Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного педагогического опыта учителя математики»
Публичное представление педагогического опыта
учителя математики Татьяны Владимировны Юдиной.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трёх лет - «Применение современных образовательных технологий в преподавании математики».
1. Актуальность и перспективностьопыта. Школа сегодня, как и во все времена, призвана нести ученикам свет знания, обучать и воспитывать. Ни дети, ни их способность осваивать математику как учебную дисциплину не изменились коренным образом. Однако реальность, в которой живут ученики, кардинально отличается от условий, в которых взрослели поколения их родителей: изменились скорость жизни, информационная среда, количество и качество источников информации. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений. Проработав в образовании более 20 лет, я пришла к глубокому убеждению, что мой урок только тогда принесёт практическую пользу ученику, когда окажется содержательным, наглядным, плотным, современным как с точки зрения отбора материала, так и в точки зрения способов его подачи. В этом случае я не просто передам ученикам некоторое количество математических знаний, но разовью в них способность мыслить логически, аналитически, доказательно, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Современное понимание качества образования ставит перед каждым, кто причастен к педагогике, главный вопрос: «Как образование может помочь ребёнку добиться успеха в жизни?» Я считаю, что для думающего, творчески работающего учителя применение современных образовательных технологий и актуально, и перспективно, поскольку:
усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
расширяет возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам,
А всё вместе, конечно же, обеспечивает успешность и конкурентоспособность будущих граждан в современном мире.
2. Условия формирования опыта. Не представляется возможным выявить одно, наиболее важное условие формирования моего педагогического опыта, более правильным будет вести речь о совокупности условий.
В школе возросло количество единиц современной техники, и стало очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Поэтому для меня естественным было изучение информационно-коммуникативных технологий и системное внедрение их в преподавание математики. Когда в школу поступила интерактивная доска, я одной из первых стала осваивать её, а освоив, стала активно использовать её возможности на уроках.
В 2009 году я начала изучать и применять на уроках математики технологии образовательной системы «Школа 2100». Меня заинтересовал новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы, учебной литературы, тесная межпредметная связь. Образовательная программа “Школа 2100” предоставляет возможность раскрыть и развить способности каждого ребенка. В ней нет существующих в отдельности предметов, а есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель — развитие функционально грамотной личности. Изучение методической литературы, опыта коллег (в том числе и виртуально) позволило мне грамотно и методически точно осуществить отбор педагогических технологий, наиболее приемлемых в условиях моего образовательного учреждения.
Немаловажную роль в формировании моего педагогического опыта сыграло также общение с учителями начальной школы, активно внедряющими ФГОС нового поколения: взаимопосещение уроков при переходе учащихся из начального звена в среднее позволило приумножить собственную методическую копилку эффективными приёмами педагогической техники.
Существенную методическую помощь оказали специалисты ГОУД ПО (ПК) С «МРИО»: курсовая переподготовка по теме «Пути совершенствования преподавания математики в свете компетентностного похода к обучению» позволила систематизировать знания, расставить приоритеты, обратить внимание на действенные, эффективные технологии.
С 2012 года я являюсь участником федерального эксперимента «Реализация ФГОС через внедрение комплекса технологий Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы на 2012-2017 у.г.», что, с одной стороны, накладывает определённую ответственность за результаты работы, с другой стороны, способствует расширению педагогических горизонтов, стимулирует творческую активность в поисках новых технологий.
3. Теоретическая база опыта.
В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:
все учебники системы «Школа 2100» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.). Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС».
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в основной школе.
В пособии даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 5—9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий.
Информационные технологии в образовании. Материалы научно- практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.
Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
Кроме того, в основу педагогического опыта положены также возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития,изложенные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова; концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст). Знание возрастной психологии помогает реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. Учитывая, что успехи в учении являются важным источником формирования самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте, я осознанно создаю на своих уроках атмосферу общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося. В этом помогают мне технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегающие технологии.
4. Технология опыта.
За годы своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ помогает активизировать все виды учебной деятельности. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Применение интерактивных технологий позволяет мне эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Интерактивная доска вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, позволяет использовать различные стили обучения. В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения ИКТ и интерактивной доски.
