kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа по баскетболу (бросок в движении с 2 шагов) .Срок реализации 1 месяц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование броску с 2 шагов. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для поиска информации в Интернете, просмотра презентаций, видеоматериала и т. д.

Отличительная особенность данной программы в ее социальной направленности.

 Программа предоставляет возможность детям не получавшим ранней практики занятий баскетболом или каким либо иным видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщится к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье и получить навыки мастерского обращения с баскетбольным мячом.

 Программа также предоставляет возможность воспитанникам, ранее занимающимся баскетболом в спортивной школе, но по каким либо причинам, прекратившим занятия, но сохранившим интерес к предмету образовательной деятельности, а так, же всем  желающим  продолжить обучение по программе “Баскетбол ”.

Так же все желающие, не зависимо от возраста   могут получить дополнительные знания по обучению  броску с 2 шагов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по баскетболу (бросок в движении с 2 шагов) .Срок реализации 1 месяц.»

Принята

на педагогическом совете МБУДО СДЮСШОР № 2

Протокол № 2 от « 25 » мая 2015 года

«Утверждаю»

Директор МБУДО СДЮСШОР № 2

____________________ М.Н.Фролова

«___» ____________ 2015 года









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


ПО БАСКЕТБОЛУ

(бросок в движении с 2 шагов )


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 2 по баскетболу»

Возраст лиц, осваивающих программу:


без ограничения возраста (дети с 12 лет и взрослые)


Срок реализации программы: 1 месяц


Авторы программы:

Кузнецова Ольга Владимировна - тренер - преподаватель первой категории, инструктор- методист высшей категории МБУ ДО СДЮСШОР№2 ;

Тутуева Зоя Львовна - тренер - преподаватель МБУ ДО СДЮСШОР№2 ;








Вологда

2015




Содержание


1. Пояснительная записка …………………………….………….....3

1.1 Введение…………………………...…………..…………….…...3

1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность обучения

броску с 2 шагов …………….……………….......…….….......….…4

1.3.Новизна программы …………….……………….......…….…….6

1.4 Цели и задачи …………….……………….......…….……….….6

1.5 Участники программы…………….….……………......……...…7

1.6 Срок реализации программы и режим занятий .……..…...…....7

1.7 Формы организации образовательного процесса ………….…7

1.8 Технологии обучения…………………………………………….8

1.9 Распределение учебного материала по общеразвивающей программе ………….…………….…………….…………….………8

1.10 Ожидаемый результат ………………………….………..10

2. Учебно-тематический план ……………………………………….12

3. Тематическое планирование ………………………………………14

4. Содержание дополнительно общеразвивающей программы …... 15

5. Методическое обеспечение программы ……..……….…………..20

6. Контрольные нормативы ……..……….…………..25

7. Материально-техническое обеспечение программы .…..……..26















1. Пояснительная записка


    1. Введение


 Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм детей всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол - это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления школьников, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.

Польза от занятий баскетболом огромна - это здоровье детей, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.

Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.

Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того,  игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Программа актуальна, так как баскетбол – одна из интереснейших спортивных игр.

Дополнительная общеразвивающая программа по баскетболу (бросок в движении с 2 шагов) имеет физкультурно-спортивную направленность. Разработана на основе пособия для учителей и методистов: Внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол» Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.,2013г.

Программа составлена с учетом основополагающих законодательных и инструктивных документов, определяющих основную направленность.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 г. N 504);

Приказ Минспорта России от 27.12.2013г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

Программа рассчитана на 1 месяц (общий объем - 16 часов), исходя из 2 часов занятий 2 раза неделю.

Дополнительная общеразвивающая программа адаптирована под реальные условия муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва города Вологды.

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.


1.2 Актуальность и педагогическая целесообразность обучения броску с 2 шагов .


Баскетбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, баскетбольные щиты и мяч.



Актуальность обучения выбранному элементу игры в баскетбол является: улучшение динамичности самой игры, повышение зрелищности и как результат проявления интереса к игре у ребят. Возможность забросить мяч в корзину быстро, без остановки после ведения стимулирует учеников к овладению таким броском. Бросок в «два шага» развивает координационные способности, так как его выполнение происходит в постоянно меняющихся условиях игровой ситуации. Возраст 12 лет является сенситивным периодом (наиболее подходящим), для начала обучения. При развитии двигательного качества необходимо учитывать, так называемые, «чувствительные» сенситивные, критические периоды возрастного развития, т.е. время, когда организм особенно легко поддается воздействию внешних факторов, в том числе тренировочных. Если пропустить «чувствительный» возраст, может понадобиться значительно больше времени, чтобы получить те же сдвиги в двигательных качествах. Иногда нужный прирост качеств можно не получить вовсе. Ниже приведена таблица возрастов, в течение которых те или иные физические качества в наибольшей степени поддаются целенаправленному воздействию. Так как программа предназначена для детей без ограничения возраста (дети с 12 лет и взрослые ) необходимо при работе учитывать возраст обучающихся.

Сенситивные периоды развития физического качества (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И.)



Физические (двигательные) качества

Возрастные периоды

Мальчики

Девочки

Быстрота движений

с 7 до 9 лет

7-9, 10-11, 13-14 лет

Быстрота реагирования

с 7 до 14 лет

с 7 до 13 лет

Максимальная частота движений

с 4 до 6, с 7 до 9 лет

4-6, 7-9 лет

Сила

13-14, 17-18 лет

10-11, 16-17 лет

Скоростно-силовые качества

14-15 лет

с 9 до 12 лет

Выносливость аэробная (общая)

8-9, 10-11, 12-13, 14-15 лет

9-10, 11-12 лет

Выносливость силовая (динамическая)

11-13, 15-16 лет

с 9 до 12 лет

Выносливость скоростная*

после 12 лет

после 12 лет

Гибкость

с рождения до 13-14 лет

с рождения до 13-14 лет

Координационные способности

с 7 до 11-12 лет

с 7 до 11-12 лет

Способность к ориентированию в пространстве

с 7 до 10, 13-15 лет

7-10, 13-15 лет

Способность к динамическому равновесию

в 15 лет

в 17 лет

Способность к перестроению двигательных действий

7-11, 13-14, 15-16 лет

с 7 до 11-12 лет

Способность к ритму

7-13 лет

с 7 до 11 лет

Способность к расслаблению

10-11, 14-15 лет

10-12, 14-15 лет

Точность

10-11, 14-15 лет

10-11, 14-15 лет


1.3. Новизна программы.


Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование броску с 2 шагов. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для поиска информации в Интернете, просмотра презентаций , видеоматериала и т. д.

Отличительная особенность данной программы в ее социальной направленности.

Программа предоставляет возможность детям не получавшим ранней практики занятий баскетболом или каким либо иным видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщится к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье и получить навыки мастерского обращения с баскетбольным мячом.

Программа также предоставляет возможность воспитанникам, ранее занимающимся баскетболом в спортивной школе, но по каким либо причинам, прекратившим занятия, но сохранившим интерес к предмету образовательной деятельности, а так, же всем желающим продолжить обучение по программе “Баскетбол ”.

Так же все желающие, не зависимо от возраста могут получить дополнительные знания по обучению броску с 2 шагов.

1.4. Цель и задачи программы.


Программа носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цели конкретизированы следующими задачами:

- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;

- популяризация баскетбола как вида спорта и активного отдыха (физической рекреации);

- формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом;

- обучение технике (бросок с 2 шагов) игры в баскетбол;

- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);

- формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;

- воспитание моральных и волевых качеств

Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач курса внеурочной деятельности используется пособие внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, — М.: Просвещение, 2013г. (Работаем по новым стандартам)» и учебно-методическая литература, перечисленная в разделе «Описание материально технического обеспечения внеурочной деятельности».


1.5 Участники программы


На обучение зачисляются без специального отбора: учащиеся общеобразовательных школ от 12 лет и взрослые без ограничения в возрасте, имеющие разрешение врача. Группы формируются с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Количественный состав группы – 12-15 человек.

Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками и другими специалистами, имеющими соответствующее среднее профессиональное или высшее образование.


1.6 Сроки реализации программы


Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 16 академических часов (4 недели). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в соответствии с учебным планом. Продолжительность одного академического часа –45 минут. Продолжительность одного занятия 1час 30 минут. Обучение проводится в групповой форме в соответствии с утвержденным расписанием. Закончив обучение, желающие могут продолжить заниматься в этой же группе повторно.

Расписание тренировочных занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера, с целью установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных учреждениях.


1.7 Формы организации образовательного процесса.


Формы организации обучения:

командная, групповая, индивидуальная.

Основные  формы организации учебных занятий: теоретические и практические занятия, соревнования, учебные, учебные   игры, тестирование.

Методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.

Способы проверки образовательной программы:

- повседневное систематическое наблюдение.

- на 4 занятии проверка со стороны администрации ( Зам. Директора по УВР, методист). Составление АКТА проверки учебно - тренировочного занятия .

-- на 8 занятии принятие контрольных нормативов. ( Зам. Директора по УВР, методист). Составление протокола принятия нормативов.



1.8 Технологии обучения


1. Здоровьесберегающие технологии - формирование знаний, навыков, умений, связанных с сохранением собственного здоровья, в том числе навыков предохранения от перегрузок, профилактики травматизма, соблюдение гигиенических норм обучающихся.

2. Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - целенаправленное формирование личности воспитанника посредством его физического развития с учетом его способностей, применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности обучающихся.

3. Информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций, видеозаписей игр по обучению броску в движении с 2 шагов. для улучшения мотивации к занятиям баскетболом и в приобретении знаний по основам данного вида спорта.

4. Игровые образовательные технологии - включение в тренировочные занятия подвижных и спортивных игр, проведение соревнований внутри тренировочных групп и между группами.



1.9 Распределение учебного материала по образовательной программе

п/п

Учебный материал

1 месяц

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий)

1

Правила безопасности и профилактика травматизма на занятиях по баскетболу, правила поведения в игровом зале.

+

+

+

+

2

Терминология в баскетболе. Жесты судей.


+

+

+

+

3

+

+

+

+

4


+

+

+

+

Броски мяча с 2 шагов

1

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (с лева , права и по центру)

Р

З

З

С

2

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (с лева , права и по центру) с пассивным защитником

Р

Р

З

С

3

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (с лева , права и по центру) с активным защитником


Р

З

З

4

Бросок мяча одной рукой от головы в движении (с лева , права и по центру)


Р

З

З

С

5

Бросок мяча одной рукой от головы в движении (с лева , права и по центру) с пассивным защитником


Р

Р

З

С

6

Бросок мяча одной рукой от головы в движении (с лева , права и по центру) с активным защитником



Р

З

З

7

Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (слева , права и по центру)


Р

З

З

С

8

Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (с лева , права и по центру) с пассивным защитником


Р

Р

З

С

9

Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (с лева , права и по центру) с активным защитником



Р

З

З

10

Бросок мяча одной рукой «Крюком» в движении после ведения (слева и права)


Р

Р

З

11

Бросок мяча одной рукой в движении после ведения (слева и права) за щитом



Р

Р

12

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (с лева , права и по центру) после физической нагрузки .


Р

З

З

Условные обозначения:

Р- разучивание двигательного действия;

З –закрепление двигательного действия;

С-совершенствование двигательного действия;

«+» - указывает на использование данного материала в учебно-тренировочном занятии.


1.9 Ожидаемый результат



Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.

– развитие коммуникабельности, умения работать в коллективе;

-позитивное отношение к процессу организации и проведения тренировочных занятий;

-желание пробовать свои силы в занятиях физической культуры и спортом.

Метапредметные результаты:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;

Предметные результаты:

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола,

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол


В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны:

знать

- значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

- правила безопасного поведения во время занятий по баскетболу;

- основы правильной техники;

Бросок мяча одной рукой от головы в движении (с лева , права и по центру)


Бросок мяча одной рукой от головы в движении (с лева , права и по центру) с пассивным защитником


Бросок мяча одной рукой от головы в движении (с лева , права и по центру) с активным защитником


Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (с лева , права и по центру)


Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (с лева , права и по центру) с пассивным защитником


Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (с лева , права и по центру) с активным защитником


Бросок мяча одной рукой «Крюком» в движении после ведения (слева и права)

Бросок мяча одной рукой в движении после ведения (слева и права) за щитом

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (с лева , права и по центру) после физической нагрузки .


- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов;

- упражнения на развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований по баскетболу;

- жесты баскетбольного судьи;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола;

уметь

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по баскетболу;

- выполнять технические приемы:

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (с лева , права и по центру)

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (с лева , права и по центру) с пассивным защитником

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (с лева , права и по центру) с активным защитником


- контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по баскетболу; играть в баскетбол с соблюдением основных правил;

- демонстрировать жесты баскетбольного судьи;

- проводить судейство по баскетболу на уровне учреждения.


Эффект: участие в соревнованиях школьного и городского уровня, судейство соревнований на уровне учреждения.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем

Кол-во часов

1

Основы баскетбола

в процессе тренировочных занятий

2

Общая и специальная физическая подготовка

в процессе тренировочных занятий

3

Основы технической подготовки


1.Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (слева , справа и по центру)

6

4

2.Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (слева , справа и по центру) с пассивным защитником

1

5

3.Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (слева, справа и по центру) с активным защитником

1

6

4.Бросок мяча одной рукой от головы в движении (слева , справа и по центру)

1

7

5.Бросок мяча одной рукой от головы в движении (с лева , права и по центру) с пассивным защитником

0.5

8

6.Бросок мяча одной рукой от головы в движении (слева , справа и по центру) с активным защитником

1

9

7.Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (слева , справа и по центру)

0.5

10

8.Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (слева , справа и по центру) с пассивным защитником

0.5

11

9.Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (слева, справа и по центру) с активным защитником

0.5

12

10.Бросок мяча одной рукой «Крюком» в движении после ведения (слева и права)

0.5

13

11.Бросок мяча одной рукой в движении после ведения (слева и справа) за щитом

0,5

14

12.Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (слева, справа и по центру) после физической нагрузки .

1

15

Основы тактической подготовки

в процессе тренировочных занятий

14

Игровая подготовка

в процессе тренировочных занятий

16

Контрольная игра

(применение броска с 2 шагов в игровой обстановке)

1

17

Контрольные испытания

1

ИТОГО

16








3. Примерный план-график подготовки на месяц.

(тематическое планирование)

Виды подготовки

Кол-во часов в

месяц

занятие

1

2

3

4

5

6

7

8

Основы баскетбола

в процессе тренировочных занятий









Общая и специальная физическая подготовка

в процессе тренировочных занятий









Основы технической подготовки


1.Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (слева, справа и по центру)





6







1







1







1







0.5







0.5







1







1


2.Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (слева, справа и по центру) с пассивным защитником

1

0.5

0.5







3.Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (слева, справа и по центру) с активным защитником

1




0.5

0.5




4.Бросок мяча одной рукой от головы в движении (слева , справа и по центру)

1

0.5


0.5






5.Бросок мяча одной рукой от головы в движении (слева , справа и по центру) с пассивным защитником

0.5


0.5







6.Бросок мяча одной рукой от головы в движении (слева , справа и по центру) с активным защитником

1




0.5

0.5




7.Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (слева, справа и по центру)

0.5



0.5






8.Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (слева , справа и по центру) с пассивным защитником

0.5




0.5





9.Бросок мяча одной и 2 руками с низу в движении (слева , справа и по центру) с активным защитником

0.5





0.5




10.Бросок мяча одной рукой «Крюком» в движении после ведения (слева и справа)

0.5






0.5



11.Бросок мяча одной рукой в движении после ведения (слева и справа) за щитом

0,5







0.5


12.Бросок мяча одной рукой от плеча в движении (слева , справа и по центру) после физической нагрузки .

