Перенос знаний по условию равновесия рычага на решение задач.Знакомство с пременением простых механизмов в природе и технике.Развитие информационных и творческих компетенцийюРазвитие умений классифицировать. сравнивать. сопоставлять и делать выводы.Развитие самостоятельности мышления. развитие грамотной устной речи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Условие равновесия рычага. Решение задач. »
Тема урока: Условие равновесия рычага. Решение задач.
Цели урока:
Образовательная:а)перенос знаний по условию равновесия рычага на решение задач, б)знакомство с применением простых механизмов в природе и технике; в) развитие информационных и творческих компетенций.
Воспитательная: а) воспитание мировоззренческих понятий: причинно – следственные связи в окружающем мире, познаваемость окружающего мира и человека; б) нравственное воспитание: чувство товарищеской взаимовыручки, этика групповой работы.
Развивающая: а) развитие умений: классификация и обобщение, формирование выводов по изученному материалу; б) развитие самостоятельности мышления и интеллекта; в) развитие грамотной устной речи.
План урока:
I. Организационная часть (1-2 минуты).
II. Активизация мыслительной деятельности (7 мин).
III. Решение задач повышенной сложности (15 мин)
IV. Дифференцированная работа в группах (12 мин)
V. Проверка знаний и умений (6 мин).
VI. Обобщение и завершение урока (2-3 мин).
II. Активизация мыслительной деятельности
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
1. Будет ли в равновесии этот рычаг (рис.1)?
2.Как уравновесить этот рычаг (рис.2)?
3.Как уравновесить этот рычаг (рис.2)?
III. Решение задач повышенной сложности
В.И. Кем №521*
На концах рычага действуют силы 2Н и 18 Н. Длина рычага 1 м. Где находиться точка опоры, если рычаг в равновесии.
Дано: Решение:
F1=2H F1d1=F2d2
F2=18H d1+d2=L d2=L-d1
L=1м F1d1=F2(L-d1) F1d1=F2L-F2d1
М1=М2 F1d1 +F2d1=F2L d1(F1 +F2) =F2L
Найти: d1=F2L/(F1+F2)
d1 d2 Ответ: d1=0,9м ; d2=0,1м
В.И.Кем №520*
Пользуясь системой подвижных и неподвижных блоков, необходимо поднять груз массой 60 кг. Из скольких подвижных и неподвижных блоков должна состоять система, чтобы этот груз мог поднять один человек, прикладывая силу в 65Н?
Дано: Решение:
m =60кг. F1 =P/2 n =5-подвижных блоков
F =65H F =P/n*2 следовательно неподвижных блоков
Найти n P =mg нужно также 5, а в общем 10.
F =mg/2n
n =mg/2F
IV.Дифференцированная работа в группах
Группа 1
Задача. Длина меньшего плеча 5 см., большего 30 см. На меньшее плечо действует сила 12Н. Какую силунадо приложить к большему плечу, чтобы уравновесить рычаг? (Ответ: 2Н)
Сообщение . Историческая справка.
Первые простейшие машины (рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость и т.д.) появились в древности. Первое орудие человека – палка – это рычаг. Каменный топор – сочетание рычага и клина. Колесо появилось в бронзовом веке. Несколько позже стала применяться наклонная плоскость.
Группа 2
Задача. На концах невесомого рычага действуют силы 100Н и 140Н. Расстояние от точки опоры до меньшей силы равно 7 см. Определите расстояние от точки опоры до большой силы. Определите длину рычага.(Ответ:5см; 12см)
Сообщение
Уже в V веке до нашей эры в афинской армии (Пелопонесская война) применялись стенобитные машины – тараны, метательные приспособления – баллисты и катапульты. Строительство плотин, мостов, пирамид, судов и других сооружений, а также ремесленное производство, с одной стороны, способствовали накоплению знаний о механических явлениях, а с другой стороны, требовали о них новых знаний.
Группа 3
Задача
Загадка: У них тяжелый труд все время, что-то жмут. ??
Группа 4
Загадка: Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились.
Группа 5
Задача
Сообщение. Рычаги в живой природе.
В скелете животных и человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Например, у человека – кости рук и ног, нижняя челюсть, череп, пальцы. У кошек рычагами являются подвижные кости; у многих рыб – шипы спинного плавника. Рычажные механизмы в скелете в основном рассчитаны на выигрыш в скорости при потере в силе. Особенно большие выигрыши в скорости получаются у насекомых .
Рассмотрим условия равновесия рычага на примере черепа (схема черепа). Здесь ось вращения
рычага О проходит через сочленение черепа и первого позвонка. Спереди от точки опоры на относительно коротком плече действует сила тяжести головы R ; позади - сила тяги Fмышц и связок, прикрепленных к затылочной кости.
V. Проверка знаний и умений.
Вариант-1.
1.Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, прямо пропорциональны плечам этих сил.
2.Неподвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.
3. Клин - простой механизм.
4.Подвижный блок преобразует силу по модулю.
5.Единицы измерения момента силы—Н*м.
Вариант-2
1.Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.
2.Неподвижный блок дает выигрыш в силе в 4 раза.
3. Наклонная плоскость- простой механизм.
4. Чтобы поднять груз весом 100 Н с помощью подвижного блока потребуется 40 Н
5.Условие равновесия рычага М по часовой = М против часовой.
Вариант-3.
1. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе.
2.Простые механизмы преобразуют силу только по модулю.
3.Чтобы поднять груз весом 60 Н с помощью подвижного блока потребуется 30 Н
4.Плечо силы - расстояние от оси вращения до точки приложения силы.
5.Циркуль – простой механизм.
Вариант-4.
1.Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.
2.Простые механизмы преобразуют силу только по направлению.
3. Винт не простой механизм.
4. Чтобы поднять груз весом 100 Н с помощью подвижного блока весом 10 Н
потребуется 50 Н.
5.Плечо силы – кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы.
Вариант- 5.
1.Момент силы - произведение силы на плечо.
2. С помощью подвижного блока, прилагая силу 200 Н, можно поднять груз -400 Н.
3.Плечо силы измеряется в Ньютонах.
4.Ворот- простой механизм.
5.Неподвижный блок преобразует силу по направлению