Данная рабочая программа по курсу «Физическая культура. 6 класс» разработана на основе программы Ляха В.И., Зданевича А.А. «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» для общеобразовательных учреждений;М.: Просвещение, 2012;в соответствии с
- Государственным стандартом основного общего образования по физической культуре;
- Учебным планом и календарным планом-графиком МКОУ Столбовской СОШ.
Данная авторская программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Целью создания данной программы является оптимизация распределения времени на усвоение учебного материала по физической культуре для 6 класса МКОУ Столбовская СОШ в 2016-2017 учебном году.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МКОУ Столбовской СОШ. Предмет физическая культура изучается в 6 классе в объеме 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Для реализации программы используется УМК «Физическая культура. 5-7 класс»; под общей редакцией М.Я Виленского. Просвещение, 2011, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Основные методы контроля системы знаний: устный и письменный опрос, контрольные испытания физической подготовленности (тесты – нормативы для каждой возрастной группы).
В программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовуючасть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум по предмету «Физическая культура». Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физического культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, местных особенностей работы школы. Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм, лёгкой атлетике и мини-лапте. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе уроков. Учитывая особенности оснащения учебного процесса, в программу внесены изменения, из программы по гимнастике исключены упражнения на брусьях и перекладине.
Данная программа создана с учетом того, что на уроках физической культуры в 6 классе должны создаваться благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка. В классе обучаются дети с различным физическим развитием, имеющие медицинские группы основную и подготовительную, поэтому особенностью проведения уроков физической культуры является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры. Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.
Рабочей программой не предусмотрены резервные часы.
Содержание рабочей программы полностью совпадает с авторской программой.
-правила оказания первой медицинской помощи при травмах, ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
-историю возрождения Олимпийских игр.
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
-выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
-выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в волейбол, баскетбол, мини-лапты в условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств
- о положительном влиянии занятий физической подготовкой на укрепление здоровья; о путях формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта; мерах по предупреждению простудных заболеваний; планировании двигательного режима на день; организации тренировочной и игровой деятельности; самоконтроль
№ п/п | № в разделе | Тема урока | Дата по плану | Скоррек тирован ные сроки | Примечание |
РАЗДЕЛ I. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА(12 ЧАСОВ) |
1. | 1. | Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте. Старт из различных исходных положений. | | | |
2. | 2. | Старт из различных исходных положений. Челночный бег. «Основные приемы самоконтроля (дыхание, пульс)». | | | |
3. | 3. | Развитие скоростно-силовых качеств в ускорениях и прыжковых упражнениях. | | | |
4. | 4. | Контроль бега на скорость 60 метров. Эстафеты линейные, передача палочки. | | | |
5. | 5. | Обучение прыжку в длину способом «согнув ноги» (разбег, отталкивание). Метание малого мяча в горизонтальную цель с 8-10 м. | | | |
6. | 6. | Прыжок в длину с 7-9 шагов, приземление. Развитие скоростно-силовых качеств с набивным мячом. | | | |
7. | 7. | Совершенствование прыжка в длину сразбега. Полоса препятствий. | | | |
8. | 8. | Эстафеты с бегом и прыжками. Метание мяча на результат. | | | |
9. | 9. | Медленный бег до 8-10 минут с 2-3 ускорениями по 30-40 метров. Прыжки через скакалку-тест. | | | |
10. | 10. | Контроль бега 1000м. Метание малого мяча в вертикальную цель с 8-10 м. | | | |
11. | 11. | Бег на выносливость до 15 минут.«О значении физической культуры для здорового образа жизни». | | | |
12. | 12. | Бег с препятствиями. Эстафеты. Упражнения с набивными мячами. | | | |
| РАЗДЕЛ II. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. МИНИ-ЛАПТА (6 ЧАСОВ) |
13. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Основные передвижения в мини-лапте. | | | |
14. | 2. | Ловля и передача с отскоком, катящегося мяча. | | | |
15. | 3. | Игровые упражнения на осаливание. | | | |
16. | 4. | Подача мяча и прямой удар битой. | | | |
17. | 5. | Совершенствование ловли, передач и осаливание в игровых упражнениях. | | | |
18. | 6. | Игра в мини-лапту. Развитие координационных способностей. | | | |
БАСКЕТБОЛ(12 ЧАСОВ) |
19. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Повторение основных передвижений баскетболиста. | | | |
20. | 2. | Передача и ловля мяча от груди на месте, с шагом и сменой мест в движении. | | | |
21. | 3. | Ведение мяча правой и левой рукой на месте, шагом и бегом. Игра мини-баскетбол. | | | |
22. | 4. | Ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения | | | |
23. | 5. | Бросок одной рукой от плеча с места и в движенни. | | | |
24. | 6. | Техника броска мяча в движении после ведения. Игра мини-баскетбол. | | | |
25. | 7. | Совершенствование техники ранее пройденных элементов баскетбола. Игра (2х2,3х3) | | | |
26. | 8. | Игра в мини-баскетбол по упрощенным правилам. | | | |
27. | 9. | Передачи в сочетании с ведением и броском. Игра (2х2,3х3). | | | |
28. | 10. | Стойка защитника и перемещение в защитной стойке. Игра (2х2,3х3). | | | |
29. | 11. | Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом и под углом к щиту. Игра (2х2,3х3). | | | |
30. | 12. | Учебная игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | | | |
РАЗДЕЛ III. ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ(18 ЧАСОВ) |
31. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Строевые упражнения. Упражнения и прыжки со скакалкой | | | |
32. | 2. | Упражнения в висах и упорах. «Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки». | | | |
33. | 3. | Развитие скоростно-силовых качеств в висах и с набивными мячами. | | | |
34. | 4. | Упражнения в висах и упорах. Подтягивание в висах – зачет. | | | |
35. | 5. | Вскок в упор присев, соскок прогнувшись. Развитие силовых способностей. | | | |
36. | 6. | Развитие координационных способностей. Прыжок ноги врозь. | | | |
37. | 7. | «Основы выполнения гимнастических упражнений». Общеразвивающие упражнения в парах. | | | |
38. | 8. | Развитие гибкости в специальных упражнениях. Тест на гибкость. | | | |
39. | 9. | Кувырок вперёд и назад, стойка на лопатках. «Мост» из положения стоя (с помощью). | | | |
40. | 10. | Два кувырка вперёд слитно. «Мост» из положения стоя (с помощью). Комбинация. | | | |
41. | 11. | Оценка выполнения комбинации. Эстафеты с обручем. | | | |
42. | 12. | ОРУ с гимнастической палкой. Лазанье по гимнастической стенке, канату. | | | |
43. | 13. | Развитие силовых способностей и силовой выносливости. Контрольные нормативы. | | | |
44. | 14. | Полоса препятствий с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. | | | |
45. | 15. | Развитие координационных способностей на гимнастическом бревне. | | | |
46. | 16. | Круговая тренировки с использованием акробатических упражнений и элементов баскетбола | | | |
47. | 17. | Развитие скоростно-силовых способностей. Прыжки со скакалкой, тест. | | | |
48. | 18. | Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. | | | |
РАЗДЕЛ IV. ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА(18 ЧАСОВ) |
49. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Попеременный двухшажныйход. Передвижение на лыжах до 2 км. | | | |
50. | 2. | «Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности». Одновременный бесшажныйход. | | | |
51. | 3. | Попеременный двухшажныйход, дистанции 1 км. Повороты на месте переступанием, махом, прыжком. | | | |
52. | 4. | «Оказание помощи при обморожениях и травмах». Обучение техники одновременного двухшажного хода. | | | |
53. | 5. | Одновременный двухшажный и бесшажныйход: отработка по элементам и в целом. | | | |
54. | 6. | Ускорения 3х60 м, передвижение в спокойном темпе до 2,5 км. | | | |
55. | 7. | Одновременный двухшажный ход: совершенствование в полной координации. Равномерно до 2 км. | | | |
56. | 8. | Развитие скоростных качеств в отрезках 4х50 м.Спуски и подъёмы. | | | |
57. | 9. | Торможение и поворот упором. Передвижение до 2.5 км без учета времени. | | | |
58. | 10. | Развитие скоростной выносливости на отрезках 2-3х300м. Подвижные игры и эстафеты на лыжах. | | | |
59. | 11. | Контрольная тренировка на дистанции 1.5 км. | | | |
60. | 12. | Спуски с гор в основной стойке, подъём скользящим шагом. | | | |
61. | 13. | Контрольная гонка 2 км (классическим ходом). | | | |
62. | 14. | «Основные правила соревнований по лыжным гонкам». Эстафеты и игры с катанием с гор. | | | |
63. | 15. | Развитие скоростной выносливости на отрезках 2-3х300м. Подвижные игры и эстафеты на лыжах. | | | |
64. | 16. | Прохождение дистанции 3,5 км в медленном темпе, развитие выносливости. | | | |
65. | 17. | Соревнования на дистанции 2км. | | | |
66. | 18. | Совершенствование техники ранее изученных ходов, спуски и подъёмы на скорость. | | | |
| РАЗДЕЛ II. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. МИНИ-ЛАПТА(4 ЧАСА) |
67. | 1. | Игровые упражнения с передачами и осаливанием. | | | |
68. | 2. | Совершенствование ловли и передач теннисного мяча. | | | |
69. | 3. | Совершенствование ловли и передач мяча в игровых упражнениях. | | | |
70. | 4. | Игры и эстафеты с мячом. Игра мини-лапта. | | | |
ВОЛЕЙБОЛ(20ЧАСОВ) |
71. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Эстафеты. | | | |
72. | 2. | Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. Приём мяча снизу двумя руками в парах. | | | |
73. | 3. | Передача мяча сверху двумя руками в парах через зону и над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах через зону. | | | |
74. | 4. | Передача сверху двумя руками в парах в одной зоне и через зону, над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах через зону. | | | |
75. | 5. | Развитие координационных способностей с волейбольным мячом. Нижняя прямая подача. | | | |
76. | 6. | Передача мяча двумя руками снизу, в парах, в тройках. Игра по упрощенным правилам. | | | |
77. | 7. | Передача с отражением мяча от стенки, передача мяча в парах, передача мяча в колоннах. | | | |
78. | 8. | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром | | | |
79. | 9. | Совершенствовать передачу мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд. | | | |
80. | 10. | «Правила и организация игры в волейбол». Комбинации из разученных элементов в парах. | | | |
81. | 11. | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки, то же через сетку. Игра по упрощенным правилам. | | | |
82. | 12. | Передача мяча в тройках с включением передачи за голову. Игра по упрощенным правилам. | | | |
83. | 13. | Совершенствование в игровых упражнениях передачу двумя руками снизу. Нижняя прямая подача мяча. | | | |
84. | 14. | «Перестрелка», «Картошка». Игра по упрощенным правилам. | | | |
85. | 15. | Учить приёму мяча снизу в парах и в тройках. Игра по упрощенным правилам. | | | |
86. | 16. | Совершенствование техники пройденных элементов волейбола. Игра по упрощенным правилам. | | | |
87. | 17. | Развитие ловкости и силовой выносливости на полосе препятствий. Игра по упрощенным правилам. | | | |
88. | 18. | Совершенствование техники пройденных элементов волейбола. Игра по упрощенным правилам. | | | |
89. | 19. | Развитие ловкости и силовой выносливости на полосе препятствий. | | | |
90. | 20. | Тактика свободного нападения. Игра по упрощенным правилам. | | | |
РАЗДЕЛ I. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА(12 ЧАСОВ) |
91. | 1. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Развитие скоростно–силовых качеств. Старт из различных исходных положений. | | | |
92. | 2. | Совершенствование техники бега в специальных беговых упражнениях. Эстафеты. | | | |
93. | 3. | Развитие скоростных качеств. Бег 60 м на результат. «Разминка для выполнения легкоатлетических упражнений». | | | |
94. | 4. | Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Метание мяча с 3-5 шагов на заданное расстояние. | | | |
95. | 5. | Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега Метание малого мяча на результат. | | | |
96. | 6. | Развитие выносливости в длительном беге до 15 мин. Прыжки в высоту. | | | |
97. | 7. | Развитие скоростно-силовых качеств. Челночный бег 3х10 м. | | | |
98. | 8. | Развитие силы: подтягивание, поднимание туловища. | | | |
99. | 9. | Бег, кросс 1500м. Футбол. | | | |
100 | 10. | Развитие скоростных качеств в ускорениях.Метание в горизонтальную цель с 8-10 м. | | | |
101 | 11. | Эстафеты с этапом до 50 м (встречные и круговые). | | | |
102 | 12. | Полоса препятствий. Пионербол. | | | |
-Народная игра лапта. Методическое пособие. Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г., Костарев А.Ю., Щемелинин В.И. – Уфа. 2003.
-Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы. В.И. Ковалько. Москва. Дрофа. 2012 .
-Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М., 1998.
-Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя/ Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М., 1997.