Просмотр содержимого документа
«Программа по баскетболу»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Баскетбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень программы: базовый
Рабочая программа по «Баскетбол» для 7-8-х классов в МБОУ Заброденская СОШ составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"с учетом основных идей и положений Программы развития универсальных учебных действий для общего образования, с соблюдением Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.20113 № 30067), с соблюдением преемственности с примерными программами начального общего образования, на основе: - Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Заброденская СОШ
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Программа разработана на основе методических рекомендаций дополнительного образования на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012. Допущено Министерством образования и науки РФ)
Возраст детей: программа составлена для учащихся 7-8 классов
Сроки реализации:программа рассчитана на 6 час в неделю
Формы аттестации: соревнования.
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачамипрограммы являются:
укрепления здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Основы знаний по баскетболу.
- Развитие волейбола в России и за рубежом:
Развитие баскетбола в России. Значение и место баскетбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по баскетболу: чемпионат и Кубок России. Участие российских баскетболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, Олимпийские игры). Российские и международные юношеские соревнования (чемпионат и Кубок России, чемпионаты Европы и мира). Современный баскетбол и пути его дальнейшего развития. Лучшие российские команды, тренеры, игроки.
- Терминология элементов баскетбола:
Понятие о спортивной технике, стратегии, системе, тактике и стиле игры, и т.д.
- Строение и функции организма человека:
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной и нервной системы в деятельности организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся, совершенствование функций мышечной системы. Органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями для закрепления здоровья, развития физических и достижения высоких спортивных результатов.
- Профилактика травматизма при занятиях баскетбол:
Врачебный контроль при занятиях в баскетбол. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Меры предупреждения переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена.
Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травмы и их профилактика применительно к занятиям баскетбола. Оказание первой помощи (до врача). Раны и их разновидности.
Спортивный массаж. Общее понятие. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований. Противопоказания к массажу.
Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек.
- Стойка игрока.
- Перемещения в стойке приставными шагами боком.
- Перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед.
- Ускорения, старты из различных положений.
- Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).
- Бег «змейкой», «восьмеркой»
- Бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед.
Техника передачи мяча.
- Передача двумя руками на месте и в движении
IV раздел. Броска мяча.
- Бросок с места
- Бросок с двух шагов
- Бросок в прыжке
V раздел. Техника защитных действий.
- Зонная защита.
- Персональная защита.
- Смешанная защита.
- Тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные действия.
Тактика и техника игры.
- Расстановка игроков на площадке.
- Тактика свободного нападения.
- Тактические действия линий обороны и атаки:
а) индивидуальная тактика игрока;
б) коллективные тактические действия;
в) выбор места игрока;
Соревнования, правила соревнований.
- Основные правила соревнований по баскетболу.
- Судейство игр.
Техническая и тактическая подготовка.
Техническая подготовка.
Техника передвижения.Бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, изменением направления и скорости. Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге, в стороны и назад, на месте и в движении. Остановки во время бега выпадом и прыжком.
Тактическая подготовка.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, выбор способа и направления ведения.
Групповые действия: Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно о своевременно выполнить передачу партнеру, на свободное место, на бросок; короткую и среднюю передачи.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия.Правильно выбирать позицию по отношении опекаемого игрока и противодействовать, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия. Умение оценить игровую ситуацию.
Групповые действия. Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
Теоретическая подготовка
10
10
Вводный инструктаж по технике безопасности
2
2
Развитие баскетбола в России и за рубежом
1
1
Гигиенические знания и навыки.
Режим и питание спортсмена.
2
2
Врачебный контроль и самоконтроль
1
1
Правила игры в баскетбол
Организация и проведение соревнований
2
2
Установка перед игрой и разбор проведенной игры
1
1
Места занятий, оборудование и инвентарь
1
1
Общая физическая подготовка
66
66
Специальная физическая подготовка
44
44
Техническая
48
48
Тактическая
24
24
Соревнования, игры
12
12
Промежуточное тестирование
2
2
Контрольное тестирование
2
2
Всего
208
10
198
Ожидаемые результаты освоения программы.
Учитывая анатомофизиологические особенности организма обучающихся, занятия баскетболом должны обеспечить:
укрепление здоровья, закаливание;
рост уровня физической подготовленности;
освоение и совершенствование техники и тактики баскетбола;
приобретение детьми разносторонней физической
подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
поиск талантливых в спортивном отношении детей и дальнейшее развитие их способностей;
профилактика вредных привычек и правонарушений
Показатели уровня физической подготовленности определяются с
помощью контрольных испытаний два раза в год (вначале и в конце
года). Освоение и совершенствование техники всех способов баскетбола, выполнение спортивных разрядов определяется участием обучающихся в соревнованиях различного ранга.
Основными формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы являются:
Стабильность состава и прирост числа занимающихся;
Выполнение обучающимися нормативов массовых разрядов;
Снижение уровня заболеваемости в группах.
Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в баскетбол, привитие любви к спортивным играм
Нормативы
по физической и технической подготовке
Упражнения
11 лет
12 лет
13 лет
14 лет
15 лет
16 лет
Бег 30м (сек)
5,3
5,1
4,9
4,7
46
4,4
Бег 400м (сек)
67,0
65,0
64,0
6-минутный бег (м)
1400
1500
Прыжок в длину с/м (см)
160
170
180
200
220
225
Бег 30м с ведением мяча (сек)
6,4
6,2
6,0
5,8
5,4
5,2
Бег 5х30м с ведением мяча (сек)
30,0
28,0
27,0
Передача мяча
25
35
45
55
65
75
Броски мяча
6
7
8
6
7
8
Передача в паре
5
6
7
8
9
10
Передача в тройках
4
5
6
7
8
9
Список информационных источников
Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско
юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. - 100 с.
Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М.: ФиС, 2001.
Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1 / Под редакцией Ю.д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2002.
Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2 / Под редакцией Ю.д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2004.
Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры / Под редакцией О.М. Портнова. - М., 2004.