2.Основная часть Помогать нам сегодня на занятии будут старшеклассники. Они ходят в кружок цифровой безопасности, поэтому расскажут нам о ситуациях, в которых их друзья подверглись атакам мошенников. ( Помогают 2 ученика) -Посмотрим первый сюжет. Демонстрация видео (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента). Анализ нескольких ситуаций-кейсов (интерактивных заданий в формате анимационных фрагментов): Порядок работы с каждой ситуацией-кейсом (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента) строится по следующему алгоритму: • просмотр первой части ролика; • обсуждение ситуации по предложенным вопросам; • формулирование правила-вывода; • проверка правила-вывода на основе просмотра второй части ролика. Ситуация-кейс «Защита личной информации» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента). Цель: зачем и как защищать личную информацию? Описание 1 части видео: Арина купила билет на выставку и сфотографировала его, а затем выложила фото билета в социальных сетях, чтобы друзья за неё порадовались. Вопрос: что в действиях Арины опасно? Описание 2 части видео: запись Арины прочитал мошенник, который позже показал фото билета из личного профиля и по нему прошёл на представление, а Арина уже не смогла воспользоваться купленным билетом. Правило: необходимо быть предельно осторожными, если выкладываете информацию в сети. И чтобы дополнительно себя обезопасить в интернете, используйте фильтр «для близких друзей». Ситуация-кейс «Защита профиля» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента). Цель: как защитить свой профиль в социальной сети от взлома? Описание 1 части видео: Жанна – блогер. Однажды она не смогла войти в свой аккаунт (учётную запись), а её пользователи получили информацию о том, что Жанне надо прислать деньги на лечение её любимого животного. Вопрос: почему Жанна не смогла войти в свой аккаунт? Как вы думаете, что сделали подписчики Жанны? -Если мы получили подозрительное письмо, надо связаться и уточнить информацию у человека, от которого было получено письмо. Описание 2 части видео: но её поклонники-подписчики знали, что у неё аллергия на животных, поэтому они сразу поняли, что аккаунт «взломан», и пожаловались модератору социальной сети. Модератор оперативно заблокировал страницу. Правило: на всех сервисах используйте разные пароли и меняйте их раз в полгода. Пароли должны содержать более 8 символов, включая строчные и заглавные буквы. Также можно подключить дополнительное подтверждение входа, это поможет защитить профиль от мошенников. Ситуация-кейс «Фишинговая ссылка» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента). Цель: как не попасть на «удочку» кибермошенников? Описание 1 части видео: Ваня познакомился в сети с девочкой, и они стали переписываться. В процессе общения Ваня поделился информацией о кино, а новая подруга предложила сходить посмотреть фильм и скинула Ване ссылку, чтобы он оплатил билеты. Ваня перешёл по ссылке и оплатил билеты. Но билеты не пришли, а девочка перестала выходить на связь. Вопрос: какую ошибку допустил Ваня при общении с девочкой в сети? Ваня ввёл данные и не проверил ссылку. Описание 2 части видео: оказалось, что Ваня стал жертвой фишинга, а мошенникам удалось заполучить реквизиты личной карты Вани. Поэтому её пришлось заблокировать и выпустить новую. Правило: прежде чем знакомиться в социальных сетях, просмотрите страничку пользователя – похожа ли она на настоящий профиль, есть ли информация (посты) о каких-то событиях или от друзей. Лучше не переходить по незнакомым ссылкам, так как любая из них может быть опасной. Прежде чем ввести свои данные, проверьте адресную строку, любимая уловка мошенников – использовать схожие буквы. Покупку билетов необходимо делать только на проверенных официальных сайтах. Ситуация – кейс «Социальная инженерия» (интерактивное задание в формате анимационного фрагмента). Цель: как распознать обман в интернете? Описание: Кира очень любит одну музыкальную группу. И однажды ей в личном сообщении написал продюсер и сообщил, что ей предлагают принять участие в просмотре-кастинге. Но для этого необходима фотосессия, за которую надо заплатить. Продюсер попросил перевести деньги как можно быстрее. Кира перевела деньги и стала собираться на просмотр-кастинг, но продюсер почему-то пропал. Вопрос: какую ошибку допустила Кира? Ввела свои данные, оплатив фотосессию. Описание 2 части видео: ведь на самом деле Кира переписывалась с мошенником. Правило: если вам пришло сообщение от незнакомца, то необходимо постараться собрать о нём дополнительную информацию – попросить его представиться, проверить его информацию и попросить прислать больше информации о том, что вам предлагают. Помните, что мошенники всегда будут вас торопить, чтобы у вас не было возможности и времени разобраться в ситуации, чтобы уточнить и проверить полученную информацию. |