации. Упражнения с обручем. | | | |
42. | 12. | ОРУ с гимнастической палкой. Лазанье по гимнастической стенке, канату. | | | |
43. | 13. | Развитие силовых способностей и силовой выносливости. Контрольные нормативы. | | | |
44. | 14. | Полоса препятствий с использованием гимнастических упражнений и инвентаря | | | |
45. | 15. | Развитие координационных способностей на гимнастическом бревне. | | | |
46. | 16. | Круговая тренировки с использованием акробатических упражнений и элементов баскетбола | | | |
47. | 17. | Развитие скоростно-силовых способностей. Прыжки со скакалкой, тест. | | | |
48. | 18. | Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. | | | |
РАЗДЕЛ IV. ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА (18 ЧАСОВ) |
49. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Совершенствование попеременного двухшажного хода. Передвижение на лыжах до 3 км. | | | |
50. | 2. | «Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности». Совершенствование техники одновременного бесшажного хода. | | | |
51. | 3. | Совершенствование техники попеременного двухшажного хода,на дистанции до 2 км. Повороты на месте переступанием, махом, прыжком. | | | |
52. | 4. | «Оказание помощи при обморожениях и травмах». Ознакомление с основами техники одновременного одношажного хода. | | | |
53. | 5. | Одновременный одношажный и бесшажный ход: отработка по элементам и в целом. | | | |
54. | 6. | Одновременный одношажный ход: совершенствование в полной координации. Равномерно до 2 км. | | | |
55. | 7. | Ускорения 3х60 м. (стартовый вариант), передвижение в спокойном темпе до 2-3км. | | | |
56. | 8. | Совершенствование техники спусков и подъёмов на склонах. Развитие скоростных качеств в отрезках 3х70 м. | | | |
57. | 9. | Передвижение до 3 км без учета времени. Торможение и поворот упором. | | | |
58. | 10. | Развитие скоростной выносливости на отрезках 3-4х300м. Подвижные игры на лыжах. | | | |
59. | 11. | Контрольная тренировка на дистанции 2 км. | | | |
60. | 12. | Спуски с гор в основной стойке, подъём скользящим шагом. | | | |
61 | 13. | Контрольная гонка 2 км. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. | | | |
62. | 14. | «Основные правила соревнований по лыжным гонкам». Эстафеты и игры. | | | |
63. | 15. | Развитие скоростной выносливости на отрезках 3-4х300м. Подвижные игры на лыжах. | | | |
64. | 16. | Прохождение дистанции 4 км в медленном темпе, развитие выносливости. | | | |
65. | 17. | Соревнования на дистанции 2 км. | | | |
66. | 18. | Игры и эстафеты на лыжах. | | | |
РАЗДЕЛ II. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. МИНИ-ЛАПТА (4 ЧАСА) | |
67. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Совершенствование ранее изученных элементов мини-лапты. | | | |
68. | 2. | Развитие скоростных качеств в челночном беге. | | | |
69. | 3. | Подача, удар битой в заданный квадрат. | | | |
70. | 4. | Дальние удары битой, ловля мяча от стены Игра в мини-лапту. | | | |
ВОЛЕЙБОЛ(20ЧАСОВ) | |
71. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Повторение ранее изученных приемов. | | | |
72. | 2. | Повторение стойки и основных передвижений волейболиста. Игра по упрощенным правилам. | | | |
73. | 3. | Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. Нижняя прямая подача. | | | |
74. | 4. | Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. Приём мяча снизу двумя руками через сетку. | | | |
75 | 5. | Совершенствовать приемы и передачи сверху во встречных колоннах, прием снизу в игровых упражнениях. | | | |
76. | 6. | Игра в парах, через сетку. Нижняя прямая подача мяча. Нападающий удар после подбрасывания партнёром. | | | |
77. | 7. | Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. Игра по упрощенным правилам. | | | |
78. | 8. | Игра в пионербол с использованием элементов волейбола. | | | |
79. | 9. | Развитие координационных способностей с волейбольным мячом Игра по упрощенным правилам. | | | |
80. | 10. | Нижняя прямая подача через сетку Игра по упрощенным правилам. | | | |
81. | 11. | Совершенствование передачи сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. | | | |
82. | 12. | Совершенствование нижней прямой подачи мяча через сетку. Игра по упрощенным правилам. | | | |
83. | 13. | Нижняя прямая подача мяча. Прием подачи. Игра по упрощенным правилам. | | | |
84. | 14. | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | | | |
85. | 15. | Комбинации из освоенных элементов: прием, передача удар. | | | |
86. | 16. | «Правила и организация игры в волейбол». Игровые упражнения типа 2х2; 3х2; 3х3. | | | |
87. | 17. | Развитие координационных способностей с волейбольным мячом. | | | |
88 | 18. | Развитие скоростно-силовых способностей с набивными мячами. | | | |
89. | 19. | Упражнения на быстроту и точность реакции. Игра по упрощенным правилам. | | | |
90. | 20. | Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей. Игра по упрощенным правилам. | | | |
РАЗДЕЛ I. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (12 ЧАСОВ) | |
91. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Развитие скоростно–силовых качеств. Старт из различных исходных положений. | | | |
92. | 2. | Совершенствование техники бега в специальных беговых упражнениях. Эстафеты. | | | |
93. | 3. | Развитие скоростных качеств. Бег 60 м на результат. «Разминка для выполнения легкоатлетических упражнений». | | | |
94. | 4. | Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега. Метание мяча на заданное расстояние. | | | |
95. | 5. | Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега. Метание малого мяча на результат. | | | |
96. | 6. | Развитие выносливости в длительном беге до 15-20 мин. Прыжки в высоту на результат. | | | |
97. | 7. | Развитие скоростно-силовых качеств. Челночный бег. | | | |
98. | 8. | Развитие силы: подтягивание, поднимание туловища. | | | |
99. | 9. | Бег, кросс 1500м. Футбол. | | | |
100. | 10. | Развитие скоростных качеств в ускорениях. Метание в горизонтальную цель с 10-12 м. | | | |
101. | 11. | Эстафеты с этапом до 50 м (встречные и круговые). | | | |
102. | 12. | Полоса препятствий. Пионербол. | | | |
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М., 1998.
- Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя/ Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997.
- Народная игра лапта. Методическое пособие. Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г., Костарев А.Ю., Щемелинин В.И. – Уфа. 2003.
- Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы. В.И. Ковалько. Москва. Дрофа. 2012 .