Программа "Подвижные игры народов мира" имеет культурно-историческую, оздоровительную направленность. Новизна программы в том,что она объединила в себе теоретические сведения об игровых традициях русского народа и других народов, учитывает потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности. Позволяет формировать осознанный выбор здорового образа жизни, создает эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры народов мира »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ИМЕНИ ВАСИЛИЯ ТЕЗЕТЕВА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МОшколы Директор МБОУ СШ №22
протокол №___________
от ___________________ _____________Н.П.Мельникова
руководитель _________ «__»___________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Подвижные игры народов мира»
1-4 класс
Учитель:
Бородина Ирина Игоревна
2015г
Пояснительная записка
Данная программа кружка «Подвижные игры народов мира» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе комплексной программы физического воспитания (авторы – Т.С. Лисицкая , Новикова). Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой, соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
Цель программы:формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Задачи программы:
1. Расширять кругозор учащихся, формировать представления об окружающем мире.
2. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; развитию психических процессов и свойств личности,
3. Укреплять здоровье обучающихся через игровую деятельность.
Ожидаемый результат
В результате обучений ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Универсальными компетенциями:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами:
—организовывать отдых и досуг с использованием разученных подвижных игр;
— обобщать и углублять знаний об истории, культуре народных игр;
— представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— формировать навыки здорового образа жизни;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ресурсное обеспечение
Вид
образовательных
ресурсов
Наименование объектов и средств
организации учебной
деятельности
Примечания
Учебно-методическая литература
Методическая литература для учителя.
Энциклопедии.
Словари.
Справочные пособия.
Периодические издания по предмету.
Учебно-практическое и лабораторное оборудование
Наборы для гимнастических упражнений.
Включают стенку, скамейку, бревно, перекладину, палку, скакалку и т.п.
Комплект навесного оборудования.
Перекладина, мишени для метания, баскетбольные щиты.
Мячи.
Коврики.
Набивной 1 кг и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные и футбольные.
Кегли.
Обручи.
Флажки.
Оборудование для игры в волейбол.
Лыжи.
Сроки реализации программы
Программа кружка «Подвижные игры народов мира» рассчитана на 4 года, предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Общее количество часов – 422 ч.
Количество часовв год (1 класс) – 132 ч.
Количество часовв год (2 класс) – 140 ч.
Количество часовв год (3 класс) – 70 ч.
Количество часовв год (4 класс) – 70 ч.
Недельная нагрузка - 4 час в неделю.
Форма и режим занятий
Народные подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.
Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично.
Подвижные игры, включающие выполнение каких-либо физических упражнений (бег, удары, прыжки) в ответ на следующие друг за другом сигналы, могут эффективно использоваться для развития реактивности, резкости (способности быстро напрягать мышцы), быстроты (способности ускорять быстрое суставное движение).
К формам проведения подвижных игр относятся:
- сюжетные игры, преимущественно коллективные,
-бессюжетные подвижные игры,
- подвижные игры с элементами соревнования,
- игры большой, малой и средней подвижности.
Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность подвижных игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.
Подвижные игры – хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончании уроков в группах продленного дня или дома, после возвращения из школы.
Формы подведения итогов:
- организовать и провести со сверстниками разученные подвижные игры в летнем школьном лагере,
- разработать (придумать) свои подвижные игры,
- начать создание картотеки подвижных народных игр Ульяновского района (с привлечением не только обучающихся, но и их родителей).
Ожидаемые результаты реализации программы
Первый уровень воспитательных результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом: приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, о народных играх и играх других народов, о способах организации досуга, о способах организации коллективной деятельности.
В достаточно сложной ролевой игре (особенно организованной на социальном материале) можно выйти на второй уровень– формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к другим людям, к труду.
Воспитательным результатом третьего уровняявляется социально-моделирующая игра, образовательной формой в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Календарно – тематическое планирование кружка
и содержание деятельности
1 класс
* Универсальные учебные действия:
К. – коммуникативные,
П. – познавательные.
Неделя
Кол – во часов
Тематика занятий
Универсальные учебные действия
1.
4 ч.
Ознакомление с особенностями русских народных игр. Проведение и разучивание игр: «Гуси – лебеди», «Жмурки», «У медведя во бору».
*К: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения.
2.
4 ч.
Совершенствование разученных русских народных игр: «Гуси – лебеди», «Жмурки», «У медведя во бору».
3.
4 ч.
Знакомство с русскими народными играми: «Ляпки», «Заря».
4.
4 ч.
Совершенствование разученных русские народные игры: «Ляпки», «Заря».
5.
4 ч.
Закрепление разученных русских народных игр.
6.
4 ч.
Ознакомление с особенностями башкирских народных игр. Разучивание и проведение игр: «Липкие пеньки», «Табун», «Волк и ягнята».
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя
*К: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения; учиться выполнять различные роли в группе.
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
7.
4 ч.
Совершенствование разученных башкирских народных игр: «Липкие пеньки», «Табун», «Волк и ягнята».
8.
4 ч.
Знакомство с играми с незначительной психофизической нагрузкой: «Чья лошадка быстрее», «Почтальон».
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя
*К: совместно договариваться о правилах общения.
*К: слушать и понимать речь других.
9.
4ч.
Закрепление и совершенствование игр с незначительной психофизической нагрузкой: «Чья лошадка быстрее», «Почтальон».
10.
4 ч.
Знакомство с особенностями карельских народных игр: «Мяч», «Стой, олень!»
