Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «Баскетбол» по физической культуре в 7 классе»
МБОУ CОШ № 1
г. Павлово Нижегородской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
«Баскетбол»
по физической культуре в 7 классе
на основе программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания». Автор В.И Лях, М.: «Просвещение» 2007г.
Автор: учитель физкультуры
МБОУ СОШ №1 г.Павлово
Катков Евгений Николаевич
г. Павлово, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………… 3
1.Цели, задачи..…………………….... …………………………… 4
2.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ……………. .. 5
3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы ………… 6
4.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся ……………………… 8
6.Календарно-тематическое планирование по разделу «Баскетбол».…………………………….………………………… 13
7.Разработка урока ………………………………………………….. 14
8.Самоанализ урока…………………………………………………… 19
Список литературы …………………………………………………. 20
Пояснительная записка
Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре в 7 классе «Баскетбол» разработана на основе примерной программы по физической культуре, утвержденной приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 № 1089 и авторской учебной программы « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (автор В.И. Лях М.: Просвещение, 2007г).
В школьной программе по физической культуре этот раздел введен обязательным разделом с 5-го по 11-й классы.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Уроки по баскетболу проводятся в школе двумя блоками: в конце первой четверти и в начале четвертой четверти в объеме 12 часов в 5-х классах.
Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развитие физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей. Особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программой предусмотрено: овладение учащимися основными техническими приемами и тактическими действиями; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых качеств. Система уроков по баскетболу в школе должна иметь инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов стали активными помощниками учителя в организации внеклассной, спортивно-массовой и оздоровительной работы со школьниками младших классов.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей. Одновременно игра оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.),воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласований индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
1. Цели и задачи раздела
Цель: научить детей владеть технико-тактическим приемам игры, осознанно изучать и понимать значение выполняемых заданий и упражнений, целенаправленное влияние их на организм.
Задачи:
Образовательные:
Изучение терминологии и правил игры, техники безопасности на занятиях баскетболом.
Изучение истории возникновения и особенностей развития баскетбола как виде спорта.
Обучение и совершенствование техники и тактики игры.
Оздоровительные:
Содействовать гармоничному физическому развитию.
Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.
Укреплять здоровье школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.
Воспитательные:
Воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях баскетболом.
Привитие организаторских и инструкторских навыков проведения занятий, судейства спортивных соревнований для оказания помощи учителю.
Воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
2. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Ученики 7 класса относятся к периоду «средний школьный возраст – подростковый». Этот возраст (от 13 до 14 лет) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Оно сказывается в отношении к окружающим, характере восприятия внешних влияний, отношении к себе, самооценке.
Поведение семиклассников внешне проявляется в заметном обособлении девочек и мальчиков, неодинаковости эмоциональных реакций и разном времяпрепровождении. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым.
Душевный мир подростка можно охарактеризовать психологией полуребенка – полувзрослого. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Вызов, противодействие, некоторая отчужденность провоцируют упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Одна из самых серьезных проблем этого возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с поступками, действием, поведением.
Восприятие более целенаправленно, планомерно и организованно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту.
Подростки излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо скоординированы. Это время пробуждения энергии, повышенной активности, роста самостоятельности. Запасы энергии расходуются не только в играх и учении, но и в практически значимых действиях. Идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности.
В 7 « Б» классе обучается 25 человек (12 мальчиков и 13 девочек).
В классе сложились доброжелательные отношения между учащимися, благоприятный психологический климат. Все учащиеся достаточно общительны, дисциплинированы.
Наблюдение показало, что в классе наибольшим авторитетом пользуются 9 человек (36%). Остальные находятся в равном положении друг к другу.
В классе наблюдается эмоционально положительный настрой. Восприятие отношений учитель – ученик как уважительных, доверительных, но сохраняющих их автономность.
В процессе работы был сделан вывод о том, что у 18 (72%) учащихся сложилась адекватная самооценка, у 4 (16%) учащихся она завышена, а у 3(12%) – занижена.
Несмотря на то, что подавляющее большинство класса имеет подготовительную медицинскую группу (23 (92%) учащихся), класс в целом показывает высокий уровень физического развития. 17 (68%) человек регулярно посещают спортивные секции, активно участвуют в различных спортивных соревнованиях.
По уровню физической подготовленности учащихся можно разделить на три группы:
1 группа – дети с высоким уровнем физической подготовленности – 13 человек (52%)
2 группа – дети со средним уровнем физической подготовленности –8 человек (32%)
3 группа – дети с низким уровнем физической подготовленности – 4 человека (16%)
3. Ожидаемые результаты освоения раздела.
В результате изучения раздела «Баскетбол» учащиеся получают знания и умения в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физкультуре. Учащиеся должны:
знать:
значение баскетбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма;
правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
основное содержание правил соревнований по баскетболу, жесты баскетбольного судьи;
основы истории возникновения и развития баскетбола как вида спорта;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи;
уметь:
выполнять технические приемы и тактические действия;
правильно осуществлять технико-тактические действия, использовать их в условиях игровой и соревновательной деятельности;
соблюдать правила безопасности и меры профилактики травматизма на уроках;
оказывать первую помощь при травмах;
контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях баскетболом;
играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
самостоятельно составлять календарь соревнований, вести протокол игры и выполнять судейство.
Оценка успеваемости.
Оценка успеваемости по физической культуре в 7 классе включает в себя качественные и количественные показатели:
степень владения двигательными умениями и навыками;
уровень соответствующих знаний;
выполнение учебных нормативов.
Степень владения двигательными умениями и навыками оценивается следующим образом:
«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;
«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом были допущены две незначительные ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;
«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движениях – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя – тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.
Уровень соответствующих знаний оценивается следующим образом:
«5» - ставится если:
- полно, осознанно и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;
- рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов(анализа, сравнения, обобщения и выводов);
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
«4» -ставится если:
- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения в последовательности, искажение, 1-2 неточности в ответе при использовании научных терминов.
«3» - ставится если:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий не достаточно четкие;
-не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;
- допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определенных понятиях.
«2» - получает тот, кто:
- не раскрыл основное содержание учебного материала;
- не дал ответы на вспомогательные ответы учителя;
- при проверке выполнения Д. З. не ответив ни на один из вопросов;
-допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.
При выполнение учебных нормативов может оцениваться как абсолютный результат, так и степень прироста того или иного физического качества у конкретного учащегося.
4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Любая педагогическая задача может быть успешно решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой учителем. По мере накопления педагогического опыта складывается свой определенный комплекс методов и приемов обучения, предполагающий организацию деятельности школьников. При обучении детей баскетболу я использую следующие технологии :
технология обучения игровым приемам;
игровые и соревновательные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Главное преимущество использования этих технологий на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся, воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку.
4.1.Технология обучения игровым приемам.
В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических методов и средств решаются конкретные дидактические задачи.
1).Ознакомление с приемом.
Задача: создать четкое представление об изучаемом элементе техники.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Средства обучения: сообщение сведений о приеме, его месте и значении в игре; показ правильной техники выполнения приема.
2).Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях.
Задача: освоить основную структуру игрового приема.
Методы обучения: практический (целостного и расчлененного упражнения).
Средства обучения: подводящие упражнения, базирующиеся на последовательном пофазном воспроизведении исходного положения, основных звеньев и деталей техники приема, включая фиксацию «граничных поз» (расположения звеньев тела в момент смены подготовительной, основной и завершающей фаз движения); выполнение приема при искусственном ограничении степеней свободы и амплитуды движения; выполнение приема на контролируемой скорости.
3).Углубленное разучивание приема.
Задача: освоить детали техники выполнения приема.
Методы обучения: практический (целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники); игровой и соревновательный.
Средства обучения: целостное выполнение разновидностей приема на соревновательной скорости; упражнения в усложненных условиях (без зрительного контроля, с пространственно-временными ограничениями, в условиях условного противодействия); воспроизведение приема в сочетании с другими игровыми действиями; соревнования на быстроту и точность выполнения.
4).Целостное формирование двигательного навыка.
Задача: взаимосвязано совершенствовать технику и развивать специфические физические качества, необходимые для эффективной реализации данного игрового приема.
Методы обучения: сопряженных воздействий, круговой тренировки, игровой.
Средства обучения: упражнения сопряженного характера; чередование упражнений на технику и на развитие физических способностей; игровые задания комплексного характера; эстафеты и подвижные игры, предполагающие максимальную реализацию физического потенциала и качественное выполнение приема.
5).Ситуационное изучение приема.
Задача: совершенствовать технику в условиях, приближенных к игровым.
Методы обучения: практический (целостного упражнения); моделирование ситуаций игрового противоборства.
Средства обучения: упражнения с воспроизведением конкретного приема в заданных ситуациях или с его вариативным применением в ответ на изменение обстановки (зрительный, звуковой сигнал); выполнение приема в ситуациях активного противодействия; взаимодействие с партнером в условиях. Моделирующие игровые.
6).Закрепление приема в игре.
Задача: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства.
Методы обучения: игровой, соревновательный.
Средства обучения: упражнения соревновательного характера; подвижные, подготовительные и учебные двусторонние игры, включая игры с целевым изменением правил.
4.2.Игровые и соревновательные технологии
Игровая деятельность в баскетболе представляет собой целостное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических действий, физических психических компонентов подготовленности участников в условиях постоянно изменяющихся игровых ситуаций. Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий, игровой метод и соревновательный метод.
1).Метод сопряженных воздействий.
В основе этого метода заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей учащихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные отношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.
2).Игровой метод
Этот метод может быть представлен упражнениями в игровой форме или игрой. Существуют два основных подхода к применению игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1)путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адекватности между ними; 2)применение игр с использованием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичным специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.
Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражнениях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.
3).Соревновательный метод.
Основу этого метода составляет повышение эффективности педагогического процесса путем применения специально организованной соревновательной деятельности. Он может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состязания должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в возможности создавать условия двигательной деятельности, максимально приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предшествующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности играющего.
С целью избирательного воздействия на компоненты игровой деятельности соревновательный метод может применяться усложнением или облегчением условий состязаний в сравнении с официальными правилами игры в баскетбол. Наиболее распространенными методическими приемами изменения правил в учебных играх являются:
уменьшение или увеличения площади взаимодействия игроков при выполнении игровых действий.
уменьшение или увеличение количественного состава противоборствующих команд.
введение в ходе соперничества дополнительной специфической информации: игра двумя мячами, условно-зрительные или звуковые сигналы, изменяющие регламент игровых действий (например, по сигналу - поднятая рука педагога – соперники меняются корзинами и т. п.).
наложение ограничений на выполнение отдельных игровых действий: строгий лимит передач или попыток использования дриблинга; полное запрещение отдельных игровых приемов (например, игра без ведения мяча); предварительное программирование количества ходов разыгрываемой игровой фазы, ее содержания или способа завершения (например, атаку завершать только броском мяча в прыжке и т.п.).
введение временных ограничений на отдельные фазы игровых действий или изменения продолжительности противоборства: сокращение времени на вывод мяча в передовую зону, уменьшение или увеличение времени на атаку; варьирование продолжительности отдельных периодов игры или всей игры.
игра с гандикапом: скрытое или объявленное преимущество одной из соперничающих команд в заброшенных мячах или командных фолах, игра в численном меньшинстве и т.д.
Выбор средств и методов игровой деятельности необходимо строго соизмерять с этапом обучения, его основными задачами и уровнем подготовленности занимающихся. Так, недопустима как недооценка, так и переоценка значимости игрового и соревновательного методов как наиболее эффективных средств педагогического воздействия. Существует мнение, что около половины учебного времени на начальном этапе обучения следует проводить посредством игрового метода. В то же время чрезмерное увлечение учебными двусторонними играми, без достаточного освоения школы техники и тактики может только навредить дальнейшему росту игрового мастерства.
К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на:
возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);
вариативности методов и форм обучения;
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
обучении в малых группах;
использовании наглядности;
сочетании различных форм предоставления информации;
создании эмоционально благоприятной атмосферы;
формировании положительной мотивации к учебе
В своей работе я устанавливаю взаимосвязь с медицинским работником школы, знакомлюсь с результатами медицинских осмотров детей, учитываю в работе показания медработников в листе здоровья школьников.
В процессе обучения использую:
фронтальную форму обучения (учитель управляет учебно – познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей, определяет единый для всех темп работы);
групповую форму обучения (учитель управляет учебно – познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса);
индивидуальную форму обучения (ученик самостоятельно выполняет задание, данное учителем).
6. Календарно-тематическое планирование по разделу «Баскетбол».
Для реализации раздела «Баскетбол» учебной программы по физкультуре в 7 классе мною разработано поурочное планирование на 26 учебных часов:
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
1.
Техника безопасности на уроках баскетбола. Защитная стойка.
1
2.
Перемещение в защитной стойке. Переводы мяча перед собой.
1
3.
Защитные действия при опеке игрока, не владеющего мячом.
1
4.
Защитные действия при опеке игрока, владеющего мячом. Игра 1х1 по всей площадке.
1
5.
Остановка в два шага, повороты с мячом.
1
6.
Остановка прыжком, повороты с мячом.
1
7.
Ведение с изменением направления. Переводы мяча.
1
8.
Бросок мяча в движении после передачи.
1
9.
Бросок мяча в движении после ведения.
1
10.
Передачи мяча на месте и со сменой мест.
1
11.
Передачи мяча со сменой мест в тройках.
1
12.
Передачи мяча в движении.
1
13.
Тактические действия при быстром нападение 2х1.
1
14.
Тактические действия при быстром нападение 2х1. Переводы мяча.
1
15.
Быстрое нападение 2х1. Бросок мяча с места.
1
16.
Штрафной бросок. П/и «Школа».
1
17.
Учебная двусторонняя игра.
1
18.
Выбивание мяча.
1
19.
Вырывание мяча.
1
20.
Перехват мяча.
1
21.
Борьба за мяч, не попавший в кольцо. Постановка спины.
1
22.
Бросок мяча с места с пассивным сопротивлением. Постановка спины.
1
23.
Бросок мяча с места с активным сопротивлением. Постановка спины.
1
24.
Взаимодействие при вбрасывании мяча с лицевой линии .
1
25.
Взаимодействие при вбрасывании мяча с лицевой линии.
1
26.
Двусторонняя игра.
1
7. Разработка урока.
Тема: Передачи мяча на месте и со сменой мест.
Цель урока: совершенствование передачи двумя руками от груди в игровых условиях.
Задачи урока:
1.Повторить технику выполнения передачи двумя руками от груди с места в парах.
2.Закрепить технику выполнения передачи двумя руками от груди со сменой мест в группах.
3.Развитие скоростных и координационных качеств.
4.Воспитание нравственных и волевых качеств.
Тип урока: повторение и закрепление знаний, умений, навыков.
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая.
№п/п
Содержание урока
Дозировка
Деятельность учителя
Деятельность учащегося (ожидаемый результат)
1.
Подготовительная часть.
13мин.
1.1.
Построение, сдача рапорта, сообщение задач урока.
1мин.
Взаимное приветствие с учащимися, учитель проверяет наличие спортивной формы, ставит задачи на урок, давая краткие пояснения.
Построение учащихся. Сдача рапорта физоргом учителю. Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»
1.2.
Строевые упражнения.
0.5мин
Подаются команды: «Направо!», «Налево!», «Кругом!». Следить за выполнением команд.
Учащиеся выполняют строевые упражнения.
1.2.
Разнообразная ходьба: на носках, на пятках, в полном приседе.
1мин.
Учитель дает команды о смене вида ходьбы, следит за осанкой учащихся.
По команде учителя учащиеся начинают идти по залу, по сигналу меняя вид ходьбы.
1.3.
Разнообразный бег: равномерный, с изменением направлений, спиной вперед, с ускорениями.
2.5мин.
Учитель дает команды о направлении движения. Обращает особое внимание выполнение бега спиной вперед
Учащиеся бегут по залу, изменяя направление и скорость движения по звуковому сигналу (свистку) учителя.
1.4.
Перемещение в защитной стойке.
2мин.
Учитель указывает место выполнения, дистанцию, исправляет ошибки в технике: ноги не скрещивать, не подбивать, не выпрямлять.
Учащиеся выполняют перемещение в защитной стойке приставными шагами правым и левым боком в одном направлении, а обратно возвращаются шагом.
1.5.
ОРУ в парах с баскетбольными мячами.
6мин.
Учитель перестраивает класс в пары, демонстрирует с пояснениями технику выполнения упражнений, отслеживает правильность выполнения, показывает, какую ошибку выполняют учащиеся, и поясняет, демонстрируя, как ее устранить.
Учащиеся выполняют комплекс обще-развивающих упражнений в парах с баскетбольными мячами.
2.
Основная часть.
22мин
2.1
Передача двумя руками от груди на месте в парах.
1мин.
Учитель напоминает учащимся технику выполнения передачи двумя руками от груди, обращая внимание на возможные ошибки: локти не разводить, кисти не разворачивать, передачу давать параллельно полу, отслеживает правильность выполнения.
Учащиеся в парах выполняют передачу мяча двумя руками от груди на месте, слушая указания учителя и исправляя ошибки в технике.
2.2
Передача двумя руками от груди с отскоком от пола на месте в парах.
1мин.
Учитель напоминает учащимся технику выполнения передачи двумя руками от груди с отскоком от пола, обращая внимание на возможные ошибки: локти не разводить, кисти не разворачивать, мяч не поднимать выше груди, направлять в пол ближе к партнеру, отслеживает правильность выполнения.
Учащиеся в парах выполняют передачу мяча двумя руками от груди с отскоком от пола на месте, слушая указания учителя и исправляя ошибки в технике.
2.3.
Передача двумя руками от груди со сменой мест во встречных колоннах.
2мин.
Учитель объединяет учащихся в четверки и на примере одной группы демонстрирует с пояснениями технику выполнения упражнения, заостряя внимание учащихся на том, что бег можно начинать только после передачи мяча партнеру.
Учащиеся перестраиваются в группы по 4 человека (две пары напротив друг друга). По команде учителя первый учащийся выполняет передачу мяча партнеру напротив и перебегает во встречную колонну, внимательно следя за тем, что сначала выполняется передача, а потом бег.
2.4.
Передача двумя руками от груди со сменой мест по всей площадке.
5мин.
Учитель перестраивает класс, демонстрирует с пояснениями технику выполнения упражнения, заостряя внимание учащихся на том, что бег можно начинать только после передачи мяча партнеру, а так же, внимательно следили за следующей передачей.
Учащиеся перестраиваются согласно указанием учителя. По команде учителя первый учащийся выполняет передачу мяча второму и перебегает на его место, второй – третьему и т.д., внимательно следя за тем, что сначала выполняется передача, а потом бег.
2.5.
Учебная двусторонняя игра (без ведения).
13мин.
Учитель делит класс на 4 команды и проводит мини-турнир (4 игры по 3 мин.) по правилам баскетбола с распределением мест, но запрещая ведение мяча (продвигаться в передовую зону можно только за счет передач).
Учащиеся играют в баскетбол, закрепляя в игровых условиях навыки выполнения передачи двумя руками от груди.
3.
Заключительная часть.
5мин.
3.1.
Равномерный бег.
1мин.
Учитель дает команду: «За направляющим легко бегом марш!»
По команде учителя «За направляющим легко бегом марш!» учащиеся бегут вокруг зала, выстраиваясь за направляющим в колонну по одному.
3.2.
Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.
1мин.
Учитель дает команду: «Шагом марш!» и показывает 2-3 упражнения на восстановление дыхания.
По команде учителя «Шагом марш!» учащиеся переходят на ходьбу и делают упражнения на восстановление дыхания.
3.3.
Упражнения на внимание.
1мин.
Учитель показывает упражнение на внимание.
Учащиеся выполняют упражнение на внимание.
3.4.
Построение, подведение итогов урока.
2мин.
Построение учащихся, подведение итогов урока.
8. Самоанализ урока.
Данный урок составлен в соответствии с требованием программы, а так же с учетом индивидуальных возможностей учащихся. При постановке целей и задач урока учтены программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся. Структура урока вполне соответствует его цели и типу, время по этапам урока распределено рационально.
Выбран вполне оптимальный темп ведения урока, обеспечена взаимосвязь этапов урока. Важным для эффективности урока является организация начала и конца урока, что так же учтено.
Содержание изучаемого материала связано с потребностями и интересами ученика. Данный урок позволяет совершенствовать двигательные умения, развивать скоростные и координационные способности.
В ходе урока использованы соревновательный, наглядный, словесный, практический методы для повышения интереса учащихся и оказывает положительное влияние на достижение цели и задач урока. В ходе урока была организована опора на предыдущие знания. Урок отличается высокой степенью активности и работоспособности учащихся, а так же положительной атмосферой и заинтересованностью всех участников урока.
Список литературы.
Кукушкин В.С. Теория и методика физической культуры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Кульневич С.В. Анализ современного урока. – М.: Учитель, 2005.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения .М.,1981