Для формирования информационной компетентности учитель предлагает самостоятельную работу с материалом учебника физики (см. стр. 256-257) по теме: «Короткое замыкание», используя прием «Чтение с пометками INSERT» [1] Учитель предлагает сформулировать и записать в тетради определение короткого замыкания 2.Чтобы обосновать причины короткого замыкания учитель предлагает провести экспериментальное исследование. Он представляет на слайде схему для исследования характера зависимости силы тока и напряжения от внешнего сопротивления и предлагает выдвинуть гипотезу о характере зависимости I(R) и U(R) и обоснуйте её теоретически. Физика – наука экспериментальная, поэтому проверить статус гипотез учитель предлагает, проведя исследование в группах с лабораторным и виртуальным оборудованием (прием «Вертушка») Учитель напоминает, что при работе с лабораторным оборудованием необходимо соблюдение правил техники безопасности и предлагает учащимся презентацию буклета «Электробезопасность» (формирование продуктивной компетентности) Учитель раздает учащимся буклеты Для формирования коммуникативно–социальной компетентности учитель разбивает класс на группы, которые получают экспериментальные задания: Подобрав необходимое лабораторное и виртуальное оборудование, соберите электрическую цепь и проведите исследование характера зависимости силы тока и напряжения на зажимах источника от внешнего сопротивления № | R, Ом | I, А | U, В | ЭДС, В | r, Ом | 1 | R→∞ | I→ | U → | | | 2 | R ↑ | I | U | | | 3 | R→ 0 | I→ | U → | | | Представить результаты исследования, заполнив таблицу Обосновать теоретически характер полученной зависимости Обосновав теоретические причины возникновения короткого замыкания, учитель предлагает перечислить, в каких случаях данное явление наблюдается в жизни и к каким последствиям оно приводит, представляя (формирование продуктивной компетентности) работу будущего сотрудника МЧС Для формирования здоровьесберегающей компетенции) учитель проводит динамическую паузу в группахсменного состава: Представьте, что каждый из вас - потребитель. Выберите тип соединения и соедините руки так: чтобы в сети не возникла перегрузка, приводящая к короткому замыканию чтобы в сети возникла перегрузка, приводящая к короткому замыканию Учитель представляет рисунки будущего художника (формирование продуктивной компетентности) о том, что надо делать в быту, чтобы не подвергать свою жизнь опасности: визуально проверять целостность проводов, розеток, выключателей не закрашивать провода и шнуры не закреплять провода гвоздями не заклеивать электропроводку обоями не доверять монтаж или ремонт посторонним лицам не подключать к одной розетке несколько электроприборов не пользоваться в ванных комнатах электроприборами, так как повышенная влажность, полы токопроводящие, водопроводные и газовые трубы соединены с землей Учитель возвращается к проблемной ситуации начала урока: Почему же удлинитель с телевизором и магнитофоном исправно работал, а при включении стиральной машины вдруг загорелся? Учитель напоминает, что ток при коротком замыкании может превысить номинальный ток в цепи во много раз. В таких случаях цепь должна быть разорвана раньше, чем температура проводов достигнет опасных значений. Чтобы сообщить, какие существуют средства защиты от короткого замыкания, учитель предлагает работу будущего инженера (формирование продуктивной компетентности) | Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что уже знаю + – новая информация (узнал) ? – хочу узнать больше Учащиеся, обсуждая материал учебника, совместно с учителем составляют план урока: Определение явления короткого замыкания Причины возникновения и последствия короткого замыкания Защита от короткого замыкания Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают в тетради определение короткого замыкания Учащиеся выдвигают гипотезы о характере изменения силы тока в цепи I и напряжения на зажимах источника U в зависимости от изменения R, как правило, опираясь на закон Ома для участка цепи (гипотеза №1) и закон Ома для полной цепи (гипотеза №2). Будущий медик рассказывает о результатах выполнения проектного задания (семейного) и проводит презентацию буклета «Электробезопасность» Учащиеся разбиваются на 3 группы и выполняют задания: сопротивление R бесконечно велико (цепь разомкнута) Сопротивление R уменьшается Сопротивление R=0 (виртуальная лаборатория) Учащиеся заполняют таблицу на интерактивной доске в режиме примечаний и делают вывод о статусах гипотез гипотеза №1 - ложная гипотеза №2 – верная Ученики перечисляют жизненные ситуации, работая с информацией видеоряда, представленной учащимся. Затем он приводит статистику пожаров в РФ и нашем городе от короткого замыкания Учащиеся по желанию участвуют в динамической паузе Ученики отвечают, что «гадать не приходится, все просто. Прежде нагрузка была невелика, и провод ее выдерживал. Но стиральная машина мощнее, значит, ток увеличился, изоляция начала плавиться, жилы провода соприкоснулись — короткое замыкание» Учащийся представляет свою работу, рассматривая различные виды защитных устройств, а также рассказывая о ВУЗах, где можно получить высшее образование по данной специальности, выпускниках школы, работающих в данной области, проходных баллах |