Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самос-тоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока урок-рефлексия по ФГОС.
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном пони-мании — это "разговор с самим собой".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Рефлексия на уроках физической культуры"»
СТАТЬЯ.
Рефлексия на уроках физической культуры
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самос-тоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока урок-рефлексия по ФГОС.
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном пони-мании — это "разговор с самим собой".
В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений
Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
В чём сущность рефлексии
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить спосо-бы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами.
Цели урока-рефлексии
По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.: содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденно-
го материала
деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии
и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фик-
сировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и
находить способы их преодоления).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
( целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с
группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц,
цветовое изображение настроения и т.п.))
рефлексия деятельности
(дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом,
поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем
на этапе проверки выполненной работы).
рефлексия содержания учебного материала
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).
Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию рефлексии?
В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.
Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что можно как-то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для собственной рефлексии создается медленно.
Для создания ситуации рефлексии нужно поставить задачи
Организовать и провести ряд работ, в процессе которых ребенок -может исследовать себя по каким-то тестам, понять, что на данном этапе времени представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела: вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются частью физической культуры человека.
Выстраивая эти причинно-следственные связи в подсчете пульса, в составлении графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения, нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит.
А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить.
Прием незаконченного предложения (см. приложения)
рефлексия с использованием оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…)
Прием анализа субъективного опыта
который, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Приём высказывания
где учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или на карточках):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно… и т.д.
Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно ) – в течении всего урока можно использовать, как процесс восстановления
в графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы.
в графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь.
в графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Где учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, формулируют понятие «Скоростные способности», Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуни-кативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке
Вывод
Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлек-сии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки межпредметными связами.