Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя географии Жигайловой Арины Юрьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя географии Жигайловой Арины Юрьевны
Вашему вниманию представляется обобщенеи педагогического опыта учителя географии по теме «Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя географии Жигайловой Арины Юрьевны»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя географии Жигайловой Арины Юрьевны
«Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе»
Наше время – время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности через совершенствование системы преподавания.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интересным. Поэтому, я работаю над проблемой «Развитие интереса и познавательной деятельности учащихся к урокам географии». Обучение и воспитание детей осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальность. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с химическими и географическими данными. В результате у ребят со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности.
Работа над этой проблемой побудила к поиску новых форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Концептуальность. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, кроссворды, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ, ИКТ с электронными пособиями, просмотр видеосюжетов, уроки-презентации.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, сравнивать и делать выводы. Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится к предмету географии, где наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий, мультимедийных средств.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации, осуществлять контроль усвоения знаний, помогает учащимся расширить кругозор и зрительно воспринять материал урока.
На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Наличие теоретической базы опыта Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике. На своих уроках, наряду с традиционными технологиями, я использую современные образовательные технологии: - метод проектов; - обучение в сотрудничестве; - дифференцированное обучение - учет принципа индивидуального подхода, - творческая работа, - самостоятельная работа. Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий легко воспринимаются детьми, учащиеся вовлекаются в серьезную работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у учащихся вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение. Принципы информационного взаимодействия позволяют перейти от традиционного планирования урока к его конструированию. Урок становится более результативным т.к. в него положено – смысловое толкование терминов учителя и учащихся; - привлекательность демонстративного материала - принцип творчества учителя и учащихся до получения глубоких знаний; - проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя, доклад ученика по теме); – поиск информации, работа над текстом; - самостоятельная работа учащихся в малых группах; - межпредметные связи – важнейший фактор оптимизации обучения, - устранение перегрузки учителя и учащихся. Применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. У меня появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыку, презентации к урокам). Я использую, возможности мультимедийного оборудования оно облегчает подготовку к уроку. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося. В результате можно определить формы применения компьютера на уроках географии: 1.В качестве источника информации 2.В качестве поддержки учителя 3.В качестве организации проектной деятельности учащегося Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
Проведение урока с мультимедиа выступлением;
Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:
не как цель, а как еще одно средство обучения;
как источник дополнительной информации по предмету;
как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
как возможность интегрированного обучения предмету.
Использования информационно-коммуникационных технологий на уроках обширны. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют: - расширить информационное пространство; - увеличить скорость поиска информации; - интенсивность обработки полученных знаний. Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Информационно-коммуникационные технологии применяю на разных этапах обучения: - при объяснении нового материала; - при закреплении; - при повторении; - при контроле знаний, умений и навыков Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Применяю следующие типы тестовых заданий: задания состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания предлагающие для анализа два суждения; задания требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или автора картины; задания на сопоставление автор картины – название картины и т.д. Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности.
Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения с целью создания условий для развития творческих способностей на уроках географии. Уроки не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку. Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор школьников, повышает качество подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни. Вся эта работа позволила мне добиться роста качества знаний, возрос интерес к изучению географии, о чем свидетельствует увеличение числа желающих участвовать в олимпиадах и других конкурсах. Учащиеся 8-9 классы принимали участие во всероссийском конкурсе «Олимпус». В 2014,2016, 2017 году обучающиеся средних и старших классов являются победителями и призерами интернет - олимпиаде по географии «Пятерочка». Учащиеся принимают активное участие в различных конкурсах и конференциях по краеведению и геологии.
Оптимальность и эффективность средств. Одной из основных задач современной педагогики является поиск эффективных средств и путей повышения качества образования и воспитания учащихся. В практику внедряются различные инновационные процессы, позволяющие получать позитивные результаты в области творческого развития детей. Устаревшие методы ушли, требуются новые технологические информационные. Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Различие между ними определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера. Применение мультимедийных информационных и компьютерных технологий , несомненно, является эффективным и действенным методом оптимизации учебного процесса. В правильно организованном обучении необходимо задействовать всю сенсорную (чувственную) сферу ученика, опираясь при этом на «золотое правило дидактики» - наглядность (Я.А. Коменский «Великая дидактика»). Для решения этой задачи компьютерные технологии предлагают обширный мультимедийный арсенал средств.
Результативность опыта.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках географии дает высокие результаты: - развивает творческие способности учащихся, повышает их активность; -способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; - помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; - развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. - высокие результаты участия учеников в творческих конкурсах разного уровня, выставках.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне: • наполнить уроки новым содержанием; • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; • формировать элементы информационной культуры; • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; • идти в ногу со временем.
На мой взгляд, организация учебного процесса с активным использованием инновационных процессов на уроках способствует развитию творческих способностей у учащихся.