- ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;
- продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;
- совершенствовать навыки групповой работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: брусок деревянный, оборудование для фронтальной работы (указано в карточках для групповой работы), мультимедийный проектор, тестовые задания, карточки для групповой работы.
Учебник: Пёрышкин А.В. «Физика-7».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме ,,Сила трения'' -7 класс»
урок по физике в 7 классе
Тема урока: «Сила трения. Трение в природе и технике».
Цели урока:
- ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;
- продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;
- совершенствовать навыки групповой работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: брусок деревянный, оборудование для фронтальной работы (указано в карточках для групповой работы), мультимедийный проектор , тестовые задания, карточки для групповой работы.
Учебник: Пёрышкин А.В. «Физика-7».
Ход урока
I. Постановка проблемного опыта.
Учитель: Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на санках или лыжах. Почему при спуске с горы вы не продолжаете двигаться бесконечно, а останавливаетесь? Что вам мешает катиться все дальше и дальше? Давайте проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу. Что будет наблюдаться? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены? (Слайд №1.)
II. Формирование новых знаний.
1. Объяснение учителя:
- явление трения, сила трения, виды трения;
- сила трения покоя;
- причины трения;
- измерение силы трения (слайды № 2-9).
2. Работа в группах.
Учитель: Вот сколько интересного мы узнали о силе трения. Учёных издавна интересовало, от чего зависит сила трения ?
Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, из которого изготовлены тела, от величины их грузки на эти тела, от степени гладкости или шероховатости их поверхностей (слайд №10).
А хотите знать, от чего зависит сила трения? Давайте разобьемся на группы и выясним это, а потом сравним результаты нашего исследования с результатами Леонардо да Винчи. (Учащиеся получают карточки для групповой работы.)
Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения
и веса тела
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые - 2 шт.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь.
3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемешайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра, результат измерения силы запишите в тетрадь.
6. Ответьте на контрольный вопрос: какая сила больше - вес тела или максимальная сила трения покоя; максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения; сила трения скольжения или сила трения качения?
7. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра;
б) по гладкой бумаге;
в) по наждачной бумаге.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей
Сила трения скольжения, Н
Дерево по дереву
Дерево по гладкой бумаге
Дерево по наждачной бумаге
3. Ответьте на контрольные вопросы:
- Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей? От шероховатости трущихся поверхностей?
- Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?
4.Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него - груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу
трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните его с результатом, полученным при выполнении пункта 3.
5. Ответьте на контрольные вопросы:
- Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?
- Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?
6. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
3. Обсуждение результатов работы в группах.
Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану:
Учитель: Леонардо да Винчи получил следующие результаты :
от площади не зависит;
от величины нагрузки зависит ( пропорциональна ей); от шероховатости поверхностей зависит. Совпадают наши результаты эксперимента с его результатам?(Слайд 14)
4. Объяснение учителя: трение в природе и технике.
Учитель: Ребята, а как вы думаете: трение полезно или вредно? (Слайд №15.)
- Какова роль силы трения при ходьбе?
- Как можно облегчить движение по скользкой поверхности?
В Москве во время реконструкции улицы Горького часть домов с помощью катков была передвинута на другое место.
Когда первый поезд шел по только что построенной железной дороге из Петербурга в Москву, «один услужливый царский чиновник, желая угодить начальству, приказал на подведомственном ему перегоне выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав в участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса поезда забуксовали - и поезд остановился. Случилось это потому, что из-за смазки сила трения покоя резко уменьшилась и ее не хватило на то, чтобы тянуть поезд. Пришлось срочно соскребать краску на перегоне в несколько километров».
5. Формирование умений и навыков.
А. Упражнения.(Слайд 21)
1. Соотнесите виды трения с соответствующими фразами.
Трение скольжения
Одно тело катится по поверхности другого
Трение качения
Я слишком слаб, чтобы сдвинуть эту коробку
Трение покоя
Одно тело скользит по поверхности другого
2. Выберите факторы, которые влияют на силу трения (Слайд 22):
-величина нагрузки;
- площади движущихся поверхностей;
- направление движения;
- неровность поверхности.
3. На каком из рисунков правильно отображены силы, сопровождающие движение деревянного бруска.(Слайд 23)
Б. Решение качественных задач (Шевели мозгами) (Слайды 24-36)
1. Почему санки, скатившись с горы, останавливаются?
2. Почему мел оставляет след на классной доске?
3. Для чего «разводят» пилы (наклоняют в противоположные стороны соседние зубья)?
4. Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?
5. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?
6. Почему после дождя грунтовая дорога становится скользкой?
7. Почему при росе косить траву легче? Какая пословица говорит об этом?
8. Какой вид трения имеет место при катании на велосипеде? При перевозке груза на санках? При катании на лыжах? При передвижении рабочим катушки с проволокой? При движении вагонетки?
9. Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного?
11.Стеклянную бутылку с узким горлышком ученик быстро и чисто отмыл
теплой водой, в которую добавил мелко накрошенную яичную скорлупу и
кусочки газетной бумаги. Бутылку он все время встряхивал. Какое физическое явление помогло ему отмыть бутылку?
12. Почему металлические ступеньки (лестницы, подножки трамвая, поезда ) не гладкие, а имеют рельефные выступы?
13. Зачем шины автомобилей делают ребристыми?
14. К ножкам многих приборов (телевизоры, магнитофоны, проигрыватели) приклеены резиновые кружки. Зачем?
III. Предъявление опорного конспекта ( слайды №37 -38).
Учащимся предъявляется опорный конспект .Учитель рассказывает материал по конспекту.
IV. Экспресс-диагностика
Учащиеся выполняют тест.
1 вариант.
1.Санки ,скатившиеся с горы, останавливаются в результате действия силы
а) упругости б)тяжести в) трения
2.Одной из причин возникновения силы трения является
а) шероховатость поверхности
б) вес тела
в) движение по поверхности
3.Смазку вводят между трущимися поверхностями для
а) увеличения трения
б) уменьшения трения
в) уменьшения силы упругости
4.При скольжении одного тела по поверхности другого возникает
а) трения покоя
б) трения скольжения
в) деформация тел
5.Если силу, прижимающую тело к поверхности увеличить, то сила трения
а) увеличится
б) уменьшится
в) не будет зависеть от этой силы
6.Гвоздь, вбитый в доску, удерживается в доске силой
а) упругости доски
б) трения
в) трения покоя
2 вариант
1.Мальчик, скользящий на коньках по льду, останавливается в результате действия
а) веса мальчика
б) силы упругости льда
в) силы трения
2.Одной из причин возникновения силы трения является
3.Колесо катится по асфальту без проскальзывания. На него действует
а) вес колеса
б) сила трения качения
в) сила упругости колеса
4.При равных нагрузках сила трения скольжения всегда
а) больше силы трения качения
б) меньше силы трения качения
в) равна силе трения качения
5.Тело, находящееся в покое на наклонной плоскости, удерживается силой
а) трения скольжения
б) трения покоя
в) тяжести тела
6. Нитку, которой сшиты два куска ткани, удерживает(-ют)
а) сила упругости нитки
б) нити тканей
Учащиеся, сидящие на одной парте обмениваются работами и проверяют , выставляют оценки.
Слайд 39
№ задания
Ответы
1 вариант
2 вариант
1
в
в
2
а
б
3
б
б
4
б
а
5
а
б
6
в
в
V. Подведение итогов урока.
Учитель: Что мы узнали сегодня о трении? Что такое сила трения? Когда она возникает? Как направлена? Каковы причины её возникновения? Какие виды трения вы знаете? От чего зависит и от чего не зависит сила трения?
VI. Домашнее задание. (Слайд 40)
§30- 32 Творческое задание. Напишите сочинение на тему « Я защищаю трение» или « Я обвиняю трение».