Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, познании методов, способов и приёмов совершенствования и коррекции своего здоровья. Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок по "Спортивной гимнастике"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Гимнастика»
составлена на основе программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов) (Программы внеурочной деятельности. - Туристко-краеведческая деятельность;- Спортивно-оздоровительная деятельность. / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов.- М.: «Просвещение», 2016-80 с.
Актуальность данной программы определяется необходимостью формирования у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, познании методов, способов и приёмов совершенствования и коррекции своего здоровья.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей. Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т.п.).
Целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (Гимнастика) являются:
Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.
Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.
воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.
Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объём 102 часа.
Режим занятий 1 раза в неделю по 1 часу .
К занятиям по программе допускаются дети, отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медгруппам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .
Универсальными компетенциямиучащихся на этапе начального обучения являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по внеурочной деятельности курса «Коррегирующая гимнастика» являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатамиосвоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатамиосвоения учащимися содержания программы по курсу «Гимнастика» являются:
Прошедшие курс научатся:
ориентироваться в понятиях; характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий гимнастикой и физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями, специальными упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий боевыми искусствами.
обучающиеся получат возможность научиться:
выявлять связь занятий гимнастики с физической культурой, трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебно-тренировочной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности учащиеся научатся:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней гимнастики и общеразвивающих упражнений в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить специальные дыхательные, релаксационные упражнения, подвижные игры и соревнования , соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Прошедший курс «Гимнастика» получит возможность научиться:
вести специальный тренировочный дневник с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию и совершенствованию физических качеств;
Физическое совершенствование учащиеся научатся:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы).
выполнять упражнения ОФП и СФП .
выполнять комплекс (дыхательных упражнений ,самомассажа .)
выполнять гимнастические упражнения (кувырки, стойки, мост и тд.)
выполнять комплексы ритмической гимнастики .
выполнять упражнения с предметами(мяч,обруч,скакалка,лента) .
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Обучающийся данному курсу получит возможность научиться:
применять на практики навыки и умения полученные при изучении курса «Гимнастика».
Содержание программы.
Раздел 1.Вводное занятие (правила техники безопасности) .
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2.Теоретические сведения (основы знаний) .
2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений . Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
2.2. Влияние питания на здоровье . Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как связующей нити человека и природы.
2.3. Гигиенические и этические нормы . Гигиенические нормы(гигиенические процедуры до и после занятий, в повседневной жизни; уход за спортивной формой, за повседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3.Общая физическая подготовка .
3.1. Упражнения в ходьбе и беге . Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком галопом, приставным и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
3.2. Упражнения для плечевого пояса рук .На месте в различных исходных положениях (и.п.); в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнёром.
3.3. Упражнения для ног . На месте в разных и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
3.4. Упражнения для туловища . На месте в разных и.п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) . На месте в различных и.п.; с чередованием и.п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ.
Раздел 4.Специальная физическая подготовка .
4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж . Упражнения в различных и.п.; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней. Осанка, походка и имидж.
4.2. Укрепление мышечного корсета . Упражнения на месте и в различных и.п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнёром.
4.3. Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени . Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4. Упражнения на равновесие . На месте в различных и.п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5. Упражнения на гибкость . Воспитание гибкости позвоночника. Тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных и.п. (стоя, сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
4.6. Акробатические упражнения . Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений .
Раздел 5. Дыхательные упражнения .
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление .
Упражнения в различных и.п. (лёжа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнёром.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция .
Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию. ЧСС. Частоте и глубине дыхания. По голосу и речи. По особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж .
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа в различных и.п. массируемого (лёжа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа.
Раздел 9.Контрольные испытания и показательные выступления .
9.1.Физкультурный праздник .
1 вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов упражнений (с предметами и без). Демонстрация отдельных упражнений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания для незанимающихся.
2 вариант (мероприятие для начальной школы). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты на физическую подготовленность:
- гибкость позвоночника: наклон вперёд из положения сидя;
- гибкость (выворотность) – силовая выносливость мыщц туловища: в положении лёжа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45 градусов;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лёжа на спине удержание ног, согнутых под углом 45 градусов в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми ногами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжок через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2.Праздник здоровья .
1 вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни (ЗОЖ), на которых выполняются задания, связанные как с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также семейные конкурсы.
2 вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности ( на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связачного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
тема
количество часов
дата проведения
1 год обучения .
1
Вводное занятие .Техника безопасности . Упражнения в ходьбе и беге
1
11.09
2
Комплекс общеразвивающих упражнений (без предметов)
1
18.09
3
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
1
25.09
4
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
02.10
5
Упражнения на равновесие.
1
09.10
6
Упражнения на гибкость.
1
17.10
7
Упражнения для ног.Прыжки на скакалке .
1
24.10
8
Упражнения для плечевого пояса рук.
1
7.11
9
Контрольные испытания.
1
21.11
10
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
5.12
11
Дыхательные упражнения.
1
19.12
12
Упражнения в ходьбе и беге . Вращение обруча .
1
13
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени.Знакомство с лентой .
1
14
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
1
15
Укрепление мышечного корсета.Скакалка .
1
16
Упражнения на расслабление (релаксация).
1
17
Упражнения для туловища. Танцевальные шаги .
1
18
Самомассаж и взаимомассаж.
1
19
Упражнения на гибкость.Вращение ленты .
1
20
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
21
Упражнения на равновесие.
1
22
Укрепление мышечного корсета.
1
23
Упражнения для ног.Прыжки на скакалке .
1
24
Упражнения на гибкость.
1
25
Упражнения для туловища.Обруч .
1
26
Комплекс общеразвивающих упражнений (с гимнастической скакалкой)
1
27
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
28
Самоконтроль и психорегуляция.
1
29
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени. Подвижные игры .
1
30
Укрепление мышечного корсета.Эстафеты.
1
31
Упражнения на равновесие.
1
32
Физкультурный праздник.
1
33,34
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени.Подвижные игры .
2
2 год обучения .
1
Инструктаж по ТБ .
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
2
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени.Упражнения со скакалкой .
1
3
Самомассаж и взаимомассаж.
1
4
Укрепление мышечного корсета.Подвижные игры .
1
5
Дыхательные упражнения.Упражнения с лентой. .
1
6
Подвижные игры с элементами корригирующих упражнений.
1
7
Укрепление мышечного корсета.Обруч .
1
8
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
9
Упражнения для ног.Упражнения со скакалкой
1
10
Упражнения на равновесие.
1
11
Элементы ритмической гимнастики.
1
12
Упражнения для туловища.Комплекс с обручем
1
13
Упражнения на гибкость.
1
14
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
15
Комплекс общеразвивающих упражнений (с гимнастической палкой)
1
16
Укрепление мышечного корсета.
1
17
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени.
1
18
Влияние питания на здоровье.
1
19
Упражнения на расслабление (релаксация).
1
20
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени.
1
21
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
22
Влияние питания на здоровье.
1
23
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени.
1
24
Укрепление мышечного корсета.
1
25
Укрепление мышечного корсета.
1
26
Подвижные игры с элементами корригирующих упражнений.
1
27
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
28
Дыхательные упражнения.
1
29
Подвижные игры с элементами корригирующих упражнений.
1
30
Упражнения для плечевого пояса рук.
1
31
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени.
1
32
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
33
Праздник здоровья.
1
34
Укрепление мышечного корсета.
1
3 -4 год обучения .
1
Инструктаж по ТБ .Упражнения для ног.
1
2
Упражнения на гибкость.
1
3
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
4
Упражнения в ходьбе и беге.Комплекс ритмической гимнастики .
1
5
Упражнения для туловища.
1
6
Физкультурно – оздоровительное мероприятие.
1
7
Упражнения на равновесие.Комплекс ритмической гимнастики.
1
8
Комплекс общеразвивающих упражнений (с малыми мячами)
1
9
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
10
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени.
1
11
Гигиенические и этические нормы.
1
12
Подвижные игры с элементами корригирующих упражнений.
1
13
Самомассаж и взаимомассаж.
1
14
Дыхательные упражнения.
1
15
Укрепление мышечного корсета.
1
16
Самоконтроль и психорегуляция.
1
17
Гигиенические и этические нормы.
1
18
Укрепление мышечно-связачного аппарата стопы и голени.
1
19
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
20
Упражнения на гибкость.
1
21
Упражнения для плечевого пояса рук.
1
22
Упражнения на расслабление (релаксация).
1
23
Упражнения для туловища.
1
24
Формирование правильной осанки (корригирующие упражнения)
1
25
Укрепление мышечного корсета.
1
26
Подвижные игры с элементами корригирующих упражнений.