Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям, развития образования, его практическая значимость) | Актуальность опыта обусловлена тем, что здоровье детей и подростков в обществе должно являться приоритетным, так как оно определяет будущее нашей страны, и в этом образовательные учреждения имеют уникальную возможность при решении задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Актуальность опыта заключается в недостаточной двигательной активности (гиподинамии), образованности и интереса к занятиям физической культуры и спорта, что ограничивает возможность перейти к целенаправленному улучшению здоровья и организации здорового образа жизни. В результате проблемы заболеваний опорно-двигательного аппарата, ожирения, плоскостопия, нарушения осанки, зрения, психологические расстройства и т. д. Перспективность моего опыта это создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующего на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья. Для этого организую занятия со здоровьесберегающей направленностью. Применение дыхательной и звуковой гимнастики, нетрадиционной гимнастики, упражнений коррегирующей гимнастики с предметами (обручами, скакалками, фитболами и т. д.), упражнений лечебной физической культуры, проведение занятий на свежем воздухе способствуют профилактике заболеваний. Разрабатываю комплексы утренней гигиенической гимнастики под музыкальное сопровождение, которые помогают закреплению двигательных навыков, улучшают технику движения, стимулируют двигательную активность. Для этого использую самую разнообразную музыку, главное, она должна быть ритмичной и нравиться детям. Это и детские песни, песни из мультипликационных и художественных фильмов, современные музыкальные произведения; главное, чтобы они были определенного темпа. Комплексы общеразвивающих упражнений составляю как без предметов, так и с предметами (мячи, скакалки, медицинболы, гантели, гимнастические палки), в зависимости от возрастных особенностей и физической подготовленности. Дозировка упражнений зависит от музыкального сопровождения. В своей работе применяю различные дидактические игры. Проведение комплексного мониторинга и диагностики физического здоровья обучающихся, обрабатывается и анализируется для дальнейшего учебного планирования. Результаты доводятся до сведения детей, родителей с рекомендациями учителя. Для продуктивной работы в классе периодически провожу аттестацию учащихся методом тестирования, составлением дидактических карточек, поэтому контроль является неотъемлемой составляющей образовательного процесса Объективные, достоверные, теоретически обоснованные измерения и оценки результатов обучения дают информацию о ходе педагогического процесса, учебных достижениях каждого обучаемого, позволяют выявить влияние тех или иных факторов на процесс обучения и его результаты. С помощью различных видов контроля выявляются достоинства и недостатки методов обучения, устанавливаются взаимосвязи между планируемыми и достигнутыми уровнями обучения, оцениваются учебные достижения и выявляются пробелы в знаниях учеников, определяется эффективность методов обучения и совершенствования содержания образования, собирается информация для принятия решений. Анализ достоверной и сопоставимой образовательной информации создает реальные возможности для совершенствования и использования наиболее эффективных образовательных программ и технологий обучения, корректировки программ, разработки инновационных технологий обучения и развития. Периодически проводимое в течение учебного года тестирование двигательных качеств (с применением программ ИКТ) является наиболее эффективным, экономичным и информативным способом и инструментом, позволяющим одновременно решать различные задачи. Системное проведение различных видов тестирования расширяет возможности практической реализации методов личностно - ориентированного обучения. Такие технологические подходы будут повышать активность в процессе обучения самих обучающихся, достигая при этом высоких результатов как в спортивной деятельности, так и духовно-нравственном воспитании. |
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов) | Концепция предполагает изменение современных подходов в преподавании физической культуры включая в себя ключевые образовательные компетентности для каждого уровня обучения. 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно - нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. 3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. 4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 5. Коммуникативные компетенции. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними 6. Социально - трудовые компетенции. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, стараюсь развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. |
Наличие теоретической базы | Теоретическая база является одной из главных в работе учителя. Большое значение в решении проблем формирования здоровой личности имеет работа А.А.Дубровского «Лечебная педагогика». Российские ученые Н.М.Амосов, И.В.Чупаха, Н.К.Смирнов, Н.В Сократов, В.И. Ковалько, Ш. А. Амонашвили, в своих монографиях, учебных пособиях обращаются к теме здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Выступаю с докладами, презентациями на разные темы здоровье сберегающих технологий на методических сообществах района, гимназии. Создаю свои и использую различные презентации, видеофильмы. С детьми с ослабленным здоровьем создаём презентации, комплексы упражнений. Провожу внеклассные мероприятия с оздоровительным содержание с целью распространения опыта среди коллег: недели физической культуры и спорта; конкурсы загадок, сказок, эмблем, рисунков, презентаций, видеороликов о гимназической физкультурно-оздоровительной жизни; дети участвуют в дистанционных международных и всероссийских олимпиадах. Постоянно пополняю архив методической литературой, дисками, фильмами. |
Оптимальность и эффективность средств | Наиболее благоприятными и эффективными средствами достижений целей здоровьесберегающих технологий являются: 1 – гигиенические факторы 2 – оздоровительные силы природы 3 – средства двигательной направленности. Первое условие выздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима: Освещенность зала Воздушно – тепловой режим Требования к спортивному оборудованию Требования к расписанию уроков Гигиенические требования к помещению Личная гигиена. Второе условие – использование оздоровительных сил природы. Проведение занятий на свежем воздухе, на лыжной базе, на открытом стадионе, на берегу реки и т.д., способствует активизации биологического процесса, вызываемых физическими упражнениями, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления. Самостоятельные средства регулирования и закаливания – это солнечные, воздушные ванны и водные процедуры. При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Одно из главных требований это комплексное применение. Третьим условием является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне. Только комплексное решение задач поможет решить задачу на основе здоровье сберегающих технологий. |
Результативность опыта (ориентированность опыта на практический результат, успехи и достижения обучающихся). | Повышение сопротивляемости к простудным заболеваниям. Усвоение двигательных действий в рамках воспроизведения. Замедление отставания в физическом развитии. Сформированность навыков следования ЗОЖ и качества его жизни. Стабильность физического развития обучающихся. Мониторинг количества дней, пропущенных по болезни за год, ведёт к снижению пропусков. Данные диагностики показывают, что использование здоровье сберегающих технологий способствует освоению жизненно-важных необходимых двигательных умений и навыков, развивает коммуникативные качества учащихся, что значительно повышает их подготовленность к самореализации в будущей профессиональной деятельности и в обществе. Улучшение физической подготовленности, а это призовые места в районных и республиканских соревнованиях. |