Просмотр содержимого документа
«Программа по физической культуре для 5-9 класса»
МБОУ СОШ с. Усть-Кулом
Рабочая программа
по физической культуре
5-9 класс
Разработчик:
Шахов В.Е,
учитель физической культуры первой квалификационной категории
\
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Усть-Кулом, с рекомендациями.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель учебного предмета «Физическая культура» – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Учебный предмет в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая Программа в своем предметном содержании направлена на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Уроки являются одной из основных форм организации образовательного процесса. Уроки физической культуры бывают разной направленности. Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.
Особенностью образовательного учреждения является то, что в учреждении созданы классы мальчиков, классы девочек и смешанные классы, в связи с этим возникла необходимость по разному планировать уроки в классах, с учетом гендерных особенностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с основным разделом основного общего образования (учебный план) гимназии предусматривается обязательное изучение физической культуры на этапе основного общего образования.
Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени - 12% (60 часов) от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».
Класс
5
6
7
8
9
Кол-во часов в неделю
3
3
3
3
3
Кол-во часов в год
105
105
105
108
102
На уровень основного общего образования - 525 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Класс
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
В области познавательной культуры
5
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств
Знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами.
Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
6
Воспитание российских граждан идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование ценности ЗОЖ
Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств
Знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации.
7
Владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности;
Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
Знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации.
8
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
Знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации.
9
Осознание значения семьи в жизни человека и общества
Понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
Знания о ЗОЖ, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры
5
Способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
Способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности
6
Способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
Способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности
7
Способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении
Уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности
Умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения.
8
Способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении
Ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
Умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения.
9
Владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим
Ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
Способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры
5
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.
Способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме.
6
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха.
Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.
Способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме.
7
Умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности.
Рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность.
Способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
8
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям
Рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность.
Способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
9
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям
Поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
Способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры
5
Красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
Восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
Способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
6
Красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
Восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья
Способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
7
Хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой.
Понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
Способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
8
Культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
Понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
Способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
9
Культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
Восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
Способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры
5
Владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом.
6
Владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом.
7
Владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
Владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
Способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
8
Владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
Владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
Способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
9
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
Способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры
5
Владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения.
Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки.
6
Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения.
Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки.
7
Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
Владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
8
Умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма
9
Умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
История физической культуры
Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристических походов. Требование к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования)
Физическая культура (основные понятия)
Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни
Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека.
Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики)
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах.
Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам
Прикладно ориентированная физическая деятельность.
Прикладно-ориентированная физическ4ая подготовка.
Физическая подготовка. Упражнения для развития основных физических качеств.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п
Наименование тем
Класс
Основные виды учебной деятельности
5
6
7
8
9
Количество часов
1.
«Знания о физической культуре»
3
3
3
3
3
«История физической культуры»
1
1
1
1
1
Характеризовать Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывать содержание и правила соревнований. Определять цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Раскрывать причины возникновения олимпийского движения в дореволюционной России, характеризовать историческую роль Бутовского А.Д. в этом процессе. Объяснять и доказывать, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России. Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них. Объяснять причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре. Определять пеший туристический поход как форму активного отдых, характеризовать основы его организации и проведения.
«Физическая культура (основные понятия)»
1
1
1
1
1
Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике ее нарушений и коррекции. Обосновывать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья. Устанавливать связь между развитием основных физических качеств и основных систем организма. Регулировать физическую нагрузку и определять степень утомления по внешнему виду. Раскрывать понятие техники двигательного действия и использовать основные правила ее освоения в самостоятельных занятиях. Раскрывать понятия всестороннего и гармоничного развития личности, спортивной подготовки, здорового образа жизни. Обосновывать целесообразность развития адаптивной физической культуры в обществе, раскрывать содержание и направленность занятий. Раскрывать понятие спортивной подготовки, характеризовать ее отличия от физической и технической подготовки. Раскрывать понятие здорового образа жизни, выделять его основные компоненты и определять их взаимосвязь со здоровьем человека. Раскрывать значение физической культуры в профилактике вредных привычек. Определять задачи и содержание профессионально-прикладной подготовки, раскрывать ее специфическую связь с трудовой деятельностью человека.
«Физическая культура человека»
1
1
1
1
1
Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. Использовать правила подбора и составления комплексов физических упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий. Определять дозировку температурных режимов для закаливающих процедур, руководствоваться правилами безопасности при проведении. Характеризовать качества личности и обосновывать возможности их воспитания в процессе занятий физической культурой. Отбирать основные средства коррекции осанки и телосложения, осуществлять их планирование в самостоятельных формах занятий. Характеризовать основные приемы массажа, организовывать самостоятельные сеансы восстановительного самомассажа. Характеризовать оздоровительную силу водных процедур. Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах.
«Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»
2
2
2
1
1
Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями. Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять. Отбирать состав упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий, определять последовательность их выполнения и дозировку. Составлять планы самостоятельных занятий физической подготовкой, отбирать физические упражнения и определять их дозировку в соответствии с развиваемым физическим качеством, индивидуальными особенностями организма и уровнем его тренированности. Классифицировать физические упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях. Проводить занятия оздоровительной ходьбой и бегом, подбирать режимы нагрузок оздоровительной направленности.
«Оценка эффективности занятий физической культурой»
1
1
1
2
2
Выявлять особенности в приросте показателей физического развития в течение учебного года, сравнивать их с возрастным стандартом. Характеризовать величину нагрузки по показателю частоты сердечных сокращений, измерять ее разными способами. Тестироватьразвитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития, определять приросты этих показателей по учебным четвертям и соотносить их с содержанием и направленностью занятий физической культурой. Оформлять дневник самонаблюдения. Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе освоения.
3.
«Физическое совершенствование»
99
99
99
102
96
3.1.
«Физкультурно-оздоровительная деятельность»
3
3
3
3
3
Самостоятельно осваивать упражнения с различной оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие комплексы, подбирать дозировку упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями развития и функционального состояния. Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий. С учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья выполнять упражнения и комплексы ЛФК, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий.
3.2.
«Спортивно-оздоровительная деятельность общеразвивающей направленностью»
96
96
96
99
93
«Гимнастика с основами акробатики»
15
15
15
15
15
Знать и различать строевые команды, четко выполнять строевые приемы. Описывать технику акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации из числа разученных упражнений. Оказывать помощь сверстникам при освоении ими новых акробатических упражнений, уметь анализировать, выявлять ошибки и помогать исправлению. Самостоятельно осваивать упражнения ритмической гимнастикой, составлять комбинации исполнять их. Осваивать технику опорных прыжков осваивать ее, избегая ошибок, соблюдая правила безопасности. Анализировать технику выполнения упражнений своими сверстниками, уметь выявлять ошибки и корректировать их. Описывать технику упражнений на гимнастическом бревне и составлять комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику гимнастических упражнений на бревне.
«Легкая атлетика»
24
24
24
27
22
Описывать технику выполнения беговых, прыжковых упражнений, технику метания малого мяча, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений. Применять беговые, прыжковые упражнения, упражнения в метании малого мяча для развития физических качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в беге, прыжках и метании, соблюдать технику безопасности. Включать беговые, прыжковые упражнения и упражнения в метании в различные формы занятий физической культурой.
«Спортивные игры»
36
36
36
36
34
- баскетбол
18
18
18
18
16
Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относиться друг к другу, к сопернику и управлять своими эмоциями. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в баскетбол в организации активного отдыха.
- волейбол
18
18
18
18
18
Организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относиться друг к другу, к сопернику и управлять своими эмоциями. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия волейбола для развития физических качеств. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в волейбол в организации активного отдыха.
«Лыжные гонки»
18
18
18
18
18
Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать ее самостоятельно, выявляя и устраняя ошибки. Моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы, применять передвижение на лыжах для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах; соблюдать правила безопасности. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой, использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.
3.3.
«Прикладно-ориентированная подготовка»
3
3
3
3
4
«Прикладно-ориентированные упражнения»
3
3
3
3
4
Организовывать совместные занятия прикладной физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий. Применять прикладные упражнения для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Преодолевать трудности и проявлять волевые качества личности при выполнении прикладных упражнений.
3.4.
«Упражнения общеразвивающей направленности»
В процессе урока
Организовыватьи проводить совместные занятия физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки. Организовывать и проводить самостоятельные занятия по легкой атлетике, гимнастике с основами акробатики, лыжным гонкам играм в волейбол и баскетбол, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано в таблице с учетом наполняемости классов (23- 26 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
Необходимое количество
Примечание
Основная школа
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Г
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура.
Д
1.3
Авторские рабочие программы по физической культуре
Д
1.4
Учебник по физической культуре
Г
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
1.5
Учебная, научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению
Д
В составе библиотечного фонда
1.6
Методические издания по физической культуре для учителей
Д
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»
1.7
Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
Д
В составе библиотечного фонда
2
Демонстрационные печатные пособия
2.1
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
Д
2.2
Плакаты методические
Д
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
2.3.
Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения
Д
3
Экранно-звуковые пособия
3.1
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Д
3.2
Аудиозаписи
Д
Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным упражнениям, проведения спортивных праздников
4
Технические средства обучения
4.1
Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок
Д
4.2
Мегафон
Д
4.3
Мультимедийный компьютер
Д
4.4
Принтер лазерный
Д
4.5
Электронное цифровое табло
4.6
Цифровая фотокамера
Д
4.7.
Экран (на штативе или навесной)
Д
5
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
5.1
Щит баскетбольный игровой
Д
5.2
Щит баскетбольный тренировочный
Г
5.3
Стенка гимнастическая
Г
5.4
Скамейки гимнастические
Г
5.5
Стойки волейбольные
Д
5.6
Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола
Д
5.7
Бревно гимнастическое напольное
Д
5.8
Мост гимнастический подкидной
Д
5.9
Канат для лазания
Д
5.10
Коврик гимнастический
Г
5.11
Обручи гимнастические
Г
5.12
Палки гимнастические
Г
5.13
Комплект матов гимнастических
Г
5.14
Перекладина навесная универсальная
Г
5.15
Скакалки гимнастические
К
5.16
Перекладина переносная
Д
5.17
Набор для метания (мячи150г,т/мячи, гранаты)
Д
5.18
Столы для настольного тенниса
Г
5.19
Комплект для настольного тенниса
Г
5.20
Мячи футбольные
Г
5.21
Мячи баскетбольные
Г
5.22
Мячи волейбольные
Г
5.23
Сетка волейбольная
Д
5.24
Оборудование полосы препятствий
Д
5.25
Скамейка для пресса
Д
5.26
Мостик гимнастический
Г
5.27
Козёл гимнастический
Д
5.28
Медбол 1 кг
Д
5.29
Медбол 2 кг
Д
5.30
Комплект для прыжков в высоту
Д
5.31
Мешочки гимнастические(100г)
К
5.32
Эстафетные палочки
Г
5.33
Номера нагрудные
Г
5.34
Лыжи (палки, ботинки)
Г
5.35
Сетки для переноса мячей
Д
5.36
Фишки разметочные
Г
5.37
Рулетка измерительная
Д
5.38
Аптечка медицинская
Д
6
Спортивные залы (кабинеты)
6.1
Спортивный зал игровой (гимнастический)
Д
С раздевалками для мальчиков и девочек, душевая, туалет
6.2
Кабинет учителя
Д
Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
6.3
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
Д
Включает в себя стеллажи, контейнеры
7
Пришкольный стадион (площадка)
7.1
Легкоатлетическая дорожка
Д
7.3
Игровое поле для футбола (мини-футбола)
Д
7.4
Теннисный корт
Д
7.5
Детская игровая площадка
Д
7.6.
Лыжная трасса
Д
7.7
Площадка игровая
Д
Электронные образовательные ресурсы
Сайты:
• Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=38;
• Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет «Физическая культура».http://www.openclass.ru/sub;
• Сообщество учителей физической культуры на портале «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com;
• Образовательные сайты для учителей физической культуры http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9;
• http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
• http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
• http://www.sportreferats.narod.ru/ Рефераты на спортивную тематику. http://www.infosport.ru/press/fkvot/ - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры.
• http://tpfk.infosport.ru – Tеория и практика физической культуры. Ежемесячный научно-теоретический журнал Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Российской Государственной Академии физической культуры
• http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm Спортивная жизнь России. Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
• http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок»
• http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
• http://www.kindersport.ru/ Kindersport. Материалы о детском и юношеском спорте. Информация со стадионов Москвы и регионов. Фотогалерея. Календари игр. Об экипировке. Положения о соревнованиях. Чат. Ссылки.
• http://olympic.ware.com.ua/ OlympicWare. Этот веб-сайт полностью посвящен Олимпийским играм. Его базы содержат данные о всех Олимпиадах начиная с 1896 года (первые игры в Афинах).
• http://www.worldance.ru/ The World Of Dance: Спортивные бальные танцы. Новости из мира спортивного бального танца. Официальная информация МФСТ. Поиск партнеров и партнерш. Книги по бальным танцам. Фотографии и репортажи с конкурсов.
• http://www.tours.ru/sport/ Азимут. Сайт о детском спортивном туризме.
• http://members.fortunecity.com/healthdoc/default.htm Если хочешь быть здоров. Публикуются различные материалы по физкультуре и спорту, различным методикам оздоровления и т.п.
• http://ipk.spab.ru/newscon1.htm Инновационные аспекты совершенствования дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта. Материалы всероссийской научно-практической конференции.
• http://ball.r2.ru/ Мир баскетбол. Сайт посвящен правилам, технике, тактике, биографии игроков, истории команд.
• http://www.niios.boom.ru НИИ проблем олимпийского спорта. Основные направления работы. Лаборатории отделов. Методики.
• http://kidsport.narod.ru/ Ранний старт. Задача сайта - доведение до самой широкой аудитории родителей, тренеров, врачей и профессиональных спортсменов обобщенной информации о методиках раннего спортивного старта и уже имеющегося в этой важной сфере жизни опыта.
• http://fkvot.infosport.ru/1996N2/p2-10.htm Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе. Статья в журнале "Физическая культура".
• http://sportlaws.infosport.ru Спортивное право. База данных, содержащая нормативные и законодательные акты, регулирующие правовые, организационные, экономические и социальные отношения в сфере физической культуры и спорта.
• http://lib.sportedu.ru Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту РФ. Краткая история и структура библиотеки. Электронный каталог информационных ресурсов библиотеки. Поиск в каталоге. Обзор новых поступлений.
• Сайты спортивных федераций РФ
http://www.parasport.ru — Федерация парашютного спорта
http://www.sport.ru/fieldhokkey/roc.ru — Федерация хоккея на траве
http://www.fhr.ru — Федерация хоккея
http://www.rusbandy.ru — Федерация хоккея с мячом
Аудиозаписи
Школьный портал ПроШколу.Ру
Мультимедийные презентации по темам: легкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол, лыжная подготовка, физические качества, история Олимпийских игр, знаменитые спортсмены и др.
Электронная библиотека Дневник.Ру
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Физическая культура»
Знания о физической культуре. Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игри роль Пьера де Кубертена в становлении современногоОлимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов,принёсших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельныхзанятий физическими упражнениями разной функциональнойнаправленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулоки туристских походов, обеспечивать их оздоровительнуюнаправленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять технику лыжных ходов;
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжкови бега, плавания;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемыхвидов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.