Программа по физической культуре и спорту (ФК и С) рассчитана на 3 года обучения для воспитанников от 13 – 16 лет
Программа по физической культуре и спорту (ФК и С) рассчитана на 3 года обучения для воспитанников от 13 – 16 лет
Основная цель – формирование всесторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества. Одной из составляющих этого процесса является физическое воспитание (ФК и С). Освоение материала Программы обеспечивает общее физическое развитие занимающихся, обучение и совершенствование техники по видам спорта, необходимые теоретические знания. Цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания Программы образования по ФК и С.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Основная цель – формирование всесторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества. Одной из составляющих этого процесса является физическое воспитание (ФК и С). Освоение материала Программы обеспечивает общее физическое развитие занимающихся, обучение и совершенствование техники по видам спорта, необходимые теоретические знания. Цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания Программы образования по ФК и С.
Цели:
Сохранение здоровья воспитанников
Привлечение занятием по спорту
Создания здоровья оберегающих технологий в группах АДД
Занятость воспитанников
Задачи:
Сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как к жизненной ценности
Развитие интереса к занятиям спортом
Сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни.
Обучить воспитанников самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями и трудностями.
Формирование у воспитанников, педагогов и воспитателей здорового образа жизни.
Реализация этих целей и задач обеспечивается:
- осознанием физической культуры как средства развития и самосовершенствования личности;
- взаимосвязью процессов физического, психического и нравственного развития детей и подростков;
- ориентацией на «природосообразную» систему обучения, обеспечивающую формирование индивидуальности человека;
- формированием умения применять полученные знания и навыки в практической деятельности
Особенностями данной программы являются:
Два уровня сложности: обычный и повышенный;
Разноуровневые и разновозрастные группы;
Применение принципа вариативности – содержания знания, планируется с учетом индивидуальных возростно-половых психофизиологических особенностей воспитанников, их личных желаний.
Это позволяет организовать тренировочный процесс посильный для всех, не теряя в объеме и содержании учебного материала, движутся в освоении программы каждый своим темпом.
Организация тренировочного процесса
На теоретических занятиях даются необходимые знания по истории возникновения и развития ФК и С, гигиене, о врачебном и самоконтроле, технике безопасности, об атлетических снарядах, тренажерах и упражнениях, правилах проведения соревнований. Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед по 15-20 минут, которые проводятся как правило в начале занятий (как часть комплексного занятия). Изучение некоторых тем, например просмотр и анализ видеозаписи соревнований и т.д., может проводиться на отдельном занятии длительностью до одного часа.
На практических занятиях приобретаются умение и навыки безопасной работы со снарядами и тренажерами и другим спортивным инвентарем. На базе общей физической подготовки изучается и совершенствуется техника соревговательных упражнений, развиваются специальные качества необходимые спортсмену Организация практических занятий в учебных группах- индивидуальная и микрогрупповая (2-4 человека).
Воспитанники распределяются в зависимости от уровня физической подготовки и желания, по потокам «общефизическая подготовка» и «спортивная подготовка» в которых решаются следующие задачи:
«ОФП»- укрепление здоровья и закаливание организма, использование атлетических упражнений для коррекции физического развития; привитие интереса к знаниям по видам спорта, повышение физической и функциональной подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата; освоение базовых и вспомогательных упражнений; определение возможной спортивной специализации.
«СП» - укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовки; расширение двигательных возможностей и повышение физических кондиций; получение инструкторских и судейских навыков; выполнение разрядных нормативов; участия в соревнованиях.
В группах «СП» могут заниматься юноши и девушки с 12 лет при отсутствии медицинских противопоказаний. В группах «РФП» могут заниматься дети с 7 лет.
Организация учебно - воспитательного процесса (УВП)
Основная задача УВП – воспитание доминанты самосовершенствования, которая подразумевает: осознание ребенком целей, задач, возможностей и перспектив своего развития; стремление и участие личности в самостоятельной творческой деятельности.
Опора на положительную установку, отсутствие внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для самосовершенствования. Инструктор по спорту должен подбирать воспитательные приемы в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных психологических особенностей воспитанников.
Необходимо формировать у воспитанников представление о престижности высокого уровня здоровья и гармоничного физического развития, воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. У ребенка должна возникнуть положительная обратная связь – чем больше занимаешься, тем больше хочется заниматься, тем больше ощущение эмоционального комфорта. Результатом учебно-воспитательного процесса должен быть переход обучающихся от пассивно-созерцательного обучения к активно-действующему. Воспитанников необходимо обучать творческому применению полученных знаний и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, организации самостоятельных занятий.
Программа предусматривает разноуровневые и разновозрастные учебные группы, это дает возможность использовать метод «наставничества» - более опытные воспитанники опекают новичков, старшие помогают младшим.
Педагогическое наблюдение за воспитанниками в ходе занятий является основной для выявления его психофизиологического «профиля».
Методика обучения
Соблюдение принципа последовательности в обучении – от простого к сложному, от основного к второстепенному.
Основной метод обучения – квалификационный показ и объяснение, проводимые с учетом психофизических особенностей воспитанника. При развитой зрительной памяти упор делается на наглядном методе обучения; при аналитическом типе мышления и слуховой памяти показ дополняется подробным объяснением; при преобладании двигательной памяти необходимо ориентироваться на метод непосредственного выполнения. Эффективно применение видеоаппаратуры. Особое внимание обращается на овладение техникой выполнения упражнений, что позволит избежать травм, повысит результативность тренировок.
Обучение строится на использовании нравственно-волевой мотивации деятельности и приоритете самостоятельно выработанных методов и приемов в диалоге воспитанника и инструктора по спорту. Инструктор по спорту должен побуждать у воспитанников самостоятельный выбор и использование подходящих для них способов освоения тренировочного материала. При этом учитываются восприимчивость воспитанника к содержанию, виду и форме тренировочного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, пол собственной инициативе, в ситуациях не заданных обучением.
Занятие строится на основе двух процессов: самостоятельная работа подготовленных воспитанников под руководством инструктора по спорту и индивидуальная работа с отдельными воспитанниками (отстающие, новички).
На занятиях необходимо контролировать как результаты, так и сам процесс обучения. Виды контрольных упражнений и тестов устанавливаются на основе программы с учетом возраста, пола, специализации и квалификации занимающихся. При планировании занятия (виды упражнений, нагрузка) учитываются пол, возраст, физиологические биоциклы, а также учебный материал курса физической культуры, изучаемого воспитанниками в своем заведении.
Инструктор должен правильно оценивать нагрузку, испытываемую обучающимися, следить за их самочувствием, замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение.
Занятия строятся на основе метода сотрудничества, который позволяет обеспечить единство воспитания, обучения развития личности обучаемого.
Содержание программы
Теория
Правила поведения в тренажерном зале. Техника безопасности при занятиях, поведения при чрезвычайных ситуациях. Достижения и современное развитие ФКиС. Выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены, лучшие спортсмены РС(Я) , города по видам спорта. Спортивная терминология. Устройства тренажеров, снарядов, другого спортивного инвентаря и оборудования. Гигиена и самоконтроль тренировочных занятий. Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Использование естественных природных факторов для укрепления здоровья и закаливания. Вред курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. Понятие тренировки и «спортивной формы». Понятие об утомлении и о перетринированности. Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: рост, вес, динамометрия. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник тренировок. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и физиологии организма человека. Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе. Дыхание во время занятий. Влияние физических упражнений на функционирование аппорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Особенности и развитие при занятиях спортом юношей и девушек.
Практика
ОФП:
Разминка. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различных положениях (стоя, сидя, лежа, лежа в наклоне). Упражнения для мышц шеи, туловища, для мышц брюшного пресса, для мышц спины, для мышц ног. Подвижные и спортивные игры. Упражнения на гибкость и координацию.
СФП:
Комплексы упражнений для решения специальных задач. Тренировки для развития силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости.
Контрольные тренировки и соревнования:
В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий АДД города, района, Республики Саха (Я).
Культурно-массовая и воспитательная работа:
Встречи со знаменитыми спортсменами, экскурсии, посещение спортивных соревнований.
Требования к уровню подготовки воспитанников АДД
Учебный поток «ОФП»
Предметно - информационная компонента:
- знания составляющих здоровья, здорового образа жизни, факторов определяющих здоровье;
Деятельностно - коммуникативная компонента:
- применение знания, умения и навыков физической культуры в практической деятельности;
- умение самостоятельно готовиться к занятиям и упражнениям, осваивать разнообразные двигательные действия;
- самоопределения в способах достижения здоровья, самоорганизация с целью здорового образа жизни;
Ценностно - ориентационная компонента:
- сформированность потребности освоения ценностей культуры здоровья, физической культуры;
- гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей;
- отношение к здоровью как к ценности, условию самореализации и социальной адаптации;
- ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
Средства:
- комплексы физических упражнений и других видов гимнастики, другие виды двигательной деятельности, использование гигиенических процедур и гигиенических факторов;
- физическая подготовка обучающихся в учебном потоке «ОФП» оценивается по контрольным нормативам вновь принятого комплекса ГТО в 2014году для учебных заведений – по возрастным группам.
Учебный поток «СП»
Предметно - информационная компонента:
- понимание человека как саморегулирующейся системы;
- понимание принципов и ценностей культуры здоровья;
- знание единства и особенностей физического, психического, социального и духовного здоровья и путей его сохранения;
- знание особенностей основных оздоровительных систем и их влияние на здоровье.
Деятельностно - коммуникативная компонента:
- умение использовать знания о своих индивидуальных особенностях и склонностях для углубленного освоения атлетических упражнений и избранного вида спорта;
- умение самостоятельно построить тренировочное или оздоровительное занятие, решать поставленные задачи с учетом своих возможностей и намерений;
- умение оценить эффективность и корректировать свою деятельность, контролировать физические нагрузки;
- умение организовать свой досуг с помощью средств физической культуры;