11.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученных карельских народных игр: «Мяч», «Стой, олень!»
12.
4 ч.
Знакомство с особенностями марийской народной игры: «Биляша».
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
13.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученной марийской народной игры: «Биляша».
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: слушать и понимать речь других.
14.
4 ч.
Знакомство с особенностями осетинских народных игр: «Перетягивание», «Борьба за флажки», «Жмурки».
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: совместно договариваться о правилах общения.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
15.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученных осетинских народных игр: «Перетягивание», «Борьба за флажки», «Жмурки».
16.
4 ч.
Знакомство с особенностями татарских народных игр: «Хлопушки», «Займи место»
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
*К: слушать и понимать речь других.
17.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученных татарских народных игр: «Хлопушки», «Займи место».
18.
4 ч.
Знакомство с правилами татарской народной игры: «Лисички и курочки», её разучивание.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
*К: совместно договариваться о правилах общения.
19.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученной татарской народной игры: «Лисички и курочки»
20.
4 ч.
Знакомство с правилами карельской народной игры: «Пятнашки на санках», её разучивание.
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
*К: слушать и понимать речь других.
21.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученной карельской народной игры: «Пятнашки на санках».
22.
4 ч.
Знакомство с правилами удмуртской народной игрой: «Игра с платочком», её разучивание.
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
23.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученной удмуртской народной игрой: «Игра с платочком».
24.
4 ч.
Знакомство с правилами чувашской народной игры: «Луна или Солнце», её разучивание.
*К: совместно договариваться о правилах общения.
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
К: слушать и понимать речь других.
25.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученной чувашской народной игры: «Луна или Солнце».
26.
4 ч.
Знакомство с правилами якутской народной игры: «Один лишний».
Русская народная игра «Третий лишний» (сравнение игр).
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
27.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученной якутской народной игры: «Один лишний». Повторение русской народной игры «Третий лишний».
28.
4 ч.
Знакомство с особенностями игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз», «Рыбаки и рыбки».
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
*К: совместно договариваться о правилах общения.
29.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученных игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз», «Рыбаки и рыбки».
30.
4 ч.
Знакомство с особенностями украинских народных игр: «Колдун», «Печки».
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
31.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученных украинских народных игр: «Колдун», «Печки».
32.
4 ч.
Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Прела – горела», «Заяц – месяц», их разучивание.
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: слушать и понимать речь других.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
33.
4 ч.
Закрепление и совершенствование разученных белорусских народных игр: «Прела – горела», «Заяц – месяц», их разучивание.
Календарно – тематическое планирование кружка
и содержание деятельности
2 класс
* Универсальные учебные действия:
К. – коммуникативные,
П. – познавательные.
Неделя
Кол – во часов
Тематика занятий
Универсальные учебные действия
1.
4 ч.
Ознакомление с особенностями мордовской народной игры: «Раю – раю», её разучивание.
*К: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения
2.
4 ч.
Совершенствование разученной мордовской народной игры: «Раю – раю».
3.
4 ч.
Ознакомление с особенностями татарской народной игры: «Угадай и догони», её разучивание.
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
*К: слушать и понимать речь других.
*К: совместно договариваться о правилах общения.
4.
4 ч.
Совершенствование разученной татарской народной игры: «Угадай и догони».
5.
4ч.
Ознакомление с особенностями игр умеренной психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу».
*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
К: слушать и понимать речь других.
6.
4 ч.
Совершенствование разученных игр умеренной психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу».
7.
4 ч.
Ознакомление с особенностями игр с тонизирующей психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах». И их разучивание.
*К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности.
8.
4 ч.
Совершенствование разученных игр с тонизирующей психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах».
9.
4 ч.
Ознакомление с особенностями белорусских народных игр: «Мельница», «Охотники и утки», их разучивание.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
*К: совместно договариваться о правилах общения.
10.
4 ч.
Совершенствование разученных белорусских народных игр: «Мельница», «Охотники и утки».
11.
4 ч.
Разучивание белорусской народной игры: «Посадка картошки».
*К: совместно договариваться о правилах общения.
* П: осуществлять опору уже на имеющийся опыт.
12.
4 ч.
Совершенствование разученной белорусской народной игры: «Посадка картошки».
14.
4 ч.
Ознакомление с особенностями латышской народной игры «Птица без гнезда» и её разучивание.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
*К: совместно договариваться о правилах общения.
15.
4 ч.
Совершенствование разученной латышской народной игры «Птица без гнезда».
16.
4 ч.
Ознакомление с особенностями азербайджанской народной игры «Вытащи платок» и её разучивание.
*К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности.
17.
4 ч.
Совершенствование разученной азербайджанской народной игры «Вытащи платок».
18.
4 ч.
Ознакомление с особенностями украинских народных игр: «Хлебец», «Перепёлочка», их разучивание.
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
19.
4 ч.
Совершенствование разученных украинских народных игр: «Хлебец», «Перепёлочка».
20.
4 ч.
Ознакомление с особенностями
башкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка».
*К: учиться выполнять различные роли в группе.
*К: совместно договариваться о правилах общения.
21.
4 ч.
Совершенствование разученных башкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка».
22.
4 ч.
Ознакомление с особенностями
бурятских народных игр:«Бабки – лодыжки», «Иголка, нитка, узелок».
*К: учиться выполнять различные роли в группе; учиться правилам взаимодействия в коллективной деятельности.