1






0.5

0.5


Основы тактической подготовки

в процессе тренировочных занятий









Игровая подготовка

в процессе тренировочных занятий









Контрольная игра

(применение броска с 2 шагов в игровой обстановке)

1








1

Контрольные испытания

1








1

Всего часов


16

2

2

2

2

2

2

2

2

4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы


1. Общие основы баскетболав процессе тренировочных заня­тий

- Правила игры. Состав команды, форма игроков.

- Необходимость разминки в занятиях спортом.

- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях баскетболом.

- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.

- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция.


2.Общая и специальная физическая подготовка – в процессе тренировочных заня­тий

Упражнения по общей физической подготовке

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений – сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; седы из положения, лежа на спине; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный 500, 800, 1000 м.



Упражнения по специальной физической подготовке

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте, и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладением мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, набивные мячи, гантели).

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положении лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, мужского и женского баскетбольного, набивного мяча весом 1 кг) на точность, дальность, быстроту.

Упражнения для развития игровой ловкости. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену с последующей ловлей. Ловля мяча от стены после поворота, приседа, прыжка, седа. Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой, двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).


4.Основы технической подготовки– 14 часов

Упражнения для обучения броскам в движении



Игроки располагаются по 3–4 человека перед кольцом. Сбоку от кольца на расстоянии 3–4 м рисуют линию и два следа: первый – шаг правой ноги, а второй – шаг левой (рис. 1).

Рис. 1. Обучение броску в движении


1. Игрок стоит у контрольной линии, стопы параллельны, в руках мяч. Он начинает ведение мяча на месте (2–3 удара), потом ловит его, выполняет шаг правой ногой в первый след, левой – во второй и делает бросок в кольцо.

2. То же, что в упр. 1, но впереди левая нога.

3. Игроки располагаются на расстоянии 4–5 м от контрольной линии. Двигаясь шагом, они ведут мяч, доводят его до контрольной линии, ловят мяч, выполняют 2 шага по следам и выполняют бросок в кольцо.

4. Игроки располагаются в колонне по 3–4 человека перед кольцом на расстоянии 3–4 м от него. Учитель держит мяч на вытянутой руке. Игрок в шаге правой ногой берет у него мяч, выполняет второй шаг левой ногой и бросает его в кольцо (рис. 21, б).

5. То же, но учитель подбрасывает мяч вверх. Игрок движется навстречу мячу, ловит его, выполняет два шага и бросает мяч в кольцо.

6. На расстоянии 5–6 м от кольца находится игрок с мячом, а сбоку от кольца – помощник учителя. Игрок выполняет передачу мяча помощнику, бежит к кольцу, получает передачу от помощника обратно, выполняет 2 шага и бросает мяч в кольцо.

7. Игроки располагаются в 3–5 м сбоку от кольца. На 3–4 человека – один мяч. Поочередно игроки выполняют броски по кольцу после ведения и двух шагов. Игрок, выполнивший упражнение, передает мяч следующему.

8. Игроки располагаются в 3–5 м прямо перед кольцом и выполняют поочередно броски в кольцо после ведения и двух шагов.

9. Игроки располагаются в колонну по 6 и выполняют броски в боковые кольца после ведения и двух шагов (рис. 2).

Рис. 2. Бросок в движении на боковые кольца

Рис. 3. Бросок в движении на основные кольца

10. Мальчики располагаются на одной стороне зала (рис. 3), а девочки – на другой. Первый игрок колонны № 1 выполняет бросок после ведения, затем передает мяч первому игроку колонны № 2. Игрок № 2 переходит с мячом в колонну № 1, а игрок № 1 – в колонну № 2.

11. Мальчики стоят в колонне № 1, девочки – в колонне № 2 (рис. 4, а). Игрок обводит круг зоны штрафного броска, выполняет бросок в кольцо, ловит мяч и передает его следующему игроку, а сам уходит в конец колонны.

Рис. 4. Сочетание ведения мяча с броском

 

12. Построение то же, но игроки обводят центральный круг и выполняют броски в кольцо (рис. 4, б).

13. То же, но игроки обводят центральный круг, круг штрафного броска и выполняют бросок (рис. 5).

Рис. 5. Ведение мяча «змейкой» с бросками в кольцо

5.Основытактической подготовки– в процессе тренировочных заня­тий

Индивидуальные действия. Умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.

6. Игровая подготовка– в процессе тренировочных заня­тий

- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами баскетбола, применение броска с 2 шагов в игровой обстановке.

7. Контрольная игра– 1 час

- Итоговая контрольная игра.

Примечание:

В зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся или при невозможности провести 8 занятий по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительным причинам) тренер-преподаватель может по своему усмотрению изменить порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.

В конце обучения обучающиеся должны:

Знать

 – технику безопасности при занятиях спортивными играми;

 - знать простейшие правила игры.

  - знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).

Уметь

- овладеть основными техническими приемами баскетболиста при броске с 2 шагов .


5. Методическое обеспечение программы


Для повышения интереса обучающихся к занятиям баскет­болом и более успешного решения образовательных, воспита­тельных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные методы проведения тренировок.


Методы организации обучающихся:

  • фронтальный метод;

  • поточный метод;

  • метод групповых занятий;

  • круговой метод: предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Методы обучения:

  • словесные методы – создают у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении (объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.)

  • наглядные методы – применяют главным образом в виде показа упражнений. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях;

  • практические методы:

- метод упражнений - предусматривает многократное повторение движений;

- игровой и соревновательный метод – применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.           

Практические занятия проводятся в форме тренировочных занятий и делятся на три части.

Подготовительная часть – сообщение задач тренировочного занятия, организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части занятия. В ней применяются общеразвивающие, специально – подготовительные и имитационные упражнения.

Главная задача основной части – обучение и совершенствование техники спортивного упражнения, двигательного действия, обеспечение общей и специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных заданий в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации.

В заключительную часть тренировки включают упражнения, направленные на восстановление организма в первоначальное состояние.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности тренера и обучающегося. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Теорию проходят в процессе тренировочных заня­тий.

Дидактический материал

- видеотека и картотека упражнений по баскетболу;

- схемы тактических приемов;

- правила игры в баскетбол;

- правила судейства в баскетболе;

- положение о соревнованиях по баскетболу.

При обучении броску с 2 шагов в работе используется методические разработки.

Методика обучения броску в движении после 2-х шагов в баскетболе. Типичные ошибки учащихся и методы их исправления

Этапы обучения
Подбор подводящих и специальных упражнений

Способ выполнения

Методические указания

1

Ознакомление. Мотивация: разъяснение учащимся необходимости освоения техники броска; безошибочная демонстрация броска учителем или учеником, владеющим правильной техникой.

2

Разучивание.

1. Упражнение на координацию.

Задача: научить учащихся координировать свои действия в безопорном положении.

  • упражнение «лезгинка»: выпрыгивание вверх со сменой маховой ноги и выносом руками вверх:

 

Фронтально

От боковой линии до боковой.

Сделать акцент на быстрое вертикальное отталкивание, правильный вынос бедра, стопы (стопа «на себя»), выполнять с небольшим продвижением вперед: почти на месте.

  • без мяча;

  • с мячом.

2. Подводящие упражнения.

Задача: отработать ритм броска до автоматизма.

 

 

  • Из правосторонней стойки (левая нога впереди, правая сзади, мяч  справа «в кармане») выполнить 2-шаговый ритм.

Фронтально

Удар мяча направлять к впереди стоящей ноге (левой), после отскока привести мяч к груди или к подбородку (не опуская его), проговаривать ритм вслух: «правая – левая – бросок!»

  • То же из левосторонней стойки.

Фронтально

Удар мяча направлять к впереди стоящей ноге (правой), после отскока привести мяч к груди или к подбородку (не опуская его), проговаривать ритм вслух: «Левая – правая – бросок!»

 

  • Исходное положение (и.п.) то же, но с подбросом мяча перед собой:

– Справа;

– Слева.

Фронтально

Справа – поймать мяч под правую ногу.

Слева – поймать мяч под левую ногу.

  • И.п. правосторонняя, левосторонняя стойка. Выполнять ритм с атакой на кольцо.

 

С помощью учителя, учеников

При необходимости учитель может фиксировать левую (правую) стопу учащегося, чтобы движение начиналось с нужной ноги.

  • И.п. то же, но с подбросом мяча перед собой.

Групповой

 

3. Специальное упражнение.

Задача: облегчить учащимся переход от броска из стойки к броску в движении.

  • Выполнить 2-шаговый ритм в ходьбе с остановкой.

  • Без остановки.

  • То же в беге.

  • То же с атакой на кольцо.

Фронтально

Вести мяч без зрительного контроля до определенной отметки, акцент на последний удар мяча под шаг левой (правой) ноги. Темп медленный.

3

Закрепление.

Задача: выработать динамический стереотип выполнения броска в различных упражнениях.

  1. выполнить бросок с хода с передачи партнера (учителя):

  • справа;

  • слева;

  • по прямой.

Поточно

Мяч принимать на вытянутые руки, привести его к груди, при броске не разводить локти.

  1. Выполнить бросок с обводкой 3-секундной зоны:

  • Справа;

  • Слева.

Групповой

И.п. стоя на лицевой линии. Обозначить ворота стойками для подхода к кольцу под углом 45 градусов; считать попадания всей командой вслух. Ведение и бросок левой рукой.

  1. Передачи без ведения с атакой на кольцо.

В парах, 1/2 площадки

Выполнить бросок с третьей передачи.

  1. Передачи без ведения с атакой на кольцо, подбором и добиванием в кольцо.

В тройках

Бросок может выполнять любой игрок. Не нарушать 2-шаговый ритм.

  1. С ведением в беге по всем кольцам в зале:

    • справа;

    • слева.

Поточно

Вести мяч без зрительного контроля, выполнять бросок под углом 45 градусов к кольцу, подбор мяча – до отскока на площадку.

 

Учебная игра с целевым заданием. Цена броска – 4 очка, если мяч забит в движении с 2-х шагов.

 

 

4

Совершенствование.

  1. Броски с финтами:

    • ложная передача,

    • с поворотом на 360 градусов,

    • с проносом мяча вокруг корпуса;

    • на максимальной скорости;

    • с сопротивлением;

    • «с вертушкой» и т.д.

 

 

Типичные ошибки при выполнении броска в движении после двух шагов в баскетболе и методы их исправления

Ошибки

Методы исправления

1

Нарушение ритма броска:

  • Учащийся делает один шаг вместо двух;

  • Учащийся не попадает мячом под нужную ногу.

Повторить ритм из стойки; в ходьбе с ведением, делая  акцент на последний удар мяча  под шаг правой (левой) ноги: он должен быть более сильным. При броске справа проговаривать вслух алгоритм «правая – левая – бросок!»; при броске слева соответственно «левая – правая – бросок!».

2

Учащийся неправильно отталкивается, перемещаясь не вверх к кольцу, а вперед, т.е. не может перевести горизонтальную скорость в вертикальную.

Повторить упражнение «лезгинка». В разминке многократно выполнять имитацию прыжка под щитами в беге (темп медленный). Обратить внимание учащегося на ритм броска: первый шаг длинный, второй – короткий, стопорящий. Ключевая фраза при объяснении ученику его ошибки: «Где оттолкнулся – там и приземлись».

3

Нарушение правил игры в баскетбол - «Опасная игра!»: при отталкивании учащийся задерживает разгибание маховой ноги, выхлестывает голень вперед.

Повторить упражнение «лезгинка» с более быстрым приземлением на две ноги.

4

Учащийся выполняет бросок глубоко под кольцом.

Вести мяч без зрительного контроля, смотреть на кольцо, что позволит правильно выбрать место отталкивания.

5

Учащийся преждевременно выполняет бросок мяча в корзину, не достигнув максимальной точки взлета. Поэтому мяч попадает в щит, а не в кольцо.

Ключевая фраза при объяснении ученику его ошибки: «Бросай мяч, когда опускаешься». Еще раз обратить внимание учащегося на ритм броска: первый шаг длинный, второй более короткий, стопорящий.

6

При выполнении броска учащийся размахивает руками.

Мяч ловить на вытянутые руки, т.к. время приведения мяча и двух шагов будет равным, и руки не будут выполнять размахиваний.

7

При броске в кольцо контролировать:

Выполнение броска от головы;

Полное разгибание локтя;

Правильную работу кисти, т.е. придать мячу обратное вращение;

При бросках справа и слева предпочтительно играть через щит.

 

Для создания у обучающихся представления о технике броска с 2 шагов на первом занятии демонстрируется презентация «Бросок с 2 шагов .( в составе методического оснащения образовательного учреждения ).

  1. Контрольные нормативы


Возраст, лет

Уровень подготовленности

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Броски в движении после ведения (из 5 раз)

12

4

3

2

3

2

1

13

4

3

2

4

2–3

1

14

4

4

3

4

2–3

1

15

5

4–5

3

5

3–4

2

16

5

4–5

3

5

3–4

2

17

5

4–5

3

5

3–4

2



7 . Описание материально – технического обеспечения программы

Для реализации образовательной программы используются:




п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

1

Библиотечный фонд

1.3

Учебная научная, научно-популярная литература по баскетболу

А

В составе методического кабинета

1.4

Методические издания по баскетболу для учителей

1.«Баскетбол :теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И. Нестеровский, ИЦ «Академия,2007»

2.«Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А. Водянникова, В.Б. Гаптов, Москва,1984

3.«Физическая культура»Л.Е. Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001

4.«Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.

5..«Физическое воспитание учащихся 5-7 классов :Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,

6. Баскетбол: учебник для ИФК/ Н.В.Семашко [и др.]; под общ.ред. Н.В.Семашко. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 264 с.

7. Бондарь, А.И. Баскетбол в школе / А.И. Бондарь, Г.Л Островский. — Мн.: Народная асвета, 1981. —144 с.

8.Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера / А.Я. Гомельский. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 215 с.

9.Колос, В.Н. Баскетбол: теория и практика / В.Н. Колос. - Мн.: Полымя, 1988. - 167 с.

Методические издания для обучающихся

  1. Бондарь, А.И. Учись играть в баскетбол / А.И. Бондарь. — Мн.: Полымя, 1986. — 127 с.

  2. Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я. Гомельский. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

  3. Костикова, Л.В. Баскетбол. (Азбука спорта) / Л.В. Костикова. – М.: Физкультура и спорт, 2002 – 176 с.

  4. Кузин, В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения. (Спорт в рисунках) / В.В. Кузин, С.А. Полиевский. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 136 с.

  5. Яхонтов, Е.Р. Юный баскетболист / Е.Р. Яхонтов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 178 с.




А

В составе методического кабинета

2

Технические средства обучения

2.1

Аудиоцентр с системой озвучивания спортивного зала и площадки

А

В составе материально-технического оснащения образовательного учреждения

2.2

Мегафон

А

2.3

Радиомикрофон

А

2.4

Сканер

А

2.5

Принтер

А

2.6

Мультимедиапроектор

А

2.7

Экран

А

3

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

4.1

Кабинет для проведения аудиторных занятий

В

В составе материально-технического оснащения образовательного учреждения

4.2

Спортивный зал с баскетбольной разметкой

В

4.3

Площадка для игр подготовительных к баскетболу на открытом воздухе

В

4.4

Медицинская аптечка

А

В составе тренерского кабинета

4.5

Мячи баскетбольные

Б

4.6

Насос с иглой для надувания мячей


А

4.7

Щиты баскетбольные


В

В составе материально-технического оснащения образовательного учреждения

4.8

Щиты тренировочные навесные с кольцом и сеткой


В

4.9

Конусы для обводки


В

А - демонстрационный экземпляр, Б – комплект (на каждого учащегося), В – комплект, необходимый для практической работы в группах





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кузнецова Ольга Владимировна, Тутуева Зоя Львовна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 319995


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства