Пояснительная записка к учебно-тренировочному занятию
Данное учебно-тренировочное занятие рассчитано на юношей, занимающихся волейболом в течение 4-5 лет.
Продолжительность одного занятия в учебно-тренировочных группах два-три академических часа (один час- 45 минут).
Обучение ведется на удмуртском и русском языках.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, основной формой обучения являются учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования районного и республиканского масштабов. В программе указаны темы для теоретических и практических занятий, рекомендованы примерные допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Охват всех желающих заниматься волейболом, выявить и развить природные задатки и способности воспитанников проявляющих интерес к волейболу, формирование у обучающихся основ физкультурно – спортивных знаний и умений через опыт самостоятельной практической деятельности.
Педагогические задачи.
Обучающие:
· обучение учащихся основам физической культуры через занятия волейболом;
· приобретение разносторонней физической подготовленности;
· овладение основами техники и тактики и умение применять их в игровой деятельности;
· расширение спортивного кругозора, ознакомление учащихся с историей Олимпийских игр, другими видами спорта, великими спортсменами;
· обучение учащихся навыкам самостоятельной познавательной и практической деятельности повышение физической работоспособности;
· формирование социально – правовых компетенций.
Развивающие:
· развитие основных физических качеств, двигательных умений и навыков;
· развитие интереса учащихся к физической культуре и спорту;
· развитие игрового мышления;
· развитие стремления к совершенствованию как способа достижения наивысших результатов через участие в соревнованиях;
· развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
· воспитание трудолюбия;
· воспитание морально – волевых качеств;
· воспитание стремление к творческой деятельности;
· воспитание инициативности, активной жизненной позиции.
Здоровьесберегающие:
· закаливание, укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
· повышение функционального состояния организма;
· формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Принципы:
· развитие физических и специальных качеств через ориентацию на личностный потенциал ребенка, его стремления к самореализации и самоорганизации;
· доступность;
· вариативность;
· от простого к сложному.
Для достижения цели поставленной на определенном этапе обучения, необходим постоянный педагогический контроль. Формы контроля включают контрольные занятия, сдача нормативов по разделам программы, учебные и товарищеские игры, участие в соревнованиях, самоконтроль. Освоение образовательной программы считается завершенным при условии выполнения обучающимися нормативов действующей программы.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По окончании обучения будут сформированы:
Языковые компетенции:
- владение спортивной терминологией (в рамках программы);
- умение четко формулировать, излагать свои мысли, передавать личностную информацию.
Социально – правовые компетенции:
- представления о безопасности жизнедеятельности;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- умения обратиться за помощью к педагогам, старшим, ровесникам.
- правила поведения на площадке, в общественных местах;
- мотивация на успех личности и команды, конкурентоспособность, целеустремленность;
- умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Специальные компетенции: - повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- совершенствование технических и тактических приемов и умение применять их в игровой обстановке;
- сдача контрольных нормативов и выполнение спортивных разрядов.
- приобретение соревновательного опыта;
- укрепление здоровья;
- умения анализировать качество выполнения учебных заданий;
- повышение спортивного кругозора.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки. В каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей.
Учебно-тренировочный этап. Основной принцип учебно-тренировочной работы - универсалист подготовки с элементами игровой специализации (по функциям).
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики;
- - прочное овладение основами техники и тактики волейбола: вручение к соревновательным условиям; определение каждому занимающемуся игровой функции в команде учетом этого индивидуализация видов подготовки;
- обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализу полученных данных;
- приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу, судейства, учебно-тренировочных занятий.
Критерии деятельности на этом этапе:
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;
- динамика роста уровня специальной, физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.