Пояснительная записка к рабочей программе для 2 класса ФГОС
Пояснительная записка к рабочей программе для 2 класса ФГОС
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе для 2 класса ФГОС »
2 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Примерной программой по физической культуре в начальной школе на предметную область «Физическая культура» во 2 классе выделяется 102 ч. (34 учебные недели) из расчета 3 часа в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п
Тема
Количество
часов
Основной вид учебной деятельности
1.
Знания о физической культуре:
Физическая культура
Из истории физической культуры
Физические упражнения
3 ч.
Определять и характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и
спортивными играми; ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма;
Выявлятьразличия в основных способах передвижения человека.
2.
Способы физкультурной деятельности:
2.1. Самостоятельные занятия
2.2. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью
2.3. Самостоятельные игры и развлечения
3 ч.
Составлять индивидуальный режим дня.
Отбирать и составлятькомплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.
Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
3.
Физическое совершенствование:
3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
62 ч.
2 ч.
Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.
4.
5.
6.
Спортивно-оздоровительная деятельность:
4.1. Гимнастика с основами акробатики
4.2. Лёгкая атлетика
- беговая подготовка
- прыжковая подготовка
-броски большого,
метания малого мяча
4.3. Лыжные гонки
4.4. Подвижные и спортивные игры
Плавание
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта
60 ч.
16 ч
15 ч.
12 ч.
10 ч.
7 ч.
В содержании соответствующих разделов программы
Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений.
Различать и выполнятьстроевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».
Описывать технику беговых упражнений.
Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений.
Осваивать технику бега различными способами.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.
Осваиватьтехнику прыжковых упражнений.
Осваиватьуниверсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений.
Выявлятьхарактерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений.
Осваиватьуниверсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых
упражнений.
Соблюдатьправила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений.
Уметь:правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы на дальность с места из различных положении, метать в цель
Описыватьтехнику бросков и метаний
Осваиватьтехнику бросков и метаний
Соблюдать правила ТБ при выполнении бросков и метаний
Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении бросков и метаний
Знать: технику передвижения на лыжах.
Выявлятьхарактерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов.
Проявлятьвыносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения.
Применятьправила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой.
Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Излагать правила и условия проведения подвижных игр.
Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Соблюдать правила поведения в воде.
Объяснять технику разучиваемых действий.
Осваивать технические действия в воде.
Осваивать плавание кролем на груди.
Проявлять выносливость при проплывании учебной дистанции
Осваиватьумения выполнять универсальные физические упражнения.
Развиватьфизические качества
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Разделы и темы учебного материала
I
четверть
(часы)
II
четверть
(часы)
III
четверть
(часы)
IV
четверть
(часы)
Всего
(часы)
Знания о физической культуре
1
1
1
3
Способы физкультурной деятельности
1
1
1
3
Физкультурно-оздоровительная деятельность
1
1
2
Лёгкая атлетика
10
5
15
Гимнастика с основами акробатики
7
9
16
Подвижные и cпортивные игры
7
9
16
Лыжные гонки
7
18
25
Плавание
8
7
7
22
Общеразвивающие упражнения
В содержании соответствующих разделов программы
Всего
27
22
29
24
102
Контрольные тестирования
4
4
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Самостоятельные занятия: равномерный бег (до 6 мин.). соревнования на короткие дистанции (до 30 м). прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные ( до 100см) препятствия. Броски больших и малых мячей. Других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой).
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход.
Спуски в основной стойке.
Подъем «лесенкой».
Торможение «плугом».
Плавание
Плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», скольжение на груди).
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности.
Физическая подготовленность проверяется при стартовом контроле (в октябре) и сдаче контрольных нормативов в конце учебного года (в апреле) по контрольным упражнениям, развивающие скоростные, скоростно-силовые, силовые способности, выносливость, координацию, гибкость, силу.
Контрольные
упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание
на низкой перекладине
из виса лежа,
кол-во раз
14 – 16
8 – 13
5 – 7
13 – 15
8 – 12
5 – 7
Прыжок
в длину с
места, см
143 – 150
128 – 142
119 – 127
136 – 146
118 – 135
108 – 117
Наклон вперед,
не сгибая ног в
коленях
коснуться
лбом колен
коснуться ладонями пола
коснуться пальцами пола
коснуться лбом колен
коснуться ладонями пола
коснуться пальцами пола
Бег 30 м с
высокого
старта, с
6,0 – 5,8
6,7 – 6,1
7,0 – 6,8
6,2 – 6,0
6,7 – 6,3
7,0 – 6,8
Бег 1000 м
Без учета времени
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К КОНЦУ 2 КЛАССА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября № 373) данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
устанавливать аналогии;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты
Физическая культура
(для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)
В результате обучения обучающиеся на ступени начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения
Необходимое количество
Примечание
Начальная школа
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-технического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
.2
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура, 1-4 классы.
Д
1.3
Рабочие программы по физической культуре.
Д
1.4
Учебник и пособия, которые входят в предметную линию В. И. Ляха.
В. И. Лях. Физическая культура. 1-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
К
Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, и пособия входят в библиотечный фонд.
1.5
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
Д
В составе библиотечного фонда.
1.6
Методические издания по физической культуре для учителей.
Д
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»
2
Технические средства обучения
2.1
Музыкальный центр
Д
3
Учебно-практическое оборудование
3.1
Гимнастическая стенка
Г
3.2
Козёл гимнастический
Д
3.3
Канат для лазанья
Д
3.4
Перекладина гимнастическая (навесная)
Г
3.5
Мост гимнастический подкидной
Д
3.6
Скамейка гимнастическая жёсткая
Г
3.7
Маты гимнастические
Г
3.8
Мяч набивной
Г
3.9
Мяч малый
Г
3.10
Скакалка гимнастическая
Г
3.11
Палка гимнастическая
Г
3.12
Обруч гимнастический
Г
3.13
Сетка для переноса мячей
Г
3.14
Щиты баскетбольные навесные
Г
3.15
Мячи для мини-баскетбола
Г
3.16
Сетка волейбольная
Д
3.17
Мячи волейбольные
Г
3.18
Мячи футбольные
Г
3.19
Секундомер
Д
Средства первой помощи
3.20
Аптечка медицинская
Д
4
Спортивный зал (кабинет)
4.1
Спортивный зал
4.2
Кабинет учителя
Включает в себя рабочий стол, стул, вешалку для одежды, полка для мячей.
5
Пришкольный стадион
5.1
Гимнастический городок
Д
5.2
Полоса препятствий
Д
5.3
Лыжная трасса
Д
Примечание: количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учетом средней наполняемости класса (25-29 чел.)
Условные обозначения:
Д- демонстрационный экземпляр (1 экз.)
К- комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса)
Г- комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько человек.