kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физика технологическая карта урока по теме "Плавание тел" в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта с описанием хода урока в 7 классе по теме "Плавание тел". Технологическая карта составлена по методике М.А. Шаталова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физика технологическая карта урока по теме "Плавание тел" в 7 классе»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ

ФИО УЧИТЕЛЯ: ЛЕОНОВИЧ ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА

КЛАСС: 7 ПО ФГОС ОО

ТЕМА УРОКА: ПЛАВАНИЕ ТЕЛ

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ: ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АРХИМЕДОВА СИЛА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ»

  2. ПРЕДМЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИИ «ПЛАВАНИЕ ТЕЛ»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- ЗНАЮТ УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ В ЖИДКОСТИ

- УМЕТЬ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

- УМЕЮТ НАХОДИТЬ В ИСТОЧНИКАХ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО УСЛОВИЮ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ

- ПРИМЕНЯЮТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ – ПЛАВАНИЯ ТЕЛ

- УМЕЮТ СРАВНИВАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИЗОБРАЖАТЬ ИХ НА СХЕМАХ И РИСУНКАХ

- ДЕЛАТЬ ОБОБЩАЮЩИЕ ВЫВОДЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

- ВЫЯВЛЯЮТ, ФОРМУЛИРУЮТ И РЕШАЮТ УЧЕБНУЮ ПРОБЛЕМУ

- РАЗВИВАЮТ СПОСОБНОСТЬ ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ

- АДЕКВАТНО ПОНИМАЮТ ИНФОРМАЦИЮ УСТНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ

- УМЕЮТ СТРОИТЬ УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

- УМЕЮТ АНАЛИЗИРОВАТЬ, СОПОСТАВЛЯТЬ, ОБОБЩАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

- УМЕЮТ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

- УМЕЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛИ СВОЕГО ОБУЧЕНИЯ

- УМЕЮТ СТАВИТЬ И ФОРМУЛИРОВАТЬ ДЛЯ СЕБЯ НОВЫЕ ЗАДАЧИ В УЧЁБЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- РАЗВИВАЮТ СПОСОБНОСТИ ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ

- РАЗВИВАЮТ СПОСОБНОСТЬ К ВЫДЕЛЕНИЮ, ОПИСАНИЮ И ОБЪЯСНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

- УЧАТСЯ ВЫСТРАИВАТЬ ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕМ И ОДНОКЛАССНИКАМИ

- ФОРМИРУЮТ ГРАНИЦЫ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ И «НЕЗНАНИЯ»

- ПРИОБРЕТАЮТ ОПЫТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА, АНАЛИЗА И ОТБОРА ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСТОЧНИКОВ

- ДАЮТ САМООЦЕНКУ СВОЕЙ РАБОТЕ

ТИП УРОКА:

  1. ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ: УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ

  2. ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ: КОМБИНИРОВАННЫЙ

  3. ПО ВЕДУЩЕМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ: УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

ОСНОВНОЙ: ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ: НАГЛЯДНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

- УЧЕБНИК

- КОМПЬЮТЕР, МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР

- ПРЕЗЕНТАЦИИ

- СХЕМЫ, РИСУНКИ, ЧЕРТЕЖИ

- РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ

- ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ХОД УРОКА

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/ самооценки

учителя

обучающихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный/беседа

Настраивает учащихся на продуктивную работу

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные: целеполагание

Совместное обсуждение

  1. Формулирование темы урока через проблемную ситуацию, постановка цели

Наглядно – иллюстративный/ проблемный

Уточняет тематические рамки, осуществляет текущий контроль знаний и умений, актуализирует знания

отвечают на вопросы (прим.1), формулируют тему урока ,знакомятся с лабораторным оборудованием,

Предметные:

ознакомление с оборудованием; повторение понятия и формулы архимедовой силы

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения практических заданий

Коммуникативные:

Умение учитывать различные мнения, отличные от собственных

Регулятивные: самостоятельное обнаружение и формулирование учебной проблемы

Совместное обсуждение;

взаимоконтроль

  1. Изучение нового материала

Исследование/ практический

Контролирует работу обучающихся, даёт рекомендации по выполнению практического задания, контролирует выполнение эксперимента

Выполняют экспериментальные задания, работают с таблицей плотностей тел, оформляют записи в тетрадях: заполняют таблицу (к опыту 1, выполняют рисунки (к опыту 2)

Предметные:

выяснение условий плавания тел

Познавательные: составление плана эксперимента и успешная его реализация

Коммуникативные: отстаивание своей точки зрения на решение учебной проблемы

Регулятивные: выдвижение гипотез для решения учебной проблемы, корректирование своих ошибок

Самоконтроль; совместное обсуждение

  1. Закрепление нового материала

практический

Предлагает проверку с обсуждением ответов

Выполняют задание по рисунку, отвечают на вопросы, заполняют пробелы в таблице

Предметные: применение новых знаний

Коммуникативные: умение использовать научные термины для выражения своих мыслей

Регулятивные: осуществление пошагового и итогового контроля по результатам экспериментов

Совместное обсуждение; взаимоконтроль

физкультминутка

  1. Проверка домашнего задания на данный урок

словесный

Демонстрирует решение задач через проектор

Проверяют по экрану решение домашних задач (Упр. 26 задачи №3,4,5)

Предметные:

умение решать задачи на тему «Архимедова сила»

Познавательные: использование знаково-символических средств для решения задач, умение строить рассуждения

Регулятивные: контролирование способов решения задач

Самоконтроль; Совместное обсуждение;

  1. Домашнее задание на следующий урок

Словесный, наглядно - иллюстративный

Демонстрирует прибор ареометр, ставит опыт с «картезианским водолазом», мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания

Осуществляют выбор вариативной части домашнего задания

Предметные: составление плана изучения темы о способах плавания тел

Коммуникативные: стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Совместное обсуждение;

  1. Рефлексия учебной деятельности

беседа

Обсуждает критерии оценки и самооценки работы обучающихся на данном уроке

Производят самооценку своей работе на данном уроке: пишут синквейн по теме «Плавание», заполняют анкету

Предметные:

фиксация новых знаний: что такое плавание и какие условия плавания тел на поверхности жидкости, внутри жидкости и условия, когда тело тонет

Познавательные:

умение выделять главное из многого, подводить итоги самостоятельной деятельности

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя, умение оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной оценки

Самоконтроль; совместное обсуждение





























Ход урока



Прим.1



  • Какие известные вам из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы?

  • Что является причиной возникновения выталкивающей силы?

  • Какие две силы действуют на любое тело, находящееся внутри жидкости или газа?

  • В каком случае тело будет тонуть в жидкости, а в каком всплывать?

Опыт 1. Перед вами стакан с водой и кубики: парафиновый, пробковый и железный. Как они будут вести себя в  воде? Результат занести в таблицу. Сделать вывод: при каком условии твёрдые тела тонут (плавают, всплывают) в жидкости

Плотность воды, кг/м3

Плотность вещества, кг/м3

Поведение в воде (тонет, плавает, всплывает)

1000

Парафин 900

Пробка 240

Железо(сталь) 7800




Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Опыт 2. У вас два стакана с водой, соль, кусочки картошки.

В сосуд с водой опускают небольшую картофелину и наблюдают, как она тонет. Затем картофелину вынимают из воды и опускают в насыщенный раствор соли. Замечают, что здесь картофелина плавает. После этого переливают часть насыщенного соленого раствора в цилиндр. Подливают в раствор воду и, перемешивая его, постепенно уменьшают плотность до того момента, пока картофелина не будет плавать внутри жидкости, что и является предметом демонстрации.

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела. Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.

Без соли добавили половину соли высыпали всю соль



Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Опыт 3.

Капните несколько капель масла в стакан с водой. Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Вывод: значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.

вопрос. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

А какими способами можно потушить горящий бензин?

Ответ: Песком; при помощи огнетушителя.

Опыт 4.* (дополнительно)



Заставьте пластилин плавать в воде. (обучающиеся, возможно, догадаются сделать из пластилина маленькую лодочку.) Почему же одно  и то же  тело ведёт себя по-разному?

Вывод. Если изменить форму пластилина в виде лодочки, то можно заставить его плавать.

Общий вывод:

тело тонет, если сила тяжести ____________ архимедовой силы (больше, меньше, равна)

Тело плавает на поверхности, если тяжести ___________ архимедовой силы (больше, меньше, равна)

Тело плавает внутри жидкости, если сила тяжести ________ архимедовой силе (больше, меньше, равна).

Тело тонет, если его плотность ____________ плотности жидкости (больше, меньше, равна)

Тело плавает внутри жидкости, если его плотность ________ плотности жидкости (больше, меньше, равна).

Тело плавает на поверхности, если его плотность__________ плотности жидкости (больше, меньше, равна)

Закрепление:

1) Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее внутри  жидкости.

О









2) Запишите формулу, выражающую  закон Архимеда.

Запишите формулу  для вычисления силы тяжести

Какие одинаковые величины входят в обе формулы? А чем отличаются формулы? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.

3) Заполните пробелы в таблице



Условия плавания тел в жидкости

1. Если ________ то тела тонут.

2. Если ρвρж, то тела_______

3. Если ρв= ρж, то тела _______.

1. Если Fтяж.  FA, то тела ________

2. Если _________ то тела всплывают.

3. Если ________ то тела плавают внутри жидкости.



Физкультминутка.

Учёные придумали интересный прибор ареометр Для чего он служит?

Он представляет собой стеклянную трубку, запаянную с двух концов, на донышке трубки обычно насыпают песок. Прибор плавает на поверхности жидкости. Как вы думаете, для чего нужен этот прибор?

Демонстрация прибора. Ареометр. «Картезианский водолаз»

Домашнее задание.

§ 52, изучить и уметь объяснять выполнение лабораторной работы №9 по учебнику.

По желанию:

1.Сконструируйте прибор «картезианский водолаз» (разными способами) – задание стр.155 - 156 учебника и на листочках.

2.Подготовить доклад или презентацию «Ареометр», «Это интересное - Мёртвое море» (на 3 мин)

Рефлексия.

  1. Что мы узнали на уроке? Какие задачи, поставленные в начале урока, были нами решены?

Повторим ещё раз. Условия плавания тел в жидкости.

1. Если  , то тела тонут.

2. Если , то тела всплывают.

3. Если , то тела плавают внутри жидкости.

1. Если Fтяж.  FА, то тела тонут.

2. Если Fтяж. А, то тела всплывают.

3. Если Fтяж. = FА, то тела плавают
    внутри жидкости.



  1. Напишите синквейн на тему «Плавание»

  2. А сейчас попрошу, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас. Заполните анкету.

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным



Пояснения к Д/З

Способы выполнения экспериментальной домашней задачи "Картезианский водолаз".



Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту (по-латыни его фамилия - Картезий). Опыт был так популярен, что на его основе создали игрушку, которую и назвали «Картезианский водолаз».



Прибор представлял из себя стеклянный цилиндр, наполненный водой, в которой вертикально плавала фигурка человечка. Фигурка находилась в верхней части сосуда. Когда нажимали на резиновую пленку, закрывавшую верх цилиндра, фигурка медленно опускалась вниз, на дно. Когда переставали нажимать, фигурка поднималась вверх.



Вариант 1. Самый простой и наглядный

Роль водолаза будет выполнять пипетка, а сосудом послужит обыкновенная пластиковая бутылка.

Инструкция:

Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка.

Возьмите пипетку, наберите в нее немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама снова всплывала.

Теперь, закрутив бутылку пробкой, нажмите на боковые стенки бутылки. Пипетка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление пальцев или ладони - она снова всплывет. Можно, регулируя силу нажатия на бутылку, заставить пипетку «зависнуть» на одном уровне.



Вариант 2. Со стеклянной бутылкой 

Описание такое же, как и в варианте № 1. Различие только в том, что для изменения давления внутри бутылки, мы давим не на боковые стенки бутылки (стеклянную бутылку мы так просто не сожмем), а на верхний слой воздуха, который находится над водой. Для этого горлышко бутылки затяните плотной и прочной пленкой (от надувного шарика, например).

При нажатии на резиновую пленку, пипетка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление пальца – она снова всплывет. В данном варианте опыта мы немного сжали воздух в горлышке бутылки, и это давление передалось воде.



Вариант 3. Старинный. Спички-водолазы 

Этот опыт можно показать так, как его показывали наши дедушки и бабушки (в Вашем случае скорее прабабушки и прадедушки). В обычную стеклянную бутылку наливаем воду доверху и опускаем на воду несколько спичечных головок, обломанных  почти у края головки, слегка варьируя длину обломка. Затыкаем горлышко бутылки плотно пальцем и нажимаем на воду (спичкам иногда  лучше дать слегка поплавать, но не обязательно). И спичка, как водолаз, идет ко дну. Нажмем сильнее – за ней следует другая и т.д.  Вероятно, этот вариант имеет больше "фокусности", да и показать его в быту просто.


Вариант 4. Надувательный. Насос или легкие.

Вместо того чтобы сжимать бутылку или нажимать на мембрану сверху можно просто сильно подуть в горлышко бутылки и водолаз также потонет. В этом варианте мы передаем давление воде воздухом, который мы вдуваем. Можно смастерить устройство со шприцом или насосом, герметично присоединив их к пробке бутылки. При нажатии на поршень шприца – поплавок тонет, а при оттягивании поршня – всплывает.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Физика технологическая карта урока по теме "Плавание тел" в 7 классе

Автор: Леонович Людмила Александровна

Дата: 05.03.2017

Номер свидетельства: 398007


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства