kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Законы сохранения в механике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс

Урок по физике

«Закон сохранения в механике»

Цели урока:

1.Образовательная: Сформировать знания учащихся о законе сохранения энергии, о превращении одного вида энергии в другой, о не сохранении механической энергии в случаях действия сил трения.

2.Развивающая: Развивать научное мировоззрение, операции логического мышления, при изучении данной темы; совершенствовать общеучебные умения; развивать коммуникативные качества учащихся; повышать познавательную активность.

3.Воспитательная: Воспитывать:

  • Мотивы учения, добросовестности;
  • Дисциплинированность;
  • вести аккуратные записи в тетрадях;
  • толерантно относиться к друг к другу при устных ответах.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

  • Информационные,
  • Репродуктивные,
  • Наглядные.

Природа  никогда не изменит

великим законам  сохранения.

Даниил Бернулли

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.
    • Сигнальные карточки – физические величины, изученные в 7 классе (учащиеся показывают необходимую величину, названную учителем).
    • Опрос или взаимоопрос учащихся по теме «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии»

Например:

  1. Что называют энергией?
  2. Кинетическая энергия…
  3. Потенциальная энергия…
  4. Кинетическая энергия зависит…и вычисляется по формуле….
  5. Потенциальная энергия зависит… и вычисляется по формуле….
  6. Единица измерения энергии…
  1. Изучение нового материала.
    • Мотивация – Рабочая тетрадь № 218 (выполняется совместно со всеми учащимися);

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ:

  • Истоки открытия закона сохранения энергии уходят в глубокую древность.  «Из ничего ничего не бывает» - так древние греки выражали идею сохранения. Золотым правилом» механики («что выигрываешь в силе, то проигрываешь в расстоянии») пользовался еще Архимед.
  • Считается, что идея использования силы пара для превращения ее в энергию движения принадлежит Герону Александрийскому, жившему в 1 веке нашей эры и создавшему эолипил - "шар Эола"
  • Рене Декарт  (1596-1650 гг.) - Сформулировал закон сохранения количества движения: «Если одно тело сталкивается с другим, оно не может сообщить ему никакого другого движения, кроме того, которое потеряет во время этого столкновения, как не может отнять у него больше, чем одновременно приобрести себе».
  • Христиан Гюйгенс (1629-1695 гг.) - Исследуя удар шаров, доказал, что сохраняется неарифметическая, а векторная сумма их количеств движения.
  • Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) - Дает свой закон – сохранения  «живых сил». Под живой силой Лейбниц понимал величину mv2 ,то есть удвоенную кинетическую энергию тела.
  • Томас Юнг (1773-1829 гг.) - Ввел понятие   кинетической энергии. Под словом «энергия» понимал «способность тела совершать работу вследствие приобретении скорости».
  • Сади Карно (1796-1832 гг.) - Впервые в его работах было упомянуто понятие потенциальной энергии, которое вошло во всеобщее употребление в середине  19 века благодаря трудам шотландского ученого Уильяма Ранкина.
  • в 1758 году Михайло Васильевич Ломоносов писал: «Самые первые начала механики…еще находятся в периоде обсуждения, и наиболее выдающиеся ученые этого столетия не могут прийти к соглашению о них»
  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) - В 1748 году М.В. Ломоносов писал: «встречающиеся в природе изменения происходят так, что если б к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого…Тело, своим толчком побуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения сколько сообщает другому, им двинутому».
  • В середине 19 века немецким врачом и физиологом Р. Майером, английским физиком Дж. Джоулем и немецким врачом и естествоиспытателем Г. Гельмгольцем примерно в одно и тоже время был установлен закон сохранения и превращения энергии как   всеобщий закон природы
  • Один из самых основных законов природы – закон сохранения энергии. Это не только физический закон. Он применим:
  • В астрономии (для расчета движения планет и звезд);
  • В космонавтике (для расчета движения космических кораблей и спутников);
  • В технике (для расчета движения и работы различных машин и механизмов);
  • В химии;
  • В биологии и т.д.

Одним из следствий закона сохранения и превращения энергии является утверждение о невозможности создания «вечного двигателя» (perpetuum mobile) – машины, которая могла бы неопределенно долго совершать работу, не расходуя при этом энергии.

  • Примеры по рисункам учебника 122, 123.
  • Превращение энергий. Е=Ек+Еп=const
  • Закон сохранения энергии: если между телами действуют только силы тяжести и упругости, то полная механическая энергия сохраняется.
  • При наличии сил трения механическая энергия не сохраняется.
  1. Закрепление.
    1. Объясните, какие превращения энергии и почему происходят в следующих случаях:

А) при движении мяча, брошенного вверх;

Б) при скатывании шара с наклонной плоскости;

В) при падении потока воды в водопаде;

Г) при падении пластилинового шарика на пол.

  1. Как был установлен закон сохранения энергии в механике?
  1. Что убеждает нас в справедливости закона сохранения механической энергии? Ответ обоснуйте.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. § 39, страница 131 (таблица); Рабочая тетрадь № 224, 225.

Используемая литература:

1. Физика. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2006.

2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование/  Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.: ил.

3. Интернет ресурсы

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Законы сохранения в механике" »

7 класс Урок по физике «Закон сохранения в механике»

Цели урока:

1.Образовательная: Сформировать знания учащихся о законе сохранения энергии, о превращении одного вида энергии в другой, о не сохранении механической энергии в случаях действия сил трения.

2.Развивающая: Развивать научное мировоззрение, операции логического мышления, при изучении данной темы; совершенствовать общеучебные умения; развивать коммуникативные качества учащихся; повышать познавательную активность.

3.Воспитательная: Воспитывать:

  • Мотивы учения, добросовестности;

  • Дисциплинированность;

  • вести аккуратные записи в тетрадях;

  • толерантно относиться к друг к другу при устных ответах.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

  • Информационные,

  • Репродуктивные,

  • Наглядные.

Природа никогда не изменит

великим законам сохранения.

Даниил Бернулли


  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

    • Сигнальные карточки – физические величины, изученные в 7 классе (учащиеся показывают необходимую величину, названную учителем).

    • Опрос или взаимоопрос учащихся по теме «Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии»

Например:

        1. Что называют энергией?

        2. Кинетическая энергия…

        3. Потенциальная энергия…

        4. Кинетическая энергия зависит…и вычисляется по формуле….

        5. Потенциальная энергия зависит… и вычисляется по формуле….

        6. Единица измерения энергии…

  1. Изучение нового материала.

          • Мотивация – Рабочая тетрадь № 218 (выполняется совместно со всеми учащимися);


ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ:


          • Истоки открытия закона сохранения энергии уходят в глубокую древность. «Из ничего ничего не бывает» - так древние греки выражали идею сохранения. Золотым правилом» механики («что выигрываешь в силе, то проигрываешь в расстоянии») пользовался еще Архимед.

          • Считается, что идея использования силы пара для превращения ее в энергию движения принадлежит Герону Александрийскому, жившему в 1 веке нашей эры и создавшему эолипил - "шар Эола"

          • Рене Декарт (1596-1650 гг.) - Сформулировал закон сохранения количества движения: «Если одно тело сталкивается с другим, оно не может сообщить ему никакого другого движения, кроме того, которое потеряет во время этого столкновения, как не может отнять у него больше, чем одновременно приобрести себе».


          • Христиан Гюйгенс (1629-1695 гг.) - Исследуя удар шаров, доказал, что сохраняется неарифметическая, а векторная сумма их количеств движения.


          • Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) - Дает свой закон – сохранения «живых сил». Под живой силой Лейбниц понимал величину mv2 ,то есть удвоенную кинетическую энергию тела.


          • Томас Юнг (1773-1829 гг.) - Ввел понятие кинетической энергии. Под словом «энергия» понимал «способность тела совершать работу вследствие приобретении скорости».


          • Сади Карно (1796-1832 гг.) - Впервые в его работах было упомянуто понятие потенциальной энергии, которое вошло во всеобщее употребление в середине 19 века благодаря трудам шотландского ученого Уильяма Ранкина.


          • в 1758 году Михайло Васильевич Ломоносов писал: «Самые первые начала механики…еще находятся в периоде обсуждения, и наиболее выдающиеся ученые этого столетия не могут прийти к соглашению о них»


          • Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) - В 1748 году М.В. Ломоносов писал: «встречающиеся в природе изменения происходят так, что если б к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого…Тело, своим толчком побуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения сколько сообщает другому, им двинутому».


          • В середине 19 века немецким врачом и физиологом Р. Майером, английским физиком Дж. Джоулем и немецким врачом и естествоиспытателем Г. Гельмгольцем примерно в одно и тоже время был установлен закон сохранения и превращения энергии как всеобщий закон природы



          • Один из самых основных законов природы – закон сохранения энергии. Это не только физический закон. Он применим:


            • В астрономии (для расчета движения планет и звезд);

            • В космонавтике (для расчета движения космических кораблей и спутников);

            • В технике (для расчета движения и работы различных машин и механизмов);

            • В химии;

            • В биологии и т.д.


Одним из следствий закона сохранения и превращения энергии является утверждение о невозможности создания «вечного двигателя» (perpetuum mobile) – машины, которая могла бы неопределенно долго совершать работу, не расходуя при этом энергии.


          • Примеры по рисункам учебника 122, 123.

          • Превращение энергий. Е=Ек+Еп=const

          • Закон сохранения энергии: если между телами действуют только силы тяжести и упругости, то полная механическая энергия сохраняется.

          • При наличии сил трения механическая энергия не сохраняется.


  1. Закрепление.

        1. Объясните, какие превращения энергии и почему происходят в следующих случаях:

А) при движении мяча, брошенного вверх;

Б) при скатывании шара с наклонной плоскости;

В) при падении потока воды в водопаде;

Г) при падении пластилинового шарика на пол.


        1. Как был установлен закон сохранения энергии в механике?


        1. Что убеждает нас в справедливости закона сохранения механической энергии? Ответ обоснуйте.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание. § 39, страница 131 (таблица); Рабочая тетрадь № 224, 225.


Используемая литература:

1. Физика. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2006.

2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.: ил.

3. Интернет ресурсы






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока по теме "Законы сохранения в механике"

Автор: Львова Людмила Евгеньевна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока на тему "Решение задач по теме "Законы сохранения в механике". "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-po-tiemie-zakony-sokhranieniia-v-miekhanikie"
    ["file_id"] => string(6) "101981"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402471523"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока на тему:  «ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ  В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»"
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekturokanatiemuzakonsokhranieniiaimpulsaiiegoprimienieniievboievykhusloviiakhvielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "295160"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455788725"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме "Законы сохранения в механике""
    ["seo_title"] => string(54) "konspekt_uroka_po_teme_zakony_sokhraneniia_v_mekhanike"
    ["file_id"] => string(6) "490585"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1544699881"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект по физике "Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии при упругом столкновении тел." "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-po-fizikie-zakon-sokhranieniia-impul-sa-zakon-sokhranieniia-enierghii-pri-uprughom-stolknovienii-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "125048"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414872193"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-impul-s-tiela-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "102268"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402492648"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
1900 руб.
1640 руб.
2520 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1250 руб.
1920 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства