Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (Эстафета олимпийского огня)»
Дата: 10.03.2016 г
Тема: Решение задач по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (Эстафета олимпийского огня)
Цели урока:
- обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
- формирование представление о Зимних Олимпийских играх и их взаимосвязи с физическими явлениями и законами;
- привитие культуры умственного труда, создание условий для повышения интереса к изучаемому материалу.
Оборудование: карточки-задания, тесты, картинки с изображением зимних видов спорта, олимпийского огня.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация. Постановка целей урока.
Пусть кипит работа,
Сложны соревнованья,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!
Сегодня у нас урок решения задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», обобщающий урок по данной теме. Но будет он необычный – Олимпийский урок, на котором поговорим об олимпийских играх. Есть два варианта этого международного спортивного события Олимпийские летние и зимние Олимпийские игры.
И у меня к вам вопрос: Где в нашей стране проходят зимние Олимпийские игры? Какие по счёту?
Конечно, это XXII зимние Олимпийские игры и XI Паралимпийские игры 2014 года в Сочи, которые стали первыми зимними Играми в истории России.
И сегодня мы узнаем о зимней олимпиаде, о зимних видах спорта, выясним, как с помощью физических законов можно улучшить спортивные результаты.
Олимпийские игры – крупнейшие и самые престижные в мире спортивные состязания, которые с нетерпением ждут миллионы любителей спорта. Игры проходят один раз в четыре года. И их организация - высокая честь и большая ответственность. Наша страна выиграла право на эти игры. С 7 по 23 февраля 2014 года мы будем наблюдать за прохождением Игр и болеть за наших спортсменов.
Девиз олимпийских игр - "Быстрее, выше, сильнее". Этот девиз станет девизом нашего сегодняшнего олимпийского урока. Поэтому старайтесь на уроке выполнять задания быстрее, оценки получать выше и тогда вы станете сильнее и сможете без труда выполнить на следующем уроке контрольную работу.
III. Актуализация знаний учащихся.
Одним из символов Олимпийских игр является Олимпийский огонь.
За четыре недели до на чала состязаний в Олимпии, в Греции, от солнечных лучей зажигают олимпийский огонь. Затем этот факел по стране, где проводятся игры, несут , передавая друг другу , множество спортсменов. В день открытия Игр последний из них вбегает на стадион и зажигает огонь в специальной чаше.
Этот огонь горит все время, пока идут Игры.
- Сегодня мы с вами тоже пронесем олимпийский факел и зажжем огонь в
олимпийской чаше.
На первом этапе эстафеты предлагаю вам выполнить тест по теме «Измерение атмосферного давления» (у каждого ученика на парте).
ТЕСТ
1. Атмосферное давление измеряют прибором, название которого …
а) динамометр б) барометр в) линейка г) термометр
2. Ртутный барометр представляет собой ….
а) трубку Торричелли б) стеклянную трубку с жидкостью
в) трубку Торричелли с линейкой г) трубку Торричелли со шкалой проградуированной в единицах атмосферного давления
3. Что входит в состав атмосферы
а) твердые тела б) газы в) жидкости
4. На сколько делятся основные слои атмосферы
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
5. Нормальное атмосферное давление равно
а) 750 мм рт.ст. б) 760 мм рт.ст. в) 730 мм рт.ст. г) 740 мм рт.ст.
6. Что доказали Торичелли и Паскаль, указать верное утверждение
а) зависимость атмосферного давления только от высоты
б) зависимость атмосферного давления только от изменения погоды
в) зависимость атмосферного давления не только от высоты, но и от изменения погоды
г) не верного ответа
(взаимопроверка)
IV. Основной этап.
- Теперь наш огонь может продолжить свою эстафету. По пути следования
огня мы познакомимся с некоторыми зимними олимпийскими видами спорта.
Просто мчатся по лыжне
То под силу даже мне.
Сам попробуй бегать день,
А потом попасть в мишень,
Лёжа навзничь, из винтовки.
Тут нельзя без тренировки!
А мишень тебе не слон
Спорт зовётся… (Биатлон)
Слайд 1
1) Биатлон. (второй этап)
Название вида спорта "биатлон", происходит от латинского bis - дважды и греческого attlon - состязание или борьба. Первоначально биатлон именовался как "современное зимнее двоеборье". Двоеборье, состоящее из лыжных гонок со стрельбой на нескольких огневых рубежах лежа и стоя из малокалиберной винтовки.
- Итак, на старт, внимание, поехали. Мы приближаемся к первому огневому
рубежу. (второй этап)
Задание 1
Соотнесите величины и единицы измерения
1. Давление Н/кг
2. Ускорение свободного падения кг/м3
3. Плотность Па
4. Сила м2
5. Площадь поверхности Н
(Проверяем правильность выполнения задания)
Второй огневой рубеж:
Задание 2
Соотнеси физические величины и формулы.
- Наш огонь следует дальше. (третий этап)
Лыжа здесь всего одна,
Коротка, а не длинна.
Чудеса на ней покажем,
Кувыркаться можем даже!
(Сноуборд)
2) Сноубординг.
Сноубородинг — сравнительно молодой вид спорта. Название вида спорта происходит от английского snowboarding, т.е. от snowboard - "снежная доска".
Это вид лыжного спорта, заключающийся в спуске по снежному склону на широкой
окантованной доске, на которой крепления для ног устанавливаются поперек линии движения, а также в выполнении акробатических элементов на специальной полуовальной трассе -полутрубе.
Решим задачу:
Какое давление оказывает сноубордист массой 75 кг на сноуборд площадью 0,45 м2?
Дано: Решение.:
m=75 кг p=F/S
g=10 Н/кг F= m*g=75*10=750 H
S=0,45 м2 р=750/0,45=1667 Па
p-? Ответ: р≈1667Па
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два, три , четыре,
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево,
Всё мы делаем умело
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь уменьшаем.
А давление растёт,
Прыгнем - вовсе пропадёт!
- Наш факел продолжает свой путь. (четвёртый этап)
Камень по льду я в «дом» запущу,
И щёткой дорожку ему размету.
(керлинг)
3. Кёрлинг.
Керлинг (от англ. to curl - крутить) -разновидность игры в кегли на льду. В современном керлинге две команды, состоящие из четырех человек, соревнуются в точности попадания в зачетный круг (дом) специальных спортивных снарядов -бит (диск с рукояткой массой 20 килограммов и размером 30 х 40 сантиметров), изготовленных из гранита и называемых камнями.
Здесь самая главная проблема – сила трения. Но и она с помощью физических знаний побеждена спортсменами. Партнерам по команде разрешается натирать лед специальными щетками или метелками по ходу движения камня, что позволяет частично корректировать дальность пуска камня и траекторию его движения.
- Поиграем в кёрлинг, на точность попадания камней в зачётный круг.
Задание. (записано на обратной стороне карточек-камней, учащиеся по-очереди выполняют у доски)
- Выразите :
1. в паскалях давление: 5 гПа; (500 Па)
2. в паскалях давление: 0,4 кПа; (400 Па)
3. в гектопаскалях давление: 6 500 Па; (65 гПа)
4. в килопаскалях давление: 4 300 Па. (4,3 кПа)
- Наш олимпийский огонь заканчивает свою эстафету. Последний этап.
Свободный иль классический
Любой стиль симпатический
Передвигаюсь, как хочу
На лыжах быстро укачу!
Гонки лыжные уважаю
Никому не проиграю!
5. Лыжные гонки.
Лыжные гонки считают одним из популярных видов лыжных соревнований. Задача спортсмена-лыжника – как можно быстрее преодолеть дистанцию.
Последнее задание. Кто быстрей? (задания на карточках у каждого учащегося)
1. Какое давление оказывает на дно сосуда слой воды, высотой 0,5 м?
(проверка правильности решения задачи)
2. Какое давление оказывает лыжник массой 60 кг на снег, если площадь лыжи равна 0,15 м2.
Дано:
m=60 кг p=FS=mg/S=60*10/0,3=2000 Па=2 кПа
g=10 Н/кг
S= 0,15 м2
р-?
Олимпийский огонь закончил свою эстафету. Зажигаем огонь в олимпийской
чаше.
V. Итог урока. Выставление оценок.
-Наш Олимпийский огонь зажжен. А настоящий огонь запылал в олимпийской
чаше 7 февраля 2014 года в Сочи на открытии XXII зимних Олимпийских Игр.
(выставление оценок)
Быстро пробежал урок.
Давайте подведем итог.
Весь урок мы говорили.
Многое мы повторили,
В тетрадку дома посмотрите
И наш урок восстановите.
Тогда сумеете на 5
Контрольную все написать.
VI. Домашнее задание. Повторить формулы, подготовиться к контрольной работе.