Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме: «Плавание тел» исполнитель: учитель физики Собко Светлана Юрьевна МКОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа» Технологическая карта изучения темы Предмет физика Класс 7. Тема урока: "Плавание тел"
Тип урока: Урок исследования.
Цели урока:
Образовательные цели:
• лабораторным путем выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести;
• сформировать умения объяснять причинно-следственные связи проявления выталкивающей силы. Установить экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимые для обеспечения условия плавания тел;
Развивающие цели:
• развить интерес к изучению физики на основе межпредметных связей с математикой, литературой и историей;
• в ходе выполнения практических заданий, развить творческие способности учащихся;
• продолжать формировать умение проводить опыты и делать выводы; развивать умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
Воспитательные цели:
• формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- понимать и объяснять физическое явление плавания тел.
-владеть экспериментальными методами исследования условий плавания тел от действия силы тяжести в жидкости и газах.
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Метапредмметные результаты:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
-формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
Личностные результаты:
-Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Оборудование: Мультимедийный проектор.
Структура урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
3. Постановка учебной проблемы и ее обсуждение
4. Проведение фронтального эксперимента
5. Первичное закрепление
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия
Ход урока
1.Организационный момент.(2мин) Индивидуальная работа.
2. Проверка домашнего задания. Выполнение тестовой работы. 7 мин (Приложение1)
Учащиеся отвечают на тест в начале урока. Учитель показывает ответы, учащиеся проверяют, выставляют баллы в путевой лист.
Учитель: На предыдущих уроках мы рассмотрели действие жидкости и газа на погруженное в них тело, изучили закон Архимеда.
Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
Ученики: Архимедова сила.
Учитель: Куда направлена эта сила?
Ученики: Она направлена вертикально вверх.
Учитель: От чего зависит архимедова сила?
Ученики: Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.
Учитель: А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?
Ученики: Тогда для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ρжgV, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.
Учитель: Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?
Ученики: Сила тяжести.
3.Постановка учебной проблемы(3 мин) Фронтальная работа.
Опыт 1. Учитель помещает в стакан с водой три предмета, один из них сплывает на поверхность, второй плавает, третий тонет.
Учитель: Почему одни тела тонут, другие плавают, а третьи всплывают на поверхность?
Ответ: Сделаны из разных веществ.
Учитель. Какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?
Ответ. Мы будем изучать плавание тел?
(Записывают тему урока)
Тема урока: «Плавание тел»
Учитель: Откройте тетради запишите число, тему урока.
Учитель: Ребята, а что мы с вами сегодня должны выяснить?
Ученики: Условия плавания тел.
Учитель. Это и есть наша цель сегодня на уроке.
Ответ. Определить условие плавания тел
4.Проведение эксперимента. Работа в парах.
Учитель: Ребята, все условия плавания тел попробуем проверить экспериментально, выполнив исследования.
Задания:
Задание 1:
Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.
Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.
Результаты оформите в виде таблицы.
Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или нет |
| 1 | |
| 2 | |
| 3 | |
Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, сосновый брусок, пенопласт
Вывод: если плотность жидкости больше плотности вещества, то тело___________________
если плотность жидкости меньше плотности вещества, то тело___________________
если плотность жидкости равна плотности вещества, то тело___________________
Задание 2
1. Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде?
1. Заставьте картофелину плавать в воде.
2. Объясните результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой, сосуд с соленой водой, картофелина .
Задание 3
Как заставить пластилин плавать в воде?
Объясните результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой, пластилин.
Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело.
Учитель Как вы думаете, есть ли какая –нибудь связь между силой тяжести и архимедовой силой для плавающих тел?
Задание 4:
Сравните архимедову силу, действующую на предмет с силой тяжести предмета.
Сделайте выводы на основании результатов опытов.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, три пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Вывод: тело тонет, если сила тяжести ____________ архимедовой силы (больше, меньше, равна)
Тело плавает на поверхности, если тяжести ___________ архимедовой силы(больше, меньше, равна)
Тело плавает внутри жидкости, если сила тяжести ________ архимедовой силе(больше, меньше, равна)
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, три пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
5.Первичное закрепление.
Разбор упражнения:
– Какие вещества (лед, серебро, пробка, кирпич, парафин) будут всплывать в воде, бензине, ртути?
вода | бензин | ртуть |
лед пробка парафин | пробка | Лед серебро пробка парафин |
– Какие вещества будут всплывать в керосине? (пробка, сосна, дуб)
Ответ: (пробка, сосна, дуб)__________________-____
Учитель:
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, вода и нефть.
Укажите порядок расположения жидкостей.
Учитель. А теперь проверяем.
Происходит самопроверка
6. Домашнее задание
Возвращаются к цели урока. Учащиеся проговаривают, что узнали на уроке нового. Достигли ли поставленной цели.
7. Рефлексия:
Приложение
Путевой лист 1 вариант _____________________
Ф.И
Приложение 1
Тест по теме : Архимедова сила 1 вариант Архимедову силу рассчитывают по формуле: а) Fa = ρт Vт g б) Fa = ρж Vт g с) Fa = ρж Vж g д) Fa = ρт Vж g Переведи в СИ 1,9 кН а) 190 Н б) 1900 Н с) 19 000 Н д) 0,19 Н От каких величин зависит архимедова сила? а) Плотность вещества, из которого состоит тело. б) Плотность жидкости в) Объем жидкости. г) Толщины слоя жидкости над телом. 4. В какой жидкости будет плавать кусок парафина? а) в бензине б) в керосине в) в воде 5. Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 2 м3 при полном его погружении в воду? Плотность воды 1000 кг/м3. а) 20000к Н б) 20кН с) 12,5 Н д) 1,25 Н |
Приложение 2
Задание 1:
Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.
Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.
Результаты оформите в виде таблицы.
Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или нет |
| 1 | |
| 2 | |
| 3 | |
Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, сосновый брусок, пенопласт
Вывод: если плотность жидкости больше плотности вещества, то тело___________________
если плотность жидкости меньше плотности вещества, то тело___________________
если плотность жидкости равна плотности вещества, то тело___________________
Задание 2
1. Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде?
1. Заставьте картофелину плавать в воде.
2. Объясните результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой, сосуд с соленой водой, картофелина .
Задание 3
Как заставить пластилин плавать в воде?
Объясните результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой, пластилин.
Задание 4:
Сравните архимедову силу, действующую на предмет с силой тяжести предмета.
Сделайте выводы на основании результатов опытов.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, три пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Вывод: тело тонет, если сила тяжести ____________ архимедовой силы (больше, меньше, равна)
Тело плавает на поверхности, если тяжести ___________ архимедовой силы(больше, меньше, равна)
Тело плавает внутри жидкости, если сила тяжести ________ архимедовой силе(больше, меньше, равна)
Приложение 3
Упражнение
– Какие вещества (лед, серебро, пробка, кирпич, парафин) будут всплывать в воде, бензине, ртути?
– Какие вещества будут всплывать в керосине? (пробка, сосна, дуб)
__________________-____
Оценочный лист
задания | Баллы |
1.тест №1 | |
2.экспериментальная работа | |
«5» - 8 баллов Оценка________
«4» - 6 -7 баллов
«3» - 4-5 баллов
Приложение 4
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
Путевой лист 2 вариант _____________________
Ф.И
Приложение 1
Тест по теме: Архимедова сила 2 вариант 1.В каких единицах измеряется выталкивающая сила в СИ? а) Н б) кг с) Па д) Н/кг 2. Переведи в СИ 50 см3 а) 0,5 м³ б) 0,05 м³ с) 0,005 м³ д) 0,00005 м³ 3. Архимедова сила зависит от … А) глубины погружения тела в жидкость. Б) расстояния тела до дна сосуда В) веса тела Г) объема тела 4. В какой жидкости не утонет лед? А) в спирте Б) в нефти В) в воде 5. Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 3 м3 при полном его погружении в воду? Плотность воды 1000 кг/м3. а) 1250 Н б) 125 Н с) 30к Н д) 1,25 Н |
Приложение 2
Задание 1:
Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.
Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.
Результаты оформите в виде таблицы.
Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или нет |
| 1 | |
| 2 | |
| 3 | |
Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, сосновый брусок, пенопласт
Вывод: если плотность жидкости больше плотности вещества, то тело___________________
если плотность жидкости меньше плотности вещества, то тело___________________
если плотность жидкости равна плотности вещества, то тело___________________
Задание 2
1. Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде?
1. Заставьте картофелину плавать в воде.
2. Объясните результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой, сосуд с соленой водой, картофелина .
Задание 3
Как заставить пластилин плавать в воде?
Объясните результаты опыта.
Оборудование: сосуд с водой, пластилин.
Задание 4:
Сравните архимедову силу, действующую на предмет с силой тяжести предмета.
Сделайте выводы на основании результатов опытов.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, три пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Вывод: тело тонет, если сила тяжести ____________ архимедовой силы (больше, меньше, равна)
Тело плавает на поверхности, если тяжести ___________ архимедовой силы(больше, меньше, равна)
Тело плавает внутри жидкости, если сила тяжести ________ архимедовой силе(больше, меньше, равна)
Приложение 3
Упражнение
– Какие вещества (лед, серебро, пробка, кирпич, парафин) будут всплывать в воде, бензине, ртути?
– Какие вещества будут всплывать в керосине? (пробка, сосна, дуб)
__________________-____
Оценочный лист
задания | Баллы |
1.тест №1 | |
2.экспериментальная работа | |
«5» - 8 баллов Оценка________
«4» - 6 -7 баллов
«3» - 4-5 баллов
Приложение 3
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
Ответы к тесту Архимедова сила 1 вариант
Ответы к тесту Архимедова сила 2 вариант
Плотности некоторых твердых тел, жидкостей
Твердое тело | ρ, кг/м3 | ρ, г/см3 | Твердое тело | ρ, кг/м3 | ρ, г/см3 |
Осмий | 22 600 | 22,6 | Алюминий | 2700 | 2,7 |
Иридий | 22 400 | 2,4 | Мрамор | 2700 | 2,7 |
Платина | 21 500 | 21,5 | Стекло оконное | 2500 | 2,5 |
Золото | 19 300 | 19,3 | Фарфор | 2300 | 2,3 |
Вольфрам | 19 100 | 19,1 | Бетон | 2300 | 2,3 |
Свинец | 11 300 | 11,3 | Цезий | 1900 | 1,9 |
Серебро | 10 500 | 10,5 | Кирпич | 1800 | 1,8 |
Медь | 8900 | 8,9 | Сахар-рафинад | 1600 | 1,6 |
Никель | 8900 | 8,9 | Оргстекло | 1200 | 1,2 |
Латунь | 8500 | 8,5 | Капрон | 1100 | 1,1 |
Сталь, железо | 7800 | 7,8 | Полиэтилен | 920 | 0,92 |
Олово | 7300 | 7,3 | Парафин | 900 | 0,90 |
Цинк | 7100 | 7,1 | Лед | 900 | 0,90 |
Чугун | 7000 | 7,0 | Дуб (сухой) | 700 | 0,70 |
Ванадий | 6000 | 6,0 | Литий | 530 | 0,53 |
Корунд | 4000 | 4,0 | Сосна (сухая) | 400 | 0,40 |
Алмаз | 3510 | 3,51 | Пробка | 240 | 0,24 |
Барий | 3500 | 3,5 | | | |
| |
Жидкость | ρ, кг/м3 | ρ, г/см3 | Жидкость | ρ, кг/м3 | ρ, г/см3 |
Ртуть | 13 600 | 13,60 | Скипидар | 860 | 0,86 |
Серная кислота | 1800 | 1,80 | Керосин | 800 | 0,80 |
Мед | 1350 | 1,35 | Спирт | 800 | 0,80 |
Глицерин | 1260 | 1,26 | Нефть | 800 | 0,80 |
Вода морская | 1030 | 1,03 | Ацетон | 790 | 0,79 |
Молоко цельное | 1030 | 1,03 | Эфир | 710 | 0,71 |
Вода чистая | 1000 | 1,00 | Бензин | 710 | 0,71 |
Масло подсолнечное | 930 | 0,93 | Жидкое олово (при t = 400 °C) | 6800 | 6,8 |
Масло оливковое | 920 | 0,92 | Жидкий воздух (при t = –194 °C) | 860 | 0,86 |
Масло машинное | 900 | 0,90 | Жидкий водород (при t = –253 °C) | 70 | |
Литература
1.http://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_po_fizike_fgos_7_klass_viii_vidusloviya_plavaniya_tel.-2502.htm