Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 5 класса»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 68 с углублённым изучением русского языка и математики» г. Оренбурга
Рабочая программа
по предмету физическая культура
5 класс
Учитель высшей категории Григорьев А.А.
г. Оренбург
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические'комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
•выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
(ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт-пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжная подготовка (лыжные гонки). Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (105 ч)
№ урока
Тема
Часы
Легкая атлетика (15 часов)
1-5
Беговые упражнения
5
6-11
Прыжковые упражнения
6
12-15
Метание малого мяча
4
Спортивные игры (15 часов)
16-30
Баскетбол
15
Гимнастика с элементами акробатики (18 часов)
31-36
Организующие команды и приемы. Висы и упоры. Лазание
6
37-39
Развитие координационных способностей
3
40-48
Акробатические упражнения. Опорный прыжок.
9
Лыжная подготовка (18 часов) (при отсутствии условий для проведения лыжной подготовки, рекомендуемых СанПиН 2.4.2.2821-10 (приложение 7) проводится кроссовая подготовка)
49-66
Лыжная подготовка
18
Спортивные игры (26 часов)
67-84
Волейбол
18
85-92
Футбол
8
Легкая атлетика (13 часов)
93-96
Беговые упражнения
4
97-100
Метание малого мяча
4
101-1-5
Прыжковые упражнения
5
Итого: 105 часов
4. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ УЧЕБНОГО КУРСА
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
I. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2
За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности
За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки
За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике
За непонимание и незнание материала программы
II. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив
При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок
Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях
Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка
III. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2
Учащийся умеет:
- самостоятельно организовать место занятий;
- подбирать средства инвентарь и применять их в конкретных условиях;
- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги
Учащийся:
- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;
- допускает незначительные ошибки в подборе средств;
- контролирует ход выполнения деятельности оценивает итоги
Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов
Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов
IV. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка 5
Оценка 4
Оценка 3
Оценка 2
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени
Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста
Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту
Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.)
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике - путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
НОРМАТИВЫ 5классы
№
п/п
Норматив
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ
5
4
3
5
4
3
1
Бег 30 м
5,3
5,7
5,9
5,6
6,0
6,2
2
Бег 60 м
10,0
10,6
11,2
10,4
10,8
11,4
3
Бег 100 м
-
-
-
-
-
-
4
Бег 250 м
1.05
1.15
1.25
1.15
1.25
1.35
5
Бег 500 м
2.35
2.50
3.05
2.50
3.05
3.20
6
Бег 1500 м
8.50
9.30
10.00
9.00
9.40
10.30
7
Бег 2000 м (д) 3000 м (ю)
-
-
-
-
-
-
8
Бег 5000 м
-
-
-
-
-
-
9
Прыжки в дл. с разбега
300
260
220
260
220
180
10
Метание мяча (150г), гранаты(700,500г)
27
22
18
17
15
12
11
Кросс 2000 м (д) 3000 (м)
-
-
-
-
-
-
12
Угол
-
-
-
-
-
-
13
Отжимание на брусьях
-
-
-
-
-
-
14
Подъём переворотом
-
-
-
-
-
-
15
Подъём силой
-
-
-
-
-
-
ТЕСТЫ
№
п/п
Норматив
I
II
III
IV
I
II
III
IV
1
Прыжки со скакалкой за 15 сек.
5- 34
36
38
40
36
38
40
42
4- 32
34
36
38
34
36
38
40
3- 30
32
34
36
32
34
36
38
2
Подтягивание
5- 7
8
9
10
12
13
14
15
4- 6
7
8
9
11
12
13
14
3- 5
6
7
8
10
11
12
13
3
Отжимание
5- 13
14
15
16
11
12
13
14
4- 12
13
14
15
10
11
12
13
3- 11
12
13
14
9
10
11
12
4
«Пистолетик»
5- 13
14
15
16
8
9
10
11
4- 12
13
14
15
7
8
9
10
3- 11
12
13
14
6
7
8
9
5
Прыжки в дл. с места
5- 140
145
150
155
130
135
140
145
4- 135
140
145
150
125
130
135
140
3- 130
135
140
145
120
125
130
135
6
Челночный бег 4х9
5-10,0
10,5
4-10,6
10,8
3-11,2
11,5
7
Пресс за 1 мин
5-
40
35
4-
35
30
3--
30
25
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ для учащихся отнесенных по состоянию здоровья к СМГ "А"
№
п/п
Контрольное упражнение
Возраст, лет
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
высокий
выше среднего
средний
ниже среднего
низкий
1.
Прыжок в длину с места, см
11
177
164-176
151-163
135-150
134
164
150-163
136-149
119-135
118
2.
Наклон вперед из положения сидя, см
11
9
7-8
5-6
3-4
2
15
12-14
8-11
4-7
3
3.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз
11
22
19
16
13
10
16
14
11
9
6
4.
Поднимание туловища из положения лежа на животе за 15 сек., раз
11
11
10
9
8
7
9
8
7
6
5
5.
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 15 сек., раз
11
14
13
12
11
10
11
10
9
8
7
6.
Приседания за 30 сек., раз
11
24
22
20
18
16
19
18
17
16
15
7.
Медленный бег в чередовании с ходьбой за 6 мин., м
11
1200
1100
1000
900
800
1100
1000
900
800
700
8.
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 сек., раз
11
36
31
26
21
16
31
26
21
16
11
9.
Прыжки через скакалку за 30 сек., раз
11
40
33
25
18
12
45
36
28
22
13
10.
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя, см
11
440
410
380
350
320
370
345
320
295
270
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
К выполнению нормативов Комплекса допускаются лица, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Перечень видов испытаний (тестов), входящих в Комплекс, и порядок оценки выполнения нормативов лицами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинским группам, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Исходя из разнообразия природно-климатических, материально-технических и иных условий, субъекты Российской Федерации вправе дополнительно включить в Комплекс на региональном уровне два вида испытаний (тестов), в том числе по национальным, а также наиболее популярным в молодежной среде видам спорта, по своему усмотрению.
Комплекс предусматривает три уровня трудности (золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия Комплекса).
Лица, выполнившие нормативы Комплекса, имеют право на получение соответствующего знака отличия Комплекса, образец и описание которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
Лица, имеющие спортивные звания и спортивные разряды не ниже второго юношеского и выполнившие нормативы Комплекса, соответствующие серебряному знаку отличия, награждаются золотым знаком отличия Комплекса.
Порядок награждения граждан знаками отличия Комплекса и присвоения им спортивных разрядов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
НОРМАТИВНО-ТЕСТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ ВФСК ГТО
III СТУПЕНЬ
(мальчики и девочки 11-12 лет) (5-6 класс)
Виды испытаний (тесты) и нормы
№ п/п
Виды
испытаний
(тесты)
Мальчики
Девочки
Бронзовый знак
Серебряный знак
Золотой знак
Бронзовый знак
Серебряный знак
Золотой
Знак
Обязательные испытания (тесты)
1.
Бег на 60 м (сек.)
11,0
10,8
9,9
11,4
11,2
10,3
2.
Бег на 1,5 км (мин., сек.)
8,35
7,55
7,10
8,55
8,35
8,00
или на 2 км
(мин., сек.)
10.25
10.00
9.30
12.30
12.00
11.30
3.
Прыжок в длину с разбега (см)
280
290
330
240
260
300
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
150
160
175
140
145
165
4.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)
3
4
7
–
–
–
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз)
–
–
–
9
11
17
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)
12
14
20
7
8
14
Испытания (тесты) по выбору
5.
Метание мяча весом 150 г (м)
25
28
34
14
18
22
6.
Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.)
14,10
13,50
13,00
14,50
14,30
13,50
или на 3 км
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
или кросс на 3 км по пересеченной местности*
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
Без учета времени
7.
Плавание 50 м (мин., сек.)
Без учета времени
Без учета времени
0.50
Без учета времени
Без учета времени
1.05
8.
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Достать пол пальцами
Достать пол пальцами
Достать пол ладонями
Достать пол пальцами
Достать пол пальцами
Достать пол ладонями
9.
Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку,
дистанция - 5 м (очки)
10
15
20
10
15
20
10
Туристский поход с проверкой туристских навыков
В соответствии с возрастными требованиями
Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе
10
10
10
10
10
10
Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**
5
6
7
5
6
7
*Для бесснежных районов страны.
**При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.
Требования к оценке знаний и умений –в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Рекомендации к недельному двигательному режиму(не менее 9 часов)
№
п/п
Виды двигательной деятельности
Временной объем в неделю, не менее (мин )
1.
Утренняя гимнастика
105
2.
Обязательные учебные занятия в образовательных организациях
135
3.
Виды двигательной деятельности в процессе учебного дня
120
4.
Организованные занятия в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, подвижным и спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в спортивных соревнованиях
90
5.
Самостоятельные занятия физической культурой
(с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной деятельности
90
В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов