Тип занятия: Семинар. Урок комплексного применения знаний.
Продолжительность занятия: 45 мин
Цели занятия: формирование у школьников ключевых компетенций:
1. в познавательной деятельности:
использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов наблюдения, измерения, эксперимента;
формирование умений применять законы сохранения импульса и энергии при механическом движении систем;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
2. в информационно-коммуникативной деятельности:
способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
3. в рефлексивной деятельности:
владение навыками оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
Триединая цель:
Обучающая – добиться усвоения основных понятий по разделу «Законы сохранения» углубить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; закрепить полученные знания на примерах решения задач, продолжить формирование умений на примерах решения задач по данной теме, навыков самостоятельной работы. Подготовиться к зачету по теме « Законы сохранения в механике»
Воспитывающая – добиться понимания диалектического характера законов природы и процесса познания на примере выявления связей между величинами; умение работать самостоятельно;
Развивающая – развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и демонстрацией, развивать логическое мышление при постановке и решении учебных проблем, демонстрации опытов, формировать общеучебные навыки и умения:
при планировании ответов, постановки целей на урок, рефлексии,
при работе по алгоритму решения задач,
Оснащение занятий:
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиапроектор, слайды.
Раздаточный материал: индивидуальные оценочные листы, тестовые задания, вопросы по теме «Законы сохранения импульса и энергии в механических процессах»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Законы сохранения в механике »
"Законы сохранения в механике" Урок физики в 10-м классе
Тип занятия: Семинар. Урок комплексного применения знаний.
Продолжительность занятия: 45 мин
Цели занятия: формирование у школьников ключевых компетенций:
1. в познавательной деятельности:
использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов наблюдения, измерения, эксперимента;
формирование умений применять законы сохранения импульса и энергии при механическом движении систем;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
2. в информационно-коммуникативной деятельности:
способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
3. в рефлексивной деятельности:
владение навыками оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
Триединая цель:
Обучающая – добиться усвоения основных понятий по разделу «Законы сохранения» углубить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; закрепить полученные знания на примерах решения задач, продолжить формирование умений на примерах решения задач по данной теме, навыков самостоятельной работы. Подготовиться к зачету по теме « Законы сохранения в механике»
Воспитывающая – добиться понимания диалектического характера законов природы и процесса познания на примере выявления связей между величинами; умение работать самостоятельно;
Развивающая – развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и демонстрацией, развивать логическое мышление при постановке и решении учебных проблем, демонстрации опытов, формировать общеучебные навыки и умения:
при планировании ответов, постановки целей на урок, рефлексии,
при работе по алгоритму решения задач,
Оснащение занятий:
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиапроектор, слайды.
Раздаточный материал: индивидуальные оценочные листы, тестовые задания, вопросы по теме «Законы сохранения импульса и энергии в механических процессах»
План урока
№
Этап урока
1. Приемы обучения
2. Методы обучения
Время (мин)
I
Повторение. Актуализация знаний.
1. Устный и письменный контроль.
2.Словесный. Репродуктивный.
7
II
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
1. Показ процессов посредством демонстраций. Акцентирование главного и взаимосвязей.
2. Практический. Поисковый
Самостоятельная работа.
10
III
Контроль и самоконтроль ЗУН.
1. Индивидуальный. Тематический
2. Проблемный. Самостоятельная работа.
10
IV
Закрепление новых знаний.
1. Использование абстрактной наглядности. Решение задач. Анализ.
Организационный момент.Здравствуйте, откройте тетради запишите тему урока.
2. Целеполагание.
Исходя, из темы сегодняшнего и предыдущего урока сформулируйте и пропишите цели, поставленные вами на урок.
Закрепить знания:
О законах сохранения импульса и энергии
О видах механической энергии и способах совершения механической работы
Научиться применять полученные знания при решении задач
Подготовиться к зачету по данной теме.
Сравним поставленные вами цели с моими: СЛАЙД№2
Молодцы!
3. Мотивация
Молодцы! Цели вами поставлены, и я надеюсь на успешность нашего урока. При этом не забываем о четкости самоконтроля.
Каждый из вас может получить оценку за урок, в соответствии с уровнем знаний набрав определенное число баллов: СЛАЙД №3
“5” - 13 и более баллов
“4” - 10 – 12 баллов
“3” - 7 - 9 баллов
Эти баллы складываются из ваших ответов:
По одному баллу за правильный ответ +выполнение теста + решение задачи. Не забудьте, что результаты вашей работы заполняются в индивидуальный оценочный лист.
Индивидуальный оценочный лист
Тема “ Законы сохранения в механике ”
Фамилия ________________________ имя _______________класс
Для успешности выполнения индивидуальных заданий вспомним основные понятия и законы, с помощью которых мы можем научиться решать задачи. Слайд №4
Импульс II закон Ньютона Закон сохранения импульса
p = mvF∆t= ∆p Σ pi = const
m1v1 + m2v2 = m1u 1 +m2u2
Потенциальная энергия тела в поле тяжести Земли ЕП =mgh
Потенциальная энергия тела упруго деформированного тела ЕП = kx2/2
Кинетическая энергия движущегося тела Ек = mv2/2
Теорема о кинетической энергии А = Ек- Ек0
Закон сохранения механической энергии для замкнутой системы
Е = Ек + Еп = const
Слайд № Вопросы по слайдам.
Фронтальный опрос проводится с использованием мультимедийного проектора.
5.Проверка домашнего задания.
На дом были заданы задачи из пособия
Как справились с задачами? (пригласить ученика к доске)
Ребята, а мы с вами решим качественные и несложные расчетные задачи по данной теме.
Вопрос. Мяч массой 100 г подброшен вверх со скоростью 5 м/с. Чему равна
кинетическая энергия мяча в начале броска?
Ответ: == =
2.Вопрос. Скорость тела возросла в 3 раза. Во сколько раз изменилась
кинетическая энергия?
Ответ: Увеличилась в 9 раз
3.Вопрос. Тело массой 1 кг свободно падает с некоторой высоты. В момент падения на землю его кинетическая энергия равна 200 Дж. С какой скоростью упало тело?
Ответ: ЕК= V= = = 20 м/с
4. Вопрос. Если вы находитесь в движущемся со скоростью 20 м/с автомобиле. Чему равна кинетическая энергия находящегося в ваших руках полукилограммового мяча по отношению: а) к вам; б) к человеку, стоящему на остановке?
Ответ: а) Ек= 0; б) Ек= == 100 Дж
5. Вопрос. Какую массу груза нужно поднять на высоту 2 м, чтобы он обладал энергией 62500 Дж?
Ответ: Е= mgh, m= = = 3125 кг
6. Вопрос. С наклонной плоскости высотой h скользит тело. Что можно сказать о кинетической энергии тела у основания наклонной плоскости (коэффициент трения µ)?
Ответ: ЕкЕnна величину работы трения
Рассмотреть решение задачи указать типичные ошибки.
II. Опрос по теме «Законы сохранения импульса и энергии в механических процессах».
1.Учащимся предлагается выполнить тест.
Вариант № 1. Закон сохранения энергии.
1. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?
а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг.
2. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?
а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.
3. Процесс работы - это…
а) любой процесс превращения энергии;
б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;
в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;
г) среди ответов нет «правильного».
4. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:
а) камень, поднятый над землей;
б) летящий самолет;
в) растянутая пружина;
г) летящий воздушный шарик?
5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:
а) катящийся по земле шар;
б) лук с натянутой тетивой;
в) сжатый в баллоне газ;
г) кабинка колеса обозрения.
6. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.
а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется;
б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.
в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется.
7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.
а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной;
б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю;
в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.
Вариант № 2. Закон сохранения энергии.
1. Стальной шарик, летящий горизонтально, упруго ударяется о стальной брусок, подвешенный на нити. Укажите все правильные утверждения.
а) Механическая энергия системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется,
б) Импульс системы “шарик и брусок” при взаимодействии не изменяется.
в) Импульс шарика при взаимодействии изменяется.
2. При падении тела с высоты 2 м сила тяжести совершила работу в 12 Дж. Чему равна масса тела?
а) 6 кг б) 0,6 кг в) 24 кг г) 12 кг,
3. Какие из перечисленных тел обладают кинетической энергией:
а) камень, поднятый над землей;
б) летящий самолет;
в) растянутая пружина;
г) летящий воздушный шарик?
4. Процесс работы - это…
а) любой процесс превращения энергии;
б) процесс превращения энергии, не связанный с движением тел;
в) процесс превращения энергии при действии сил на движущееся тело;
г) среди ответов нет «верного».
5. Какие из перечисленных тел обладают потенциальной энергией:
а) катящийся по земле шар;
б) лук с натянутой тетивой;
в) сжатый в баллоне газ;
г) кабинка колеса обозрения.
6. При торможении тело изменило свою скорость с 20 м/с до 5м/с. При этом сила трения совершила работу в 188 Дж. Чему равна масса тела?
а) 15 кг б) 376 кг в) 1 кг г) 25 кг.
7. Из окна мальчик бросил горизонтально мячик. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения.
а) сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной.
б) импульс мячика при падении увеличивается по модулю.
в) кинетическая энергия мячика при падении увеличивается.
2.Самоконтроль.
Самопроверка полученных результатов:
тесты сверить с ответами на СЛАЙДЕ№5
1 вариант 2 вариант
1)б 1)а, б, в.
2)в 2)б.
3)в 3)б, г.
4) б, г 4)в.
5) б, г 5)б, г.
6)а, б, в 6)в.
7)а, б, в 7)а, б, в.
III. Подготовка к основному этапу урока.
На большом экране с помощью мультимедиапроектор воспроизводятся основные понятия и формулы по изучаемой теме. Слайд№4
Учитель. Ребята, мы сегодня решаем задачи на закрепление темы «Закон сохранения в механике».
Познакомившись с применением законов сохранения импульса и энергии в механике, рассмотрим задачи, на применение законов сохранения, придерживаясь алгоритма. Демонстрируются опыты, а затем решаем задачи.
1.Неупругий удар. (При неупругом ударе импульс сохраняется, а механическая энергия нет, часть ее переходит во внутреннюю, тела в результате столкновения нагреваются). Выполняется только закон сохранения импульса. Слайд№6
2.Упругий удар. Сохраняется как импульс, так и механическая энергия. Слайд№7
Учащимся предлагается сделать общий вывод
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Слайд№8
Закрепили основные понятия по теме законы сохранения
Научились применять полученные знания при решении задач
Подготовились к зачету по теме
ТЕПЕРЬ ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ, И ПОДНИМИТЕ, РУКУ КТО НАБРАЛ ОТ “13 и выше” БАЛЛОВ , “5”.
“10” ДО “12” БАЛЛОВ , “4”
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД № 9
Подготовиться к зачету по теме.
На “5” все задачи ( пособие нечетные номера), вывод законов сохранения и их применение.
На “4” все задачи ( пособие нечетные номера), основные понятия и формулы законов и их применение.
На “3” задачи без звездочек, основные понятия и формулы (без вывода).