Перечислю некоторые способы использования возможностей интерактивной доски: проведение мультимедийных презентаций (подготовленных учителем и учащимися); показ геометрии в действии (например, вращая треугольник, проверяя равенство фигур наложением, прикосновением меняя форму геометрических фигур); иллюстрация теорем шаг за шагом (например, теорема Пифагора); проведение устного счета; частичное закрывание экрана шторкой позволяет подавать информацию постепенно; заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером; учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки всего лишь одним пальцем (например, занимаясь группировкой); к сделанным записям всегда можно вернуться и откорректировать их; записывать дополнительные пояснения поверх уже имеющихся записей; цифровыми чернилами маркером или пальцем, учащиеся могут выделить необходимое, записать наблюдения; заранее подготовить, создать используемый материал и комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.); записать урок, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся; записать готовый урок для заболевших детей на флэш-накопители или прямо в компьютер для отправки по электронной почте, распечатать его в виде готового конспекта при помощи принтера; сохраненный урок можно использовать при повторении и закреплении материала, рефлексии, а так же для работы с другим классом (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).
Кроме вышесказанного ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
При изучении нового материала использую технологию проблемного диалога. При постановке цели урока она не озвучивается. Создавая проблемную ситуацию, я не даю прямой подсказки, а организую коллективный поиск. Даже при минимальном участии в общей работе ученик чувствует себя соавтором. Выполняя задания, он развивает способность к самостоятельной деятельности, он верит в свои силы. Каждый ребенок - личность, со своими способностями и характером, я принимаю его таким какой он есть.
Активно использую в своей работе технологию формирования правильного типа читательской деятельности. Целью работы с текстом на первом этапе является развитие антиципации; во время чтения главная цель – достижение детьми понимания текста на уровне содержания. Следующий этап работы – работа с текстом после чтения, цель которого – достижение понимания на уровне смысла. На этом этапе ставлю проблемный вопрос к тексту в целом, результатом его должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».
В течение последних лет осваиваю и применяю на практике технологию оценивания учебных успехов. Основные задачи этой технологии: определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний; развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые развивают у учащихся осознанность в ведении здорового образа жизни.
5. Анализ результативности опыта.
Результатами развития познавательной деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Не менее важным итогом проведенной работы является то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, а в споре, как известно, рождается истина.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее: повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формирование личностных качеств ученика; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.
Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.
Последние пять лет в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по математике– 60-70%; обученность по предмету составляет 100 %. Эффективность работы подтверждается также результатами ЕГЭ: 2010-2011 год –– 58%, 2011-1012 год -59%. Число детей, сдававших ЕГЭ и показавших результат выше среднереспубликанского -77%. Результаты ГИА: 2009-2010 год - качество знаний 82%, средний балл - 4.2, 2012-2013 год - качество знаний 82%, средний балл - 4.2.
Результаты системной работы с одаренными детьми, проявляющими интерес к математике следующие: 11 учеников были участниками муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников; ученик Алексей Шушпанов (9 кл.) в 2010 году стал призером муниципального этапа 51 Всероссийской олимпиады школьников; Станислав Ягелло (8 кл.) в 2013 году также занял призовое место в муниципальном этапе 54 Всероссийской олимпиады школьников. Двое учащихся – Никита Калинин и Святослав Ягелло - стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады «САММАТ» в 2012 году и приняли участие в Республиканском этапе этой олимпиады. Трое учащихся успешно продолжили учебу в Республиканском Центре одаренных детей по математическому профилю: Алексей Шушпанов – физико-математический профиль, Никита Калинин – физико-математический профиль, Святослав Ягелло – по профилю математика и информатика. В 2012 году Алексей Шушпанов, учась уже в лицее, стал победителем Республиканского этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по математике.
При организации внеурочной деятельности стремлюсь к расширению образовательного пространства. В 2013 году мои учащиеся стали победителями муниципального конкурса «Мир творчества в информации, технике и цифрах ФИРТиМ» в номинации «Инсценированная математическая задача", а в 2014 году победили в Республиканском этапе этого конкурса. Грамоту «Самый смекалистый математик» на этом конкурсе в Республике получил Симонов Павел (7 кл.), Максим Дригерт (7 кл) получил Приз жюри. В 2014 году трое учащихся 6 класса стали дипломантами Всероссийской сверхпрограммной олимпиады «Олимпус».
6. Трудоёмкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, желающим научиться быстро и легко решать задачи, в том числе конкурсные; происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно- развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.
Конечно потребуются временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.
Необходимо учитывать риски объективного и субъективного характера.
7. Адресность опыта.
Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый учитель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе. Я готова к педагогическому общению, активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных и республиканских семинаров, вебинаров, проводимых авторским коллективом ОС «Школа 2100». Также охотно я делюсь своим опытом, выступая на ШМО, РМО, даю открытые уроки на муниципальном и республиканском уровне. Мои работы представлены в сети Интернет: на сайте Мордовского республиканского института образования, личном сайте, сайте МБОУ «Ковылкинской СОШ №2», Дистанционном образовательном портале «Продленка».