Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физкультуре по ФГОС»
Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена с учетом следующей нормативной базы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
Авторская учебная программа (автор «В. И. Лях (Физическая культура. 1 – 11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А.А. Зданевича/ авт. – сост. А. Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – Волгоград: Учитель, 2011»)
Основная образовательная программа основного общего образования
Учебный план
Цели изучения учебного предмета в контексте основного общего образования - общее всестороннее развитие, сохранение и укрепления здоровья детей, воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи программы:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазании, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоничному развитию;
Общая характеристика учебного предмета:
Предметом обучения физической культуре является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. С учетом этих особенностей целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Особенность данной программы и ее отличие от примерной определяется тем, что в процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творческие способности и самостоятельность.
Цель программы:
Формирование у учащихся 3 классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности в процессе освоения двигательной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Общий объем времени, отводимого на физическую культуру в 1-4 классах, составляет 405 часов. Урок физической культуры проводиться 3 в неделю. Программа рассчитана по учебному плану для 2 классов на102 часа в год, для 2-4 классов 102 часа в год.
Программой предусмотрено проведение практической части в количестве часов:
Тест – нормативы - ч.;
Теоретические занятия – ч.,
Методические занятия - ч.
Информация о внесенных изменениях в примерную ООП или авторскую программу и их обоснование
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям Основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом основного/начального общего образования по физической культуре и авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:
походы – экскурсии;
ритмическая гимнастика (вместо акробатики);
строевая подготовка.
Рабочая программа ориентирована на использование:
учебно-методического комплекса:
Для учителя:
Комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А.А. Зданевича/ авт. – сост. А. Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – Волгоград: Учитель, 2011»)
Физкультура для всей семьи/ Cocт. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 463 с.
Для обучающихся:
Учебник В. И. Лях (Физическая культура. 1 – 11 классы– Волгоград: Учитель, 2011;
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс
состав класса
с группы здоровья 3 ( ч. основную, ч. подготовительную, освобожден);
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
групповая, парная, индивидуальная деятельность;
игровая деятельность;
самостоятельная или совместная деятельность;
экскурсии, походы.
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
коллективные способы обучения;
игровые технологии;
ИК- технологии;
метод проектов.
активные методы обучения.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в рамках кружков ВУД:
«Здоровей Здоровеич », « Игротека», «Игры на свежем воздухе», «Ритмическая гимнастика», «Шахматы», «Футбол»; мероприятия школьного, районного, городского уровня: Дни здоровья, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», спартакиады и др.
Специфические для учебного курса формы и виды контроля освоения обучающимися содержания:
текущий контроль: тест, устный опрос;
промежуточный контроль: тест;
итоговый контроль: контрольные тесты.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением об утверждении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты
Ученик, освоив содержание программы по физической культуре, сможет проявлять следующие умения, демонстрируя личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Ученик, освоив содержание программы по физической культуре, сможет проявлять следующие умения, демонстрируя метапредметные результаты:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения программы по физической культуре в 3 классе
Ученик, освоив содержание программы по физической культуре, сможет проявлять следующие умения, демонстрируя предметные результаты:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; – бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ученик научится:
ориентироваться в понятиях «режим дня»;
характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр;
характеризовать основные физические качества «силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой.
формировать первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладенть умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формировать навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств.
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.