kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа оздоровительного направления "Школа - территория здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Школа 0 территория здоровья носит комплексный характер, предназначена для учащихся 1-11 классов СОШ, с целью укрепления здоровья, развития психофизических качеств, формирования навыков и потребностей ЗОЖ.

Просмотр содержимого документа
«Программа оздоровительного направления "Школа - территория здоровья"»


Пояснительная записка


Исходя из данных медицинского осмотра учащихся нашей школы за последние годы, наблюдается рост количества учащихся с заболеваниями сердечно – сосудистой системы, органов зрения и костно - мышечной. Среди причин, повлекших за собой такие показатели, вполне могут быть наследственность, экологический фон, условия жизни ребёнка. При этом существуют так же факторы внутришкольной среды, влияющие на здоровье ученика: недостаточное освещение, дефицит двигательной активности, недостаток релаксации во время пребывания в образовательном учреждении, интенсификация образования, введение средств обучения, основанных на новых информационных технологиях.

Анализ состояния здоровья наших школьников и возможных причин, влияющих на его уровень, показал необходимость создания Программы «Школа - территория здоровья», которая в свою очередь определяла бы основные направления деятельности школьного коллектива.

В основу обоснования программы легли следующие предпосылки:

Детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни и т.д. – наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего педагогического процесса.

Основной замысел Программы предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения детей и подростков в образовательном учреждении, формирование единых ценностных установок и подходов к здоовьесбережению учащихся.

И сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, ес­ли рядом с ними будут родители, своим примером по­казывающие ценность здоровья и значимость здоро­вого образа жизни.

Родителям необходимо хорошо знать исходное физи­ческое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной програм­мы физического воспитания учащихся образовательного учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков перво­степенное значение имеет преодоление гиподина­мии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелет­ной мускулатуры, препятствующей нарушению осан­ки, появлению плоскостопия и других отклонений в со­стоянии здоровья.

Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получают домашние задания по фи­зической культуре, выполнение которых — неотъемле­мая черта здорового образа жизни. А родители, хоро­шо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут спо­собствовать его оздоровлению, физическому разви­тию, освоению двигательных навыков. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Таким образом, программа «Школа - территория здоровья!», носящая ком­плексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации, школь­ных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физическо­го развития детей.





Цель реализации программы:

Подготовка сознания школьников, готового к воплощению в своей жизни основ здорового образа жизни.


Задачи:

- создание условий жизнедеятельности образовательного учреждения, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.

- формирование информационной базы по состоянию здоровья детей и подростков.

- разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни

- введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и крепления здоровья.

- формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.

- укрепление связей с медицинскими и другими учреждениями города, способствующими укреплению здоровья детей и подростков.

- просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.

- методическое обеспечение процесса оздоровления учащихся.






Основные подходы к организации здоровьесбережения учащихся:

Формирование основ здорового образа жизни учащихся

Охрана здоровья учащихся


Оптимизация образовательного процесса



Формирование данных по состоянию здоровья учащихся

Оптимизация образовательного процесса



Использование здоровьесберега-ющих технологий



Охрана здоровья учащихся



Организация сопровождения учащихся






Функциональные ресурсы различных категорий работников школы

1.Функции  медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;

  • медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;

  • выявление учащихся специальной медицинской  группы.

2. Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения  и ее контроль;

  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

  • организация работы психологической  службы в школе.

3. Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактических работы с родителями;

  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

  • организация и проведение исследования уровня физического и психологического здоровья учащихся;

  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 Участники программы:

  • учащиеся

  • педагогическое сообщество

  • родители

  • школьный психолог

  • социальные партнеры (Детская городская больница)

Этапы реализации программы «Школа - территория здоровья»

Первый этап: Подготовительный (сентябрь)

  1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.

  2. Подготовка программно-методического обеспечения.

  3. Ознакомление родителей и учащихся с Программой «Школа – территория здоровья» Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы «Школа - территория здоровья»

  4. Второй этап: Практический (сентябрь - июнь)

Реализация Программы «Школа - территория здоровья»

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (июнь).

  1. Анкетирование родителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы.

  2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации Программы «Школа - территория здоровья»

  3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся школы на здоровый образ жизни.

  4. Обсуждение итогов реализации Программы «Школа - территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.

  5. Коррекция Программы «Школа - территория здоровья» по итогам реализации с целью внесение поправок на следующий учебный год.

Публикации, распространение опыта.

Планируемые результаты теоретических знаний основ здоровья.

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

- знание основ личной

гигиены, выполнение  правил гигиены;

- владение основами

личной гигиены и

здорового образа

жизни.

- знание основ строения и

функционирования организма человека;

- знание изменений в организме человека в

пубертатный период;

- умение оценивать свое

физическое и   психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- гигиена умственного

труда.

- стремление к самосовершенствованию,   саморазвитию и профессиональной пригодности  через физическое  совершенствование и

заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности

для здоровья и   дальней-

шей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека;

-способность вырабатывать индивидуальный  образ

жизни;

- гигиена умственного труда.


Предполагаемые практические результаты:

  1. Снижение показателей заболеваемости детей.

  2. Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

  3. Повышение качества и уровня обучения школьников.

  4. Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

  5. Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

  6. Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

  7. Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

Конечный результат: выпускник овладеет знаниями, умениями и навыками ЗОЖ, приобретет потребность применять их в повседневной жизни.

Методы контроля над реализацией программы:

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.


  • проведение заседаний Методического объединения классных руководителей;

  • посещение и взаимопосещение уроков, открытых мероприятий;

  • создание методической копилки опыта;

  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.

  • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

Основные направления деятельности программы:

* Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

  • проведение физкультминуток;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

  • планомерная организация питания учащихся;

  • реабилитационную работу:

    • обязательное медицинское обследование;

    • мероприятия по очистке воды.

* Просветительское  направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,

  • алкоголизма, наркомании;

  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,

  • алкоголизма, наркомании;

  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,

познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел попрофилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

* Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности, форм и методов в организации учебной деятельности;

  • предупреждение проблем развития ребенка;

  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

  • совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности

  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся


* Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболева-

ний и приобщение к здоровому досугу;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к

формированию здорового образа жизни учащихся;

  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы

к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.



* Диагностическое  направление предполагает:

  • проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выявляются общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

  • режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

План основных мероприятий

Программы «Школа - территория здоровья»


Название мероприятий

Сроки

1. Формирование единой информационной базы данных о состоянии здоровья детей и подростков.

Сентябрь

3. Внедрение в практику образовательного процесса инновационных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания школьников.

Сентябрь Июнь

5. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся и ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Сентябрь Июнь

6. Создание системы спортивно-оздоровительной работы.

Сентябрь Июнь

12. Мониторинг состояния здоровья учащихся.

Сентябрь Июнь

13.Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся на здоровый образ жизни.

Сентябрь Июнь

14. Мониторинг удовлетворённости организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей.

Сентябрь Июнь







План деятельности реализации программы по направлениям работы.

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат

и выполнение

1.

Медицинское направление 

1.1.

Медико-педагогическая экспертиза:

- анализ основных характеристик  состояния здоровья детей в школе;

-выявление учащихся специальной медицинской  группы;

-ведение строгого учета детей по группам здоровья.

Формирование групп здоровья по показателям.

фельдшер

 

 

В течение учебного года

Медицинские карты, листы здоровья в классных

журналах

1.2.

Проведение  медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов.

фельдшер

 

 

ежегодно

план

медосмотров

1.3.

Обеспечение и организация профилактических прививок  учащихся.

фельдшер

 

 

В течение учебного года

план прививок

1.4.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.

фельдшер

 

 

сентябрь

классные

журналы

1.5.

Анализ случаев травматизма в школе.

 

Фельдшер

Зам. директора УВР, ВР

В течение учебного года

материалы

отчетов

1.6.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

Фельдшер

Зам. директора УВР, ВР

В течение учебного года

материалы

отчетов

1.6.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

фельдшер


ежедневно в течение года

 

1.7.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим

требованиям:

проветривание;

освещение;

отопление

вентиляция

уборка

фельдшеручителя, зав. АХЧ



ежедневно в течение года

 

1.8.

Рациональное расписание уроков, не допускающее

перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

Зам. директора

по УВР

В течение учебного года

справка по оценке расписания

1.9.

Постоянный контроль за школьной столовой.

фельдшер,

директор школы

ежедневно в течение года

 

2.

Просветительское направление 

2.1.

Организация просветительской работы с родителями (родительские собрания).

Кл. рук-ли

1 раз в четверть

План работы

2.2.

Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

администрация школы

В течение учебного года

план работы

2.3.

Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).

Кл. рук.

в течение учебного года

план работы

2.4.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

заместитель директора

В течение учебного года

план работы

2.5.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

учителя-предметники

в течение года

планы

уроков

3.

Психолого-педагогическое направление 

 

3.1.

Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

 

администрация школы

 

ежегодно

 план работы

3.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:

- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;

- выявление профессиональных

интересов учащихся и

способностей с целью

профессионального

самоопределения;

-  разработка и внедрение системы медико-физиологического   контроля за адаптацией учащихся    к различным формам   обучения.

психолог школы,

фельдшер

кл. рук.

ежегодно

план работы психолога

3.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.  

психолог школы

ежегодно

план работы психолога

3.4.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

учителя-предметники

ежегодно

планы

уроков

4.

Спортивно-оздоровительное направление 

4.1.

Организацию спортивных мероприятий.

 

учитель физ. культуры

ежегодно

план работы

4.2.

Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Зам.директора по ВР


ежегодно

план работы кружков и секций

4.3.

Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы  к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Зам.директора

ежегодно

план работы

4.4

План спортивно массовых мероприятий

2018-2019 учебный год

1

Первенство школы по летнему многоборью ВФСК ГТО

Учитель физкультуры, классные руководители

Сентябрь

итоговый протокол

2

День здоровья «Туристическими тропами»

Зам. директора по ВР, вожатая, учитель физкультуры, классные руководители

Сентябрь

итоговый протокол

3

Кросс «Золотая осень»

(выполнение норм ГТО) 5-11 классы


Учитель физкультуры, классные руководители

Октябрь

итоговый протокол

4

Первенство школы

по мини-футболу 5-11 классы

учитель физкультуры

совет физкультуры


Октябрь

итоговый протокол

5

Весёлые старты с элементами футбола 1-4 классы

учитель физкультуры

совет физкультуры

Октябрь

итоговый протокол

6

Праздник спорта и здоровья «Веселые старты» 5-6 класс

вожатая, учитель физкультуры,

совет физкультуры

Октябрь

итоговый протокол

7

ШБЛ КЭС-БАСКЕТ – школьный этап 5-11 классы.

учитель физкультуры

совет физкультуры

классные

руководители

Ноябрь

Декабрь

итоговый протокол

8

Весёлые старты с элементами баскетбола 1-4 классы.

учитель физкультуры

совет физкультуры

классные

руководители

Декабрь

грамоты победителям

9

День здоровья 1-11 классы.

«Всемирный день борьбы со СПИДом»

классные

руководители

01.12.17г.

итоговый протокол

10

«Лыжня России»

Зимний фестиваль комплекса ГТО

учитель физкультуры

совет физкультуры

классные

руководители

Январь

Февраль

итоговый протокол

11

«Игры разума» - первенство школы по шашкам /по желанию с 1 по 11 класс./

учитель физкультуры

классные руководители

Январь

грамоты победителям

12

Первенство школы по шахматам «Белая ладья».

Руководитель кружка

Март

грамоты победителям

13

Первенство школы по настольному теннису 5-11кл.

учитель физкультуры

совет физкультуры

Март

грамоты победителям

14

Первенство школы по волейболу

2 - 11 класс.

учитель физкультуры

совет физкультуры

Март

грамоты победителям

15

Президентские состязания.


учитель физкультуры

совет физкультуры

Апрель

итоговый протокол

16

Соревнования по летнему многоборью комплекса ГТО

Подведение итогов

учитель физкультуры

совет физкультуры

Май

итоговый протокол

17

«Победная миля» легкоатлетическая эстафета по улицам села




Зам. директора по ВР, вожатая, учитель физкультуры, классные руководители

Май

грамоты победителям

18

День здоровья «Безопасное колесо»

1-7 класс

вожатая, учитель физкультуры, классные руководители

Май

грамоты победителям

5.

Диагностическое направление 

5.1.

Мониторинг состояния здоровья детей.

Фельдшер

Зам. директора по ВР, кл. рук.

ежегодно

результаты мониторинга















































8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа оздоровительного направления "Школа - территория здоровья"

Автор: Никитина Наталия Анатольевна

Дата: 03.08.2020

Номер свидетельства: 555307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа «Спорт! Молодость! Здоровье!» "
    ["seo_title"] => string(35) "proghramma-sport-molodost-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "115341"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411927773"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Проект программы летнего оздоровительного лагеря "Город здоровья" "
    ["seo_title"] => string(74) "proiekt-proghrammy-lietniegho-ozdorovitiel-nogho-laghieria-gorod-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "208445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430817088"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Программа воспитательной работы трудового лагеря "Ростик" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-trudovogho-laghieria-rostik"
    ["file_id"] => string(6) "144889"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418815284